Подсказывая музыку строке (интервью с Евгением Чигриным)
- Подробности
- Категория: Статьи
- Дата публикации
- Автор: Kefeli
- Просмотров: 2282
Евгений Чигрин яркий представитель современного поэтического ландшафта. Его язык богат, обширен и разнообразен: в нем умещается и «высокое косноязычье», и чересполосица речевых и жанровых заимствований из XVIII века и современного сленга. Его стихи публиковались в «Новом мире», «Дружбе народов», «Континенте», «Вестнике Европы», «Звезде», «Неве», «Арионе», «Юности», «Интерпоэзии» (США), «Зарубежных записках» (Германия), «Крещатике» (Германия), «Дне и Ночи», «Рубеже» и в других литературных журналах, в «Литературной газете», а также в ряде европейских и российских антологий.
Автор книги «Погонщик» («Время», Москва, 2012), о которой мы писали в номере от 29 марта прошлого года («Кардиограмма странствий»).
Стихи переведены на арабский, английский, испанский, польский, французский, турецкий, белорусский, азербайджанский, украинский и хинди.
Член Международного ПЕНклуба и Союза писателей Москвы.
Е. Чигрин лауреат премии Сахалинского фонда культуры (1992), Международной Артийской премии (1998), премии Константина Симонова (2011). И вот недавно пришло сообщение о награждении поэта премией Центрального федерального округа России в области культуры и искусства.
Евгений, вы лауреат нескольких литературных премий. Какие чувства испытываете на этот раз? Книга стихов «Погонщик», за которую присуждена премия Центрального федерального округа России в номинации литературы, действительно замечательная. В какой мере, на ваш взгляд, она отражает суть вашего творчества, насколько она этапна для вашей поэзии?
Да, это на сегодняшний день важная для меня книжка. Ну, какая она, судить не берусь. Так получилось, что было много рецензий: в том числе статьи Кирилла Анкудинова (под названием «Погонщик»), Игоря Белова («Вызывающе Другой») и Павла Басинского в «Российской газете» («Поэзия вопреки времени»), которые можно легко найти в интернете. Трудно говорить о самом себе.
С большим интересом читаю ваши новые стихи например, недавние публикации в журналах «Дружба народов», «Звезда»... Вот строчка из стихотворения «Проснешься в три»: «...Ловя бессмертье хрен поймаешь что!..» Она очень характерна для вашей творческой манеры: тут и всегдашняя поэтическая мысль о вечном, и весьма прозаичный термин, скажем так, оценки возможного поведения поэта... Скажите, а как вы понимаете то, что мы называем творческим поведением? Что нужно делать человеку поэту ли, художнику, архитектору... чтобы обреститаки бессмертие?
Знаете, я както не задумываюсь о такой категории, как бессмертие.
Стихи, конечно, могут прожить дольше человека, иногда значительно дольше... Мне ближе известная формулировка: новизна в каноне. Конечно, это наиболее трудный путь. Но говорили же древние: прекрасное трудно!
Понимаете, поэтов во все времена было весьма немного, это ведь ювелирное искусство, редчайшее, рафинированное. Уж не говоря о том, что, помимо вдохновения, нужно обладать и большим мастерством, иметь обширные знания... Наше суетливое время вряд ли этому способствует. Но поэзия существует, развивается, движется, алмазится находками, пока продолжает жить язык. Поэт в какомто смысле хранитель языка. В конце концов искусство никому напрямую не служит. Оно работает более существенно. В этой самой цивилизации, которая себя постепенно уничтожает, искусство, может статься, способствует тому, чтобы люди не перегрызли глотки друг другу. Хотелось бы так думать...
Так каково сейчас в век массовых коммуникаций живется поэту? Способствуют ли новые технологии поэтическому прогрессу? Как лично вы себя ощущаете в современном мире?
Скорее всего я еще развиваюсь. А кто помогает? Да вся русская (и не только русская) поэзия. Поле русской словесности огромно. Сегодняшний поэтический ландшафт куда как небедный. К тому же хорошие стихи продукт не скоропортящийся. Однако не стоит забывать, что мы живем в век, как вы заметили, массовых коммуникаций, в обществе потребления, в обществе, где успех ключевая составляющая. Этому весьма способствуют интернет, телевидение. На ТВ 24 часа в сутки пропагандируется дешевка, люди, даже минимально не понимающие, что такое стиль, вкус, вбивают молодому поколению свои представления о жизни. Давно ли вы видели, чтоб на ТВ появился настоящий современный поэт, который разговаривал с аудиторией напрямую? Поэтому в наше время поэту живется непросто. Необходимо и мужество, и определенный взгляд на существующий порядок, и упомянутое наитие, благосклонность провидения. Хотя у интернета есть и положительные стороны. Он многим дает право быть услышанным. Если одинокие люди таким образом обмениваются поэтическими посланиями, то ничего плохого я в этом не вижу. Другое дело, что никакого развития в этом, конечно, нет. Есть отдельные талантливые стихи, и так было всегда. Вне зависимости от интернета или иных современных технических средств.
Продолжая тему жизненных принципов. Вы, точнее, ваш лирический герой, часто мечтает о жизни вдали от шума городского, от людского внимания... Вот, например, строчки из стихотворения: «Припоминая картину Гюстава Курбе «Хижина в горах»: «...В такой каморке, в логове Курбе, / Остаток дней хотелось бы прожить / И прибавлять словесное к судьбе, / Чудесное хоть чтото сочинить...» И дальше: «...И слушать чайник чайничек споет / На тоненьком свистящем языке, / Любую ноту в тишине возьмет, / Подсказывая музыку строке». Но вопрос, Евгений, на самом деле о другом: в вашем творчестве поразительно много ассоциаций с живописными произведениями. Скажите, поэтическое восприятие это вербальное или визуальное преимущественно явление? Что первично? Зрительный образ или какойто звук, предшествующий букве, слогу, слову, стиху?..
Я не знаю, что первично. Это сложно объяснить. Стихи, которые вы цитируете, практически новые. Они часть такого европейского цикла, который называется «Серая роза». Надеюсь, что целиком они будут опубликованы в новой книге, если таковая случится. Что тут добавить? Пожалуй, вот что: ктото из друзей замечательного художника Сутина говорил: «В живописи (вообще в искусстве) должна быть тайна, как в природе, как в исключительной женщине. Они скрытничают, таимничают, не сразу раскрываются. Это делает их познание увлекательным. То, что распахнуто настежь, скучно».
Ну, а насчет жизни вдали от шума городского?.. Это, видимо, глубоко сидит во мне... Да и не только во мне. Помните: «Давно, усталый раб, замыслил я побег...» К тому же я по натуре путешественник, такой современный кочевник, странник... И дело тут не только в стихах, хотя, как известно, вояжи раскручивают маховик вдохновения. Знаете, Антон Чехов любил максиму Ивана Гончарова: «Как прекрасна жизнь, между прочим, еще и потому, что человек может путешествовать...»
Знаю, что вы только что приехали с Международного Байкальского поэтического фестиваля. Полны впечатлений... Что из них может или точно станет стихом?
Иркутск всегда считался городом литературным доказательством тому имена: Юрий Левитанский, Евгений Евтушенко, Александр Вампилов, Валентин Распутин. С 2000 года Иркутск город поэтический. Ушедший от нас семь лет назад поэт Анатолий Кобенков является создателем поэтического фестиваля. Его тогда поддержал Евгений Евтушенко. Я неплохо знал Анатолия Кобенкова, был участником самого первого фестиваля. Сегодня его дело продолжают иркутские литераторы Светлана Михеева, Андрей Сизых, Артем Морс. Дай им бог силы.
7 июля 2013 года на фестивале поэзии в Иркутске собрались более тридцати поэтов, пишущих на русском языке, как маститые, так и молодые, как из центральных регионов, так и из сибирской глубинки. Особым и неожиданным для иркутян гостем стал писатель, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. На его авторском вечере в библиотеке МолчановаСибирского свободных мест не было. Замечательно прозвучали на фестивале Ирина Евса (Харьков), Алексей Остудин (Казань) и другие авторы.
В лучших традициях Иркутска прошел и галаконцерт: на сцене Драматического театра им. Охлопкова, при полном зале. Вышел и очередной фестивальный альманах «Иркутское Время».
В рамках мероприятий прошла выставка работ известного сибирского фотохудожника Марины Свининой «Поэты России».
Поэты, конечно же, побывали на Байкале. Они зажгли огромный «поэтический костер». По традиции у этого костра происходит свободное общение, чтение стихов до того момента, пока он не прогорит до углей. Закончили фестиваль «поэтическим плаванием» по Байкалу на прогулочном теплоходе «Бабушкин». Поэты в прямом и переносном смысле подзарядились Байкалом.
Владимир СКОРОБОГАТЬКО