Светлана Савицкая. Над Ромэн взошла новая звезда

            

Коллектив театра «Ромэн» великолепно завершил сезон Года Литературы постановкой «Здравствуй, Пушкин». 29 и 30 декабря прошли премьеры спектакля, вызвавшие у зрителей шквал аплодисментов. Точно напоенные вином, поднялись они с мест, лишь артисты вышли на поклон. Возгласы «Браво» раздавались и с привилегированного первого ряда и с галерки. Но, как только бархатный красный занавес опустился, разгоряченные, выдохнули зрители разочарованно! Мало! Им показалось мало двух с половиною часов чудесного духовного напитка.
«Кубок янтарный
Полон давно,
Пеной угарной
Блещет вино.
Света дороже
Сердцу оно;
Но за кого же
Выпью вино?...»
Как и все цыганское – спектакль полон динамизма, огня, любви и песен.
Артисты смело молодые. Можно сказать, юные. Невероятно красивые. Пластичные.
Музыкально-романтическая фантазия в 2-х действиях А. Гессена и И. Ром-Лебедева была интерпретирована в литературно-сценической редакции Георгия и Андрея Жемчужных.
Прежде всего, хотелось бы отметить ряд «опьяняющих» находок.

         

Впервые озвучена тайна появления русского поэта на свет. Несколькими намеками зрителю дается сенсационная информация о том, что Осип Абрамович Ганнибал к рождению великого русского поэта не имеет никакого отношения, потому как его супруга Мария Алексеевна Пушкина три года во время появления поэта на свет жила у цыганского принца индийского происхождения. И у Марии от Ганнибала детей не было. Эту тайну унаследовала дочь Марии Надежда Осиповна, мать Александра Сергеевича Пушкина. Как истинный дворянин Пушкин не мог при жизни открыть эту «не свою» родовую тайну. Но его поэма «Цыгане» выстроена, как шифрограмма истинно цыганских предсказаний и мистик.
Спектакль «Здравствуй, Пушкин!» построен на фактах из биографии поэта, когда он бродит с цыганами и знакомится в таборе с Земфирой, когда его тянет общаться с бродячим таинственным племенем. Обильно снабжены сцены лирикой поэта. Великолепны и исторически-точны костюмы.
Яркие краски находок сценографии тоже не оставят зрителя без восторгов. Потрясающи, например, сцены разведения магического легендарного «Цыганского костра времен», укрощения в танце выбранной поэтом белой лошади среди черного табуна. Свадебный танец цыган возле бочки, предназначенной, как выкуп невесты удивит хореографической новизной и радостно-дерзновенной веселостью участников. Чарующи передвижения зеркал, птиц, окон… Вообще вся площадка авансцены снабжена несколькими лестницами и «взгорьями», и ландшафт «местности» из-за этого все время меняется.
Одинаково «вкусно» показан как домашний быт помещика, так и высшее светское общество, балы, маскарады, так и кочевая жизнь цыган.
На каком-то этапе зритель ловит себя на мысли, что он наблюдает в окна времен натуральную жизнь из воспоминаний или снов.
Истинное наслаждение доставит любителям цыганского искусства душевное исполнение Народных артистов России Моисея Оглу, Романа Грохольского, Екатерины Жемчужной.

      
Прекрасна и Заслуженная артистка России Ляля Жемчужная, сыгравшая Анну Керн. Органично вписана в действие не менее блистательная игра молодежи, коей полна сцена. Потрясающе пластична Земфира – Плахотная, невеста-Абасова, другие певуньи и танцовщицы, сыщики и друзья поэта.
Но главное слово хотелось бы сказать о самом Пушкине.
«…Пейте за радость
Юной любви —
Скроется младость,
Дети мои...
Кубок янтарный
Полон давно.
Я — благодарный —
Пью за вино».
Приятнее всего сознание того, что 27-милетний Андрей Жемчужный, исполняющий главную роль действительно похож! К тому же он юн, строен, и прекрасен, его очаровательная улыбка, унаследованная от династии всей плеяды артистов Жемчужных удивительно хороша! Черные натуральные шелковые кудри, бакенбарды, умение достойно держаться до мелочей – вплоть до - подавать белые перчатки и шляпу лакею, кидать оземь дорогую бобровую шубу, сопровождать в танце партнёрш, кстати, тоже дивной красоты, но самое главное, конечно же уметь читать с удивлением и задором по-новому стихи и держать в постоянном развитии неким центром галактики всех остальных артистов оба акта от начала до конца! Ведь, как ни крути, действие завязано постоянно на него одного.
Совершено очевидно, что ТАКОГО Пушкина в мировом искусстве еще не видели и не знали, и над театром «Ромэн» взошла новая звезда. Постановка Жемчужных в «Ромэн» – некий вызов другим спектаклям той же чопорной Москвы, где условности давно преобладают над эстетикой.
Спектакль начинается с бала Маскарада, и заканчивается Свадебным балом. Наполнение новой постановки символизмом заставляет задуматься. Ведь в жизни Наталья Гончарова была выше поэта. Но в спектакле «наш» Пушкин значительно выше нее. И зритель воспринимает это нормально, потому что – ну да – кто для нас Гончарова и кто для нас Пушкин? К тому же не белым саваном окутана невеста, танцующая с Александром Сергеевичем, а зажата в корсет свадебных одежд.
Торжество великого искусства над остальным миром выведено и в название спектакля: «Здравствуй, Пушкин»!» Здравствуй всегда.

 

                                                                                    

Светлана Савицкая

Фото Юрия Машкова