Владимир Саришвили. Вахтанг Кикабидзе: "Канадский салман - лучший в мире салман"...

Владимир Саришвили. Вахтанг Кикабидзе: "Канадский салман - лучший в мире салман"...

 

В доме всенародно любимого киноактёра и певца Вахтанга Кикабидзе аура настолько умиротворённая, а интерьер отличается такою тонкостью и богатством вкуса, что назвать нашу, уже не первую, встречу визитом журналиста на интервью было бы диссонансом. Я чувствовал себя гостем, заглянувшим " на огонёк" к интересному собеседнику.


- Батоно Вахтанг, ваш приезд в Тбилиси оказался незапланированным, насколько мне известно, концерты были расписаны вперёд на продолжительное время... Вы прилетели из Москвы. Всему миру известно о гонениях на грузин, учинённых российскими властями. Неужели и у вас возникли проблемы?


- У меня лично проблем в Москве не было, но то, что они вытворяли и вытворяют, вызвало во мне такое возмущение, что я отменил все концерты и вернулся в Тбилиси ещё 30 сентября, в день пика антигрузинской истерии в российских СМИ, и не только. Преследование людей по национальному признаку в XXI веке - это какое-то средневековое мракобесие. И никто не может ответить на вопрос - за что, почему вдруг вскипела эта отнюдь не благородная ярость? Ведь не мы же пытались и пытаемся отнять у России её исконные земли, а как раз наоборот. И на нас же ещё гневаются, что мы ищем поддержки у могущественных друзей на Западе? Это какой-то абсурд...
А буквально накануне отъезда у меня было два концерта в Москве и два в Краснодаре. И как насмешка судьбы - никогда я не видел столько цветов...

- Но ваша востребованность не пострадала. На днях вы вернулись из Киева, где, как всегда, с триумфальным успехом, прошли ваши концерты.

- Именно так, чего лукавить, тем более что кроме как петь и сниматься в кинофильмах больше я ничего не умею. Очень люблю Украину - красивая страна, тёплые люди, щедрая природа... И потом, это страна друзей, на деле доказавших свою преданность - и в тяжёлую пору войн, и в нелёгкое время "замороженного" мира. Доказать, что ты настоящий друг, можно только в трудную минуту. А мы, грузины, умеем ценить дружбу.

- С кем из украинских деятелей культуры вас связывают узы личной дружбы?

- С большой теплотой вспоминаю Яна Табачника, известного музыканта, с которым мы дружны уже много десятков лет. Ныне он депутат Верховной Рады.

- А какие у вас связи с украинским футбольным миром?

- Украинский футбол находится на завидном для Грузии уровне. Но и грузины не лыком шиты. Исторический факт - только тбилисское и, в большей степени, киевское "Динамо" добивалось крупных успехов на международной арене в XX в. Киевляне были сильнее в организации игры. Не конкретно каждый, но в целом превосходили тбилисцев по физической подготовке, однако той филигранной, как любил говаривать незабвенной памяти Котэ Иванович Махарадзе, южной техники, им Господь не даровал. Впрочем, футбол, как и жизнь вообще, интересен многообразием. На мой вкус, техничный, "финтовой" футбол выглядит привлекательнее, не случайно я был и остаюсь поклонником южноамериканской школы.
А с грузинским футбольным миром тех славных времён у меня сохранялись и сохраняются тесные связи до сих пор. Близко дружили, часто общались с великими покойниками - самым успешным тренером за всю историю грузинского футбола Нодаром Ахалкаци, и с трагически погибшим в автокатастрофе Давидом Кипиани, и с виртуозом Михаилом Месхи, который настолько потряс своими финтами самого Пеле, что, как мне рассказывали, после товарищеской игры СССР-Бразилия король футбола обхватил его и пытался подбрасывать, и с так и не нашедшим себе места в жизни после ухода из футбола гениальным Славой Метревели; по сей день поддерживаю дружеские отношения с Вовой Гуцаевым, а недавно проходил футбольный турнир памяти Котэ Махарадзе, 80-летие которого грузинская общественность отмечала в середине ноября. Приезжали его друзья из украинской футбольной федерации, "бойцы вспоминали минувшие дни".

- А вы что можете вспомнить из "минувших", да и нынешних дней грузинского футбола?

- Я болельщик со стажем, в молодости был завсегдатаем стадиона, и сейчас смотрю футбол, но уже не всё подряд - только матчи с участием высококлассных мастеров. Стараюсь не пропускать также трансляции боксёрских поединков, соревнований тяжелоатлетов, пловцов. К последним интерес особый - сам ведь в молодости занимался плаванием, даже в какие-то юношеские сборные входил.
А на игры тбилисского "Динамо" досуг свой трачу редко, да там и смотреть почти не на что. Другое дело - сборная Грузии. С приходом на пост главного тренера действительно высококвалифицированного специалиста из Германии, Клауса Топмёллера, команда, несмотря на незавидное положение в турнирной таблице "смертельной" отборочной группы Евро-2008, начала показывать содержательный футбол. Даже на телеэкранах видно, как нервничают играя с Грузией самые серьёзные и титулованные соперники, как, ликуют, распечатав наши ворота, что, конечно же, сочли бы ниже своего достоинства выступая против "футбольных карликов", в которые нас поторопились записать некоторые дальне-, и, с особой ретивостью, ближнезарубежные спортивные журналисты. Приятно удивило меня и такое наблюдение: грузинские "сборники" в последних играх бегают не щадя себя до последней минуты, даже если уже нет надежды изменить результат в свою пользу. Раньше сборная Грузии этим качеством похвалиться не могла.
Что же касается дней минувших... Тут многое можно переворошить, но почему-то сразу приходит на память грандиозная гулянка в Питере, в шикарном ресторане, куда мы затащили приехавшего на игру с "Зенитом" Дато Кипиани. Уж мы его по разгорячённому неразумению своему уговаривали-уговаривали, но Дато не поддался ни на один из многочисленных соблазнов, на которые столь падок наш брат и, проявив чудеса выдержки, продемонстрировав образец профессионального долга, так и не нарушил режим.
Утром до нас дошло, что мы склоняли его обмануть надежды целой армии преданных болельщиков. В результате - раскаяние и удвоившееся чувство уважения к его мужеству и верности делу, на служение которому Господь призвал его в этот мир.

- Батоно Вахтанг, 7-го декабря состоится ваш сольный концерт в филармонии. А далее какие планы?

- Звонят из разных городов. И уже не ставший рудиментом монополист - Госконцерт, а энергичные и мобильные "конкурирующие фирмы".
Недавно вот вернулся из Канады, где побывал уже, по-моему, в 6-й раз. Я очень люблю эту красивую, спокойную, в отличие от суетливой Америки, страну, где, наверное, самые чистые в мире озёра и самые вкусные в мире лососи. Это я вам говорю как заядлый рыбак с полувековым стажем. Жаль, что не могу угостить вас кусочком пойманного мною великолепного салмана (так называется канадский лосось). Его съели мгновенно, а я испытывал чувство заслуженной гордости, так и хотелось сказать вслед за Сантьяго, героем бессмертной повести Хемингуэя "Старик и море": "Я победил тебя, рыба!"
На этот раз я побывал в Торронто, на фестивале "Русская матрёшка", где "короновал" победительницу конкурса красоты "Русскоязычная мисс Торронто" и дал несколько концертов.
Канада для меня стала почти родной страной, ведь там, именно в Торронто, живёт и учится в Йоркском университете на магистра, после получения в Лондоне степени бакалавра по менеджменту, мой внук Георгий, там у меня друзья - эмигранты старой закалки.
Репертуар свой я не "замораживаю", стараюсь обновлять, но не абы как, а вещами талантливыми, заботясь об интересах публики. Работаю как с давними партнёрами - композиторами и поэтами, так и с молодыми. Я просто чувствую "свои" вещи. Музыке-то я обучался на улице, никаких академий не кончал. Меня приметил Зураб Хелая, прекрасный музыкант-песенник, он и дал мне "зелёный свет" - сначала в ансамбль "Диэло", с которым мы впервые стали выезжать за пределы Грузии, а потом уже мне посчастливилось стать солистом некогда необыкновенно популярного ансамбля "Орера", где мы начинали с Нани Брегвадзе.
Вскоре ко мне стали проявлять интерес кинематографисты, и, конечно же, наиболее яркое впечатление осталось у меня от работы с необыкновенно тонким и глубоким режиссёром Георгием Данелия в фильмах "Не горюй" в партнёрстве с незабвенным "отцом солдата" Серго Закариадзе и другими талантливейшими актёрами - Софико Чиаурели, Эроси Манджгаладзе... И как не вспомнить принесший мне какую-то невероятную популярность фильм Данелия "Мимино". Впрочем, не только мне, но и моему другу, человеку на редкость несчастному в личной жизни, Фрунзику Мкртчяну.
Что же касается ближайших планов... Недавно приглашали на гастроли в мой любимый Баку - согласовываем условия. Я не раз говорил моим азербайджанским, и не только азербайджанским, друзьям, что если бы не жил в Тбилиси, то хотел бы жить в Баку. Бакинцы - непередаваемо словами гостеприимный, искренний народ, публика благожелательная, обладающая отличным музыкальным вкусом - у меня никогда не было там и намёка на проблему контакта с залом. Ну, а сам город, одновременно уютный и грандиозный, вечно манит к себе любого, однажды побывавшего там с добрым сердцем и чистой душой.
Я очень переживал уход из жизни Гейдара Алиева, который относился ко мне с какой-то особой теплотой. Мы неоднократно встречались, как сейчас модно говорить, "без галстуков". А первая встреча была в далёкие 70-е, на Бакинском кинофестивале, где главный приз завоевал гениальный фильм Василия Шукшина "Калина красная", а грузинский фильм Георгия Шенгелая "Мелодии Верийского квартала", где я исполнял главную роль, получил высшую награду в номинации "За лучший музыкальный фильм", в чём, конечно, главная заслуга принадлежит волшебно одарённому мелодисту Гоги Цабадзе, которого все знают по песне "Тбилисо".
Мне кажется, Россия так до конца и не оценила личность Шукшина. Когда его хоронили (вот высокая честь!) - из Дома кино в Москве, никто до последней минуты не знал - на какое кладбище везут гроб...
Это был ни на кого не похожий, универсальный самодостаточный талант - он по-настоящему, что в моём понимании означает "для вечности", состоялся и как писатель, и как актёр, и как режиссёр, к тому же он был просто хороший, душевный мужик. По жизни. У него было какое-то особое чутьё на людей - как добрых, так и злых.
Помню, зашли мы однажды в ресторан, и вдруг Вася говорит: "Пошли в другое место - вон тот тип (показал в глубину зала) мне не нравится". Я присмотрелся - и вправду сидеть с таким под одной крышей удовольствие не из приятных. Но мне-то надо было присматриваться, а Вася всё оценил мгновенно.
А ещё, помнится, мы снимали неподалёку от Баку, "под Испанию", эпизоды из советско-венгерского фильма "Псевдоним Лукач". Консультантом у нас был просто брызжущий добротой генерал Камиль Мамедов. Обычно просят меня, но на этот раз я попросил его в гостинице сфотографироваться, причём именно в генеральской форме. Он, слегка удивившись, тем не менее охотно согласился. А у меня были далеко идущие планы.
Вскоре мы отправились рыбачить на Куру. И вдруг нагрянули местные егеря.
- Браконьерствуем?- хмуро поинтересовались они.
Я "включил" свою фирменную улыбку, думал, узнают. Ничего подобного. Спиннинги у нас отняли, велели "следовать за нами". Ситуация тревожная. До трассы километров 30. И тут я, как бы между прочим, спрашиваю: "А вам не звонили?" Они также хмуро:"Кто?"
Я недолго думая извлекаю "джокер" в виде фото Мамедова. И моментально в ответ: "Ну конечно звонили, вам разрешено ставить сети, специальный приказ был, мы просто вас с другими перепутали."
Ну, а когда разобрались - кто мы и что мы - не выпускали из своих домов три дня - такого вкусного плова я нигде не ел...

Вахтанг, или просто Буба Кикабидзе, как его называют все - и близкие, и поклонники, как мог убедиться читатель, по-прежнему в строю. Он, правда, отказывается от ролей в сериалах, которые ему предлагают пачками, не видя в них проку ни уму, ни сердцу. Но концертирует много и охотно.
Так что "проводы любви" откладываются. У Бубы - "лётная погода". Дай Бог, на много лет вперёд.

Владимир Саришвили, Тбилиси.