Ирина Силецкая. Юбилейный вечер в Праге
- Подробности
- Категория: Статьи
- Дата публикации
- Автор: Kefeli
- Просмотров: 2377
Идея провести вечер, посвященный 125-летней годовщине со дня рождения Карла Чапека родилась в конце прошлого года, и вот я в маленьком местечке Старая Хуть в Чехии, где прожил счастливые три года известный чешский писатель, фантаст и драматург Карел Чапек со своей женой актрисой Народного театра Ольгой Шайнпфлуговой с 1935 по 1938 годы. Я в доме-музее Карла Чапека, которым уже более 20 лет руководит Кристина Ванёва. Музей открыт в доме, который достался супругам в качестве свадебного подарка для пожизненного проживания с возможностью реконструкции и усовершенствования, чем с удовольствием и занялась супружеская пара. Иду по комнатам музея.
Карел родился 9 января 1890 года в Малых Святоновицех в семье врача Антонина Чапека, который вскоре перевез семью в Упицы, где открыл частную практику. Карел много времени проводил у бабушки, которая привила ему любовь к чешскому фольклору. Первые рассказы Чапек начал писать в четырнадцать лет в соавторстве с братом Йозефом. Ранние рассказы «Простые мотивы» и «Истории фей» опубликовали в местной газете «Nedele», а потом они вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916). Карел учился в гимназии в Градец-Кралове с 1901 по 1905 годы, затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. В 1907 году семья перезжает в Прагу, где с 1909 года Карел учится в Карловом университете на философском факультете, там изучает философию, эстетику, изобразительное искусство, немецкий, английский, несколько лет учится в Берлине и Париже. Будучи студентом, принимает активное участие в издании литературного альманаха. Брат Йозеф знакомит его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.
Ирина Силецкая и директор музея братьев Чапеков
В 1915 году он получает звание доктора философии, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству». Чапек страдал от серьезного хронического заболевания – болезни Бехтерева, и по состоянию здоровья не был призван в армию, недолго работал гувернером в семье графа Лажански. С осени 1917 начал работать журналистом и критиком в газете «Национальная газета» (Národní listy), а с 1921 и до своей смерти работал журналистом , культурным и политическим редактором в газете «Народная газета» ( Lidové noviny). Карел активно занимается литературой с 1916 года, после выхода первых сборников рассказов. Критики отмечали, что очень разные по характеру рассказы демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения.
Карел испытал первую любовь к Анне Непереной в 15-летнем возрасте, в 17 лет увлекся танцовщицей Герминой Бергеровой, а в 19 лет Либушей Солперовой. В тридцатилетнем возрасте в нем боролись чувства к Вере Грузовой, которая была его любовью и литературной музой и к Ольге Шайнпфлуговой, актрисе Пражского «Tеатра на Виноградах», с которой он знакомится в 1920 году. Ольга стала его знакомой и близким другом, а в 1935 году и женой. С 1921 по 1923 годы он был драматургом этого театра, где ставится в том числе и его пьеса «Россумские универсальные роботы» («Р.У.Р.»), в которой впервые появилось слово «робот». Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф являются изобретателями слова «робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» искусственно созданных людей и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название ему не нравилось, а брат-художник, оформлявший декорации спектакля, предложил назвать этих искусственных людей словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» — práce, а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»), с чем Карел и согласился.
В отличие от других писателей-фантастов, использовавших слово «робот» для обозначения человекоподобных неживых механизмов, Карел Чапек назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике. Теперь весь мир обязан братьям Чапекам возникновением этого слова. В 1921 году вышла пьеса «Из жизни насекомых», в которых Карел критикует материальные и технологические излишества. В пьесе «Средство Макрополуса», которая вышла в счет в 1923 году, высмеивает поиски человеческого бессмертия. Многие свои произведения Карел Чапек написал вместе со своим братом - Йозефом, который являлся и автором иллюстраций некоторых книг писателя. «Белая болезнь» - пьеса о том, как в недалёком будущем свирепствует пандемия новой неизлечимой болезни, поражающей людей старше 45 лет. Врач-пацифист изобретает лекарство, но отказывается отдать его миру, пока диктатор страны не прекратит агрессивную внешнюю политику. В финале диктатор сам заболевает и соглашается на мир, но доктор убит агрессивной толпой, а лекарство потеряно.
В 1922 году К.Чапека представили первому президенту Чехословакии Т.Г.Масарику , с которым он много беседовал, помогал ему с переводами. Писатель стал личным другом и многолетним собеседником президента, пропагандировал многие его идеи и написал книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком». В 1925 году писатель избран председателем чехословацкого Пен-клуба, в создании которого активно участвовал. Вместе с братом он переезжает в новый дом на Виноградах в Праге. С 1931года Карел стал членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству, в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом, но отказался от поста по причине болезни. Помимо литературы и журналистики Чапек был известнен как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии), он выращивал кактусы и собирал пластинки с музыкой со всего мира.
Ещё при жизни Чапек получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами, был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года. За двадцать два года писательской деятельности Карелом Чапеком написано сорок четыре книги. В 1922 году написан первый знаменитый роман «Фабрика абсолюта». Суть событий находится на стыке религии и философии: чехословацкие ученые изобрели вечный двигатель, но неожиданно проявился побочный эффект — при его работе кроме чистой энергии выделяется ещё и чистый дух — Абсолют, который приводит к возникновению большого количества и разнообразия религий и философских течений в зависимости от мест установки вечного двигателя, что поражает внимательного читателя. Второй роман писателя «Кракатит» — «роман-предостережение» написан в 1924 году, в котором чехословацкий ученый создает атомную бомбу и разочаровывается в результатах. Написано множество интереснейших рассказов, статей, много произведений для детей, к чему автор относился очень серьезно и ответственно.
Экскурсовод Дана Послушна, которая более 30 лет работает в музее, ведет меня по залам, я слушаю ее неторопливый рассказ, смотрю на две подковы, которые Чапек установил на пороге дома, на камин, созданный по его проекту, на его вещи - шахматы, чемодан, сижу на его рабочем стуле за его письменным столом, а затем в его кресле со специальными подушками для больной спины и передо мной проносится его удивительная жизнь. Ведь юность Чапека пришлась на очень непростой период, когда в Европе шли войны и революции, в Чехии господствовали Габсбурги. В этот период Чапек написал свои «Мучительные рассказы», основной чертой которых была безысходность и неспособность противостоять жестокому миру. Но в Чехию пришла демократия и Чапек с радостью принял перемены и близко сошёлся с новыми властями, но оказалось — напрасно, ибо этим его попрекали до конца жизни.
В 1925 году в Чехии появилась национальная фашистская партия и Чапек встал на путь открытой борьбы с фашизмом. Именно тогда была написана «Война с саламандрами», книга, явившаяся вершиной его творческой деятельности и обессмертившая его имя. В конце своей жизни Чапек близко сошёлся с чешскими коммунистами, несмотря на повешенный на него ярлык «официального писателя». Теперь его начали травить и реакционные фашистские элементы. Не только книги Чапека запрещались к публикации, но и само его имя было табуировано. Ирония судьбы, но травили его по той же причине, что и раньше. Он был «официальный писатель» чешской власти, друг первого президента Чехословацкой Республики Томаша Масарика. Чапеку слали анонимки, угрозы, оскорбления. Он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша.
Карел Чапек с супругой Ольгой
Умер Чапек от гриппа 25 декабря 1938 незадолго до фашистской оккупации Чехословакии. Легенда говорит о том, что он всю ночь молился в соборе Святого Витта за спасение своей страны, после чего простыл и заболел. Смерть избавила его от застенков гестапо, его пришли арестовывать через два месяца после его смерти. Ареста не смог избежать его брат Йозеф, замученный нацистами в концентрационном лагере Берген-Бельзен. Архив писателя был спрятан вдовой, Ольгой Шайнпфлуговой, в саду усадьбы Стрж в селе Старая Хуть и обнаружен уже после войны. Похоронен Карел Чапек на мемориальном кладбище в Вышеграде. Карел Чапек он не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), поэтому в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950—1960-х годов вновь стал активно издаваться и изучаться.
Директор музея Кристина Ванёва подарила мне документальный фильм «Жизнь и время Карла Чапека» и на ДВД одноименную выставку, отвезла на станцию Добриж, где мы с ней тепло попрощались, договорившись о дальнейшем сотрудничестве. И вот 20 января в Хрустальном зале Российского центра науки и культуры в Праге состоялся литературный вечер памяти творчества Карела Чапека. Мероприятие было подготовлено Европейским конгрессом литераторов и представительством Россотрудничества в Чехии. Руководитель представительства Россотрудничества в Чехии Леонид Гамза приветствовал гостей и участников вечера. Он отметил, что творчество Карела Чапека хорошо известно в России и других странах мира и поблагодарил Музей Карела Чапека и его директора Кристину Ванёву за предоставленные для вечера материалы. Председатель правления Европейского конгресса литераторов Ирина Силецкая поздравила всех со знаменательной датой в истории чешской и мировой литературы и представила основных участников вечера. Затем гостям был продемонстрирован документальный фильм «Жизнь и время Карела Чапека». Соучредитель общества братьев Карела и Йозефа Чапеков Йиржи Пешичка рассказал о музее и его коллекции, о работе сообщества. Он подробно поведал о творчестве и жизненном пути чешского писателя, комментируя выставку, которая демонстрировалась на экране.
Доктор философии Анатолий Шитов подробно рассказал о творчестве чешского писателя в области драматургии, отметил, что Карел Чапек в своих произведениях неоднократно в юмористической форме высмеивает недальновидность политиков и руководителей корпораций того времени. Лейла Бегим Джафарова, Елена Жарова и член Творческого объединения соотечественников «Мир искусства» Анна Скарко прочитали короткие юмористические рассказы чешского писателя. Зрители с большим вниманием выслушали произведения чешского писателя и вознаградили каждого чтеца длительными аплодисментами. На литературном вечере Йиржи Пешичка также исполнил за роялем несколько песен и музыкальных произведений периода жизни Карела Чапека. Завершился вечер памяти Карела Чапека танцевальным номером «Робот» в исполнении художественного руководителя студии «Наутилус» Натальи Бартовой. Затем участники вечера сфотографировались вместе с «роботом» и я уверена, что после этого вечера будут еще раз прочитаны книги и пересмотрены фильмы по произведениям великого чешского писателя Карела Чапека.
Ирина Силецкая, Прага.