Владимир Саришвили. Нани Брегвадзе: "Романс - это отдельный космос"

Владимир Саришвили. Нани Брегвадзе: "Романс - это отдельный космос"

 

Величественная даже в уюте домашнего интерьера, неповторимый мастер исполнения, художник и режиссёр - нет, не песен, а скорее музыкальных спектаклей-миниатюр, Нани Брегвадзе навсегда вписала своё имя в когорту великих, чья слава не меркнет с годами.
А начиналось всё с того, что юная Нани, садясь за рояль, представляла, что её слушают кумиры тех лет - Элла Фицджеральд, Анита Франклин, Луи Армстронг, Эдит Пиаф...


- Они и остались моими кумирами,- рассказывает Нани Брегвадзе,- я выросла на американской музыкальной культуре высочайшего уровня, она формировала мой вкус. С тех пор все пытаются дотянуться до того, в принципе недосягаемого уровня, но создать новый Ренессанс в мире классического джаза не получается, и дело ограничивается более или менее качественным подражанием.
Но, хотя в данном случае речь не о джазе, нет и не может быть замены Эдит Пиаф, могучей природе её дарования, уникальному источнику её энергетики, её харизме, наконец...


- Нани, так же, как нет и не может быть замены вашей харизме, вашей завораживающей интонации, вашей пленительной манере исполнения. И это ведь было замечено почти сразу...


- Я считаю себя баловнем судьбы, мне везло с самого начала во всём - в выборе пути, педагогов, партнёров по сцене, словом, всегда удавалось в нужный момент открывать нужную дверь, и как-то безболезненно одолевать все этапы творческой карьеры. Регалии приходили сами собой, я их не добивалась.


- Почти по Булгакову - никогда ничего не просите. Сами предложат, и сами всё дадут. Нани, ваше искусство и по сей день собирает полные залы, вы по-прежнему желанный гость во многих странах...


- К сожалению, в Грузии меня приглашают выступать редко, в особо торжественных случаях. Поэтому я работаю в основном в России - огромная страна, где меня любят, где есть спрос на моё творчество. Хотя в последние годы я всерьёз подумываю об уходе со сцены, ведь в биографии каждого художника наступает пора, когда приходит усталость, и я - не исключение. Но если известные певцы Европы и Америки могут завершить карьеру тогда, когда сочтут нужным, потому что им есть на что жить, и жить, ни в чём особо себе не отказывая, то я такого позволить себе не могу.


- Нани, давайте вернёмся к истокам вашей, без преувеличения, всемирной славы. Как всё начиналось?


- Я "прорубила окно в Европу" в 1964 году, когда выступала с московским мюзик-холлом. На меня обратил внимание великий импрессарио Бруно Какатрикс, директор парижской "Олимпии", близкий друг Эдит Пиаф. Он хотел устроить большой шоу-концерт в Париже с участием советских исполнителей и разыскивал таланты по всем союзным республикам. Так я попала за границу в первый раз, и сразу - в Париж, и сразу - на сцену, где выступали мои кумиры. Ну, а уже в 1965 году я перелетела через океан, в Канаду, куда в 60-80 е годы приезжала несколько раз, где 40 лет назад не было ни одного эмигранта-грузина, но украинцы и русские принимали меня как родную и где я имела потрясающий успех, хотя тогда в репертуаре у меня были только две русские песни, а остальные - грузинские, о Тбилиси.
Это позднее, когда я приезжала в Канаду с ансамблем "Орера", где я пела 15 лет, а потом он просуществовал ещё 5 лет - люди старшего поколения помнят, какой бешеной популярностью он пользовался, среди зрителей стали появляться знакомые грузинские профили.
А впечатления о Канаде живы во мне до сих пор - никаких слов не хватит, чтобы описать волшебство природы Квебека, Ванкувера, а в Торонто я нашла настоящих друзей, с которыми поддерживаю тесные контакты по сей день - это семья русских евреев, эмигрантов, никакими талантами не блещущая, но разве тепло души, умение понять близкого человека и быть приятным в общении - не талант?!
А ещё меня всегда потрясало, что в этой стране никогда не было войн...


- Не случайно один из премьер-министров Канады остроумно заметил: у нас нет истории, у нас есть география... А кстати, о дружбе. Как складываются ваши отношения с мегазвёздами советской эстрады, с молодыми популярными исполнителями...


- Ну, они же моложе меня, и Пугачёва, и Ротару. Не говоря уже о "племени младом, незнакомом". Но я коммуникабельный человек, поэтому со всеми сохранила ровные, коллегиальные отношения, хотя о близкой дружбе говорить не приходится. Да и возможно ли, и нужно ли дружить со всеми, с кем сводит тебя судьба на профессиональном поприще?
У юных кумиров публики и вовсе своя жизнь, свои представления о мире, свои ценности, свой круг общения... Но ко мне у них отношение очень уважительное, я в этом не раз убеждалась во время сборных концертов.
Настоящая дружба связывает меня с Иосифом Кобзоном, мы, когда есть "географическая возможность", всегда в гостях друг у друга на семейных праздниках. Это подлинный артист и человек необыкновенных душевных качеств. Он всегда рядом в трудную минуту, и, если близкому человеку нужна его помощь, его не надо просить - он сам знает, как помочь. Впрочем, он и малознакомым, и совсем незнакомым людям помогал не словом, а делом.
- Мы говорим о вашем пристрастии к джазу, о вашей концертной деятельности. Но не пришло ли время вспомнить о том, что зрители наградили вас титулом королевы романса...


- Хорошо, что я дожила до времени, когда романс, униженный в СССР как "пережиток дворянской салонной сентиментальности", наконец-то обрёл свою достойную жанровую нишу. Я об этом мечтала с юных лет, и не просто мечтала, а обязательно упрямо включала в свои концертные программы хотя бы один романс, на что партийные боссы закрывали глаза даже во время "вечной мерзлоты" советской идеологии.
Ведь романс - это мини-спектакль, который надо не просто спеть, но и прожить. Он отличается от других музыкальных жанров уникальным настроением, нет, скорее даже интонацией, которая и превращает его в произведение искусства, даже если слова банальны или слащавы.
Романс - это отдельный космос, и грузины понимают это. Русский романс, быть может, самый близкий инонациональный жанр для грузинского сердца. Поэтому он так популярен здесь, поэтому в Грузии так много и хорошо исполняют лучшие его образцы - и на сцене, и во время дружеских застолий.


- Ребёнком я видел по телевидению, как, потрясённый вашим исполнением русского романса, сам неповторимый Иван Козловский, тогда уже престарелый, опустился перед вами на колени и поцеловал руку.


- А знаешь, я тогда не очень-то понимала, что в действительности это значит. Застеснялась, конечно, но по молодости лет мне это казалось как бы само собою разумеющимся. И не только рыцарский жест великого певца и личности, овеянной легендами, но и, да простят меня за нескромность, какое-то трепетное отношение к моему творчеству других гигантов культуры двадцатого века. А сейчас, бросая взгляд в прошлое, иногда даже поёживаюсь от страха - Боже мой, неужели всё это было наяву...


- Излишне говорить, что успех сопровождал вас всюду, где вы побывали, а это - весь земной шар...


- Да, не считая Китая, Въетнама, Камбоджи, где бы мне очень хотелось побывать.


- И всё-таки, были случаи, когда вас не воспринимали?


- О, да, но лишь один раз. В Непале, куда я приехала с ансамблем "Орера". И я, и мальчики из кожи лезли вон - пели, танцевали, шутили - и всё как об стенку горох. Зал безмолвствовал. Никакой реакции. Потом, чтобы нас не обидеть, ответственные лица стали подсказывать публике - где хлопать. Но мы не обиделись. Мы за кулисами умирали со смеху. Но эта проблема берёт начало ещё со времён Вавилонской башни, когда людям в наказание за гордыню Господь смешал языки.


- Нани, вы как-то мне говорили, что в начале карьеры собирались податься на оперную сцену...


- Не в самом начале, но наступило время, когда я стала всерьёз подумывать о карьере оперной певицы. Этот жанр всегда меня волновал, я благоговела не только перед талантом Марии Каллас, но и восхищалась её подходом к разучиваемой партии, ведь Каллас изучала историю создания оперы, биографию композитора, словом, это был не только творческий, но и научный подход, что меня всегда подкупало.


- Но соответствовали ли ваши вокальные данные именно оперным требованиям - это ведь особая школа, система дыхания, мощность звука...


- А я и сейчас могу петь оперным голосом. Он у меня поставлен от природы, хотя это, конечно, не значит, что можно проигнорировать школу. Но данные были. В том числе и опять-таки дарованная от природы способность плавно переходить с высоких нот на низкие, чему обычно долго и терпеливо учатся. Великие оперные певцы не верили, что я нигде не училась секретам их мастерства.


- Нани, ваша дочь, Эка Мамаладзе - популярная в Грузии и за рубежом эстрадная певица, но я знаю, что большие надежды вы связываете и с внучкой - Наталией Кутателадзе, которой всего четырнадцать...


- Именно надежды - пока не более того, хотя на днях вот мы вернулись из Рима, с детского фортепианного конкурса, куда повезли Наталию просто поучаствовать, набраться опыта, и были, мягко говоря, приятно удивлены, а точнее, просто шокированы, когда пришедшее в восторг жюри присудило ей первое место. У меня в её возрасте такой техники не было, но дело не только в технике, главное - Наталия обладает подлинной музыкальностью, тонко чувствует фразировку. В общем, задатки для того чтобы посвятить свою жизнь музыке и не жалеть об этом, есть.


- Но вы ничего не сказали о её вокальных данных...


- Специалисты считают, что у неё будет меццо-сопрано. Но пока ещё рано об этом говорить, ведь голос только формируется. Дыхание у неё, правда, не поставлено от природы, как у меня, но его можно разработать. Время покажет, получится ли из моей внучки музыкант, но мне, конечно же, очень бы этого хотелось.


- Нани, а есть ли сейчас в Грузии молодые таланты, подающие надежды?


- Я стараюсь никому не выдавать авансов.


- А если без фамилий?


- Разумеется. Грузия - музыкальная страна, но самое печальное и ужасное, и не только у нас, но и во всём мире - засилье дурного вкуса.


- А что делать?


- Я думаю, эту болезнь излечит только время. И я чувствую, что оно уже наступает.


- Желаю вам встретить его на сцене.


- Нет, нет, это будет не так скоро, но низшая точка маятника пройдена. Ренессанс обязательно придёт на смену идолам безвкусицы и наживы, господствующим сейчас. Нет, я ничего против денег не имею, они нужны, и мне в том числе, и всем, чтобы жить достойно, дать детям образование, но я против выхолащивания духовности, которой так не хватает современному, и не только музыкальному, миру, и с которой по непонятным мне причинам, усиленно борются, вместо того, чтобы возрождать и поощрять её. И меня не убеждают формулировки вроде "в бедной стране бедная духовность". Во время войны" сороковых, огневых", например, люди попросту голодали, но какие были созданы шедевры, и не только в песенном жанре...


- Нани, я вижу, убранство вашего дома изобилует восточными мотивами. Наверняка это не случайно.


- Да, я питаю слабость к восточным орнаментам, коврам, произведениям мастериц-рукодельниц. Какое наслаждение испытывала я, слушая в Баку азербайджанские баяты... А из Казахстана я всегда привозила вышивки, поделки из шерсти, из Самарканда - знаменитые сюзане... К ним питаю особую любовь. И вообще, не мною сказано, но сказано верно - свет исходит с востока.

Беседовал Владимир Саришвили