Бахыт Рустемов. Размышления о писателе и его месте в жизни

Бахыт Рустемов. Размышления о писателе и его месте в жизни

Мне близки чаяния поэтов, писателей, публицистов в
каком бы уголке земли они не жили

Только одному Богу известно, что ждет
человека: триумф, катастрофа или обыденное
пожизненное течение в море людей.

Мне достаточно известна литературная жизнь Европы, США, России, Вьетнама, арабского мира, народов Латинской Америки, Кореи, Ирана, Индии, стран Центральной Азии и Китая. Сегодня я хочу более подробно, с моей точки зрения, остановиться на украинской литературе. Еще древний летописец Руси (ХI век) утверждал, что «тот, кто часто читает книги, то с Богом беседует или со святыми мужами».
Древнейшей книгой Киевской Руси сохранившейся по настоящий день является «Остромирово Евангелие», написанное в 1056-1057 гг. в Киеве дьяконом Григорием. Обширной была и сеть библиотек древней Руси. И опять же одной из первых на Евразийском пространстве появилась библиотека в Софии Киевской. По мнению ученых, книжный фонд книг тех лет составлял почти 130-140 тыс. томов. В основном библиотеки существовали в религиозных учреждениях, но были и частные. Византийские источники свидетельствуют, что в то время одна книга по цене была равносильна большому городскому дому или 12 гектарам земли. Такую же ценность составляли книги и в Евразии. На книгах тех лет воспитывались историки, философы, богословы и публицисты как Нестор, Сильвестр, митрополиты Иларион и Клим Смолятич, епископ Кирилл Туровский, Даниил Заточник и др. На территории Евразии первая школа для девушек появилась именно на украинской земле.
Книги должны воспитывать в человеке все лучшее, что относится к человеческим ценностям. Поэтому я в своих трудах делаю основной упор на дружбу между людьми, между народами, между государствами. Наверное, из-за этого меня наши СМИ называют «Дипломатом от литературы» или «Литературным дипломатом». И уж, конечно же, понятно, что это ни в коей мере не сочетается с советским «литературным генералом».
Большинство украинских писателей, поэты свои непростые и сокровенные труды пишут исходя из реальных событий жизни и своего опыта. Радуются успехам и сопереживают неудачам вместе со своим народом. Писательская доля – это добровольная рабская доля по служению обществу, приносящая ранимой душе и доброму сердцу творца тяжелые жизненные и творческие испытания. Настоящая литература держится на энтузиазме. Никто их не поддерживает материально. Благодаря народных самородков держится нация, культура, традиции и обычаи наших предков, оставленные нам для совершенствования, а не для забвения. Сегодня творцы духовного богатства не востребованы обществом. Главной целью становится только материальное обогащение.
 Я украинских творческих личностей знаю из международного сайта писателей в Интернете: «Литературная студия «Писатель в Интернет-Пространстве» организованной прекрасным человеком  Натальей Вареник. Знаю многих также из сайта «Поэзия». Большинство поэтов близко к сердцу принимают как яркие, позитивные стороны своих соотечественников, так и ту несправедливость и хамство, которое имеет место быть в обществе. У меня есть пожелание, чтобы украинские коллеги по больше уделяли внимание тюркской литературе, и в частности, казахской. Казахская культура, в том числе и литература, поэзия богата колоритными шедеврами, как в поэзии, так и в прозе. Чем больше мы начинаем познавать друг друга, тем больше мы проникаемся взаимопониманием. Например, вряд ли найдется образованный казах, который не знал бы Тараса Шевченко. Я люблю творчество великого Кобзаря. А известен ли настолько же наш великий Абай, чьи труды стали достоянием мировой литературы? Сегодня труды славного сына казахского народа, поэта с мировым именем Мухтара Шаханова заняли достойное место в мировой культуре и внесены в список шедевров мировой поэзии. Он не только поэт. Он - больше чем поэт. Народный любимец, гордость тюркского мира. Человек всю свою сознательную жизнь и свое творчество посвящал своему народу и народам мира. Большой друг великого незабвенного кыргыза Чингиза Айтматова, чьи труды вошли в мировую сокровищницу писательского мастерства. Это о таких личностях и патриотах своего народа как Мухтар Шаханов еще 600 лет тому назад говорил выдающийся поэт Востока Алишер Навои: «Я не считаю человеком того, кто не заботится о своем народе». 
Страна, стремящаяся к мировой культуре, мировому уровню литературы, всегда проявляет интерес и инициирует изучение достижений в других обществах. Ведь все познается в сравнении. И обогащение общечеловеческой культуры, многообразие опыта достигающегося плодом конкретной взаимосвязи приводит всех к всеобщему взаимопониманию. Известно, что национальная исключительность или обособленность, неприятие чужого ограничивало расширение национального менталитета. Иногда наблюдается высокомерие и в среде литераторов. Особенно из Западной Европы и американской частей света. Если такое происходит в среде представителей являющихся локомотивом мировой культуры, то, что уже можно говорить об амбициозных политиках или олигархах.
Как показывает мировая практика, обретение независимости народом, страной может быть во благо, а также и – во зло. Все зависит от того, кто пришел к власти: настоящий сын своего народа, своей земли и государства или политик, живущий от выборов до выборов. Литераторы, поэты, люди творчества во все времена были глашатаями всего прогрессивного, справедливого. Это они близко принимают к сердцу, обостренно воспринимают все происходящее вокруг. Анализируют, составляют гипотезы и прогнозируют будущее в своих трудах. Писатель – писателю рознь. Здесь речь идет о настоящих сынах и дочерях, кому не безразлична судьба его народа и его страны.
Сегодня быть писателем не благодарное и не выгодное дело. Многие мои талантливые коллеги во многих уголках мира живут на грани выживания. Но бросать свое любимое дело не собираются. Например, и меня, время от времени, моя жена укоряет: «Зачем тебе это надо? Кому нужны твои книги? Лучше было бы, если деньги, которые тратишь на издание своих книг, направили на погашение кредита?! Нужно купить обновку детям». Конечно, я понимаю правоту ее высказываний, когда дети мои нуждаются в покупке очередной обуви или костюма, платья после того, как они достаточно изношены. Однако отказаться от своего любимого дела не могу. Вот она, жестокая проза и поэзия жизни. «Воспевание» которых не наполняет и не удовлетворяет потребности желудка, не говоря уже о каком-либо другом излишестве. Я всегда довольствовался малым. Излишества только обременяют. Это я вижу от тех, кто материально обеспечен вне меры.
Несмотря на имеющиеся проблемы люди любящие свой народ и страну не считаются ни с чем: ни с безработицей, ни с бедностью, обязательным продолжением которых является обретение болезней и беспросветное будущее. Бесконечные стрессы и депрессии делают свое черное дело. Тяжко становится на душе, когда видишь, как богатые все больше богатеют, а бедные – беднеют. Это аксиома капиталистического образа жизни. В одном из своих трудов я размышляю о преимуществах социализма и капитализма. Ясно одно – государство должно и обязано работать в интересах своего народа. Если этого нет, то это уже не государство. Получается, что кучка людей работает на себя хороших.
У нас немало поэтов и писателей, поднимающих проблемы нашего современного общества. Однако их голоса тонут и не доходят до адресата только потому, что им не уделяется должная поддержка. Они остаются один на один со своими трудами. Хотя в этих трудах можно найти отзвуки больно, а иногда трагически отражающиеся на конкретных людях и в целом общества. К сожалению, отдаление от книг, будящих в сердцах и умах трепетное отношение и трепетную любовь ко всему окружающему, притупляет сознание, притупляет чувство собственного достоинства современного человека. Видимо, это нужно кому-то. Повсеместная компьютеризация и его неумное использование ведет общество к бездуховности, к деградации личности. Чтобы остановить надвигающуюся трагедию, полагаю, нужны соответствующие законы или правила пользования компьютерами.
Андре Моруа отмечал: «Скажи мне, что ты предлагаешь читать своему народу, и я скажу кто ты». Настоящая литература исходит от настоящих сынов и дочерей своего народа и патриота страны. У нас, например, преобладает русскоязычное издание и русскоязычное вещание на Радио и ТВ. Об этом знает весь мир. Наша культура тоже была какое-то время в «темноте», так как казахские программы в большинстве своем транслировались поздно ночью, когда весь мир уже спит и она свои успехи и достижения «проявляла» себя в полной темноте. Это при родном-то доме, Отечестве находиться в падчерицах?! Сегодня, слава Богу, положение начало улучшаться. Начали появляться интересные передачи и программы. Это уже показатель роста сознания и ответственности перед своим народом отдельно взятых личностей и общества в целом.
Чтобы не умерла культура и, в частности, национальная литература, нужны нововведения. А этим исключительно должна заниматься организация, имеющая финансовые ресурсы – то есть власть, если ей дорога ее же будущность. Отрыв от национальных традиций, корней и игнорирование завещаний предков оставляет человека без мощной связи с прошлым, которая всегда являлась гарантом стабильности нации и государства. Являлась гордостью и оплотом будущего. Народ, потерявший свои корни, становится разменной монетой других более влиятельных народов и государств. Разве мало сегодня на земле наций и народностей, не имеющих своего государственного образования или участвующих в недостаточной мере в самоуправлении государством. Например, уйгуры (Уйгурское государство), ногаи (Золотая Орда), курды, крымские татары (Крымское ханство), азербайджанцы Ирана и другие. А ведь когда-то они были влиятельными народами и государствами. Или взять индейцев Америки. Открытость и доверчивость сыграло с ними злую шутку в их истории. Со временем они свои духовные и материальные ценности обменяли на спирт и наркотики.
У меня вышла книга «Бороться и побеждать» про героический народ Кубы и другие народы Латинской Америки. Они борются и начинают побеждать в своей многовековой борьбе за свою независимость от Северной Америки. Но как нелегко им дается это борьба. Рабская психология укоренилась так глубоко, что иногда с трудом справляются с обретенной независимостью. Только-только набирают опыт управления своим государством. Потом наиболее ценной и дорогой для любого народа является та независимость, которую обрели с большими потерями, большой кровью и т.д. Та же «независимость», которая пришла в «тарелочке с голубой каемочкой» как, например, Казахстану и другим республикам после позорного самораспада СССР, можно считать, что она не имеет цены. У казахов есть понятие, что «легкая добыча и уходит легко». Если не быть достойным завещаниям предков, то можно легко расстаться и с обретенной независимостью. Внешние силы сделают все, чтобы развалить единство народа и разрушить новые государственные образования. Опасность увеличивается в стократ там, где процветает коррупция.
Можно сказать, двадцать лет назад судьба подарила окраинным народам Российской империи свободу, о которой мечтали наши великие предки. Простой, дружелюбный, открытый, искренний казахский народ по жизни добродушный всякий раз оказывался в «железных тисках» и «ежовых рукавицах» крупных соседей. Все это и давно известно из мировой практики и истории. Сегодня жизнь и Отечество налагает самую большую ответственность на тех, кто стоит у решения судьбы своего народа и своего государства. Как и каким путем будут развиваться новообразованные государства некогда большой империи и смогут ли отстоять свои сегодняшние позиции – это дело времени и волевых руководителей стран, кому народ доверил свою судьбу.
У меня достаточно друзей на постсоветском пространстве. Но я против того, чтобы меня и мой народ унижали, как бы негласно относились ко мне как к второсортному человеку или обязанному прислуживать чьим-то прихотям. Я за равные, партнерские отношения. Ведь все священные писания отмечают, что Бог не любит нападающих. Казахи, в основном, всегда были обороняющейся стороной и защищали свои степи от нежеланных набегов и несправедливых притязаний соседей. Если не будет системного изучения и пояснения, что такое «Независимость», что такое Родина, Отечество и как ее защищать, то нынешняя молодежь «без проблем» может все продать и разъехаться по другим странам. Оставшиеся будут рабами у пришлых «толстосумов».
Мы, литераторы, поэты, публицисты, журналисты, художники, ученые, люди от образования и культуры, творческая интеллигенция должны делать все, чтобы наши народы больше знали друг о друге. Взаимосвязь культур сближает народы. Мало быть хорошим писателем или поэтом одной страны, а еще лучше, когда ты служишь всем людям земли. Когда твое творчество привлекает всех: от «мала до велика» от холодного Севера до жаркого Юга, от Востока до Запада, и наоборот. Я не пишу о себе рассказы или статьи, мемуары. Пишут обо мне. Они на казахском, узбекском, русском, китайском, уйгурском, корейском, вьетнамском, арабском, турецком, азербайджанском, иранском, испанском и других языках. Мое письмо Президенту США Бараку Обама переведено на 53 языка мира. Письмо написанное Генеральному Секретарю ООН Пан Ги Муну переведено и предоставлено всем мировым лидерам.
Являюсь казахским писателем, кто впервые проявил инициативу, чтобы на казахском языке заговорили выдающиеся литераторы испаноязычных стран. Например, впервые на казахский переведены статьи, стихи, поэзия, публицистика, проза Алехо Карпентьера, лауреата Нобелевской премии (Куба), Рубена Дарио (Никарагуа), Габриэлы Мистраль, лауреата Нобелевской премии (Чили), Хорхе Луис Борхеса (Аргентина), Леопольда Луганеса (Аргентина), Хулио Кортасара (Аргентина), Риккардо Фрейре (Боливия), Мигеля Астуриаса (Гватемала), Гильермо Валенсия (Колумбия), Габриэля Маркеса, лауреата Нобелевской премии (Колумбия), Энрике Мартинеса (Мексика), Хосе Чокано (Перу), Хуана де Ибарбуру (Уругвай), Хорхе Андраде (Эквадор, Хулио Травьеса (Куба) и других.
Так как являюсь представителем двухсотмиллионного тюркского мира, значит, все вышеуказанные испаноязычные авторы получили возможность быть теперь известными народам тюркского мира. До меня всех указанных писателей, публицистов, поэтов никто тюркским народам не представлял и тюркский народ не знакомил, что есть испаноязычные выдающиеся писатели с мировым именем, внесшим большой вклад в мировую литературу и мировую поэзию, в итоге в мировую культуру. Для казахов и других тюркских народов - это все новые имена. Западный мир, западная культура, в частности Латинская Америка, для моего народа является неизвестной. Вот поэтому впервые в истории тюрков решил ознакомить наши тюркские народы с культурой, литературой и поэзией народов Латинской Америки. Эту работу сделал еще пять лет назад. Вышли четыре книги: одна на русском и три на казахском языках.
Если бы нашелся испаноязычный писатель или поэт и перевел бы литературу и поэзию казахского народа, тюркских народов для своего народа - я бы перед ним склонил голову. Наш народ хорошо знает испанский народ и Испанию, но плохо знает испаноязычную Латинскую Америку. Считаю, что мы литераторы, представители мировой культуры должны сближать наши народы через литературу. Если мы больше будем знать друг о друге – тогда мы будем солидарны к друг другу, будем уважать и любить, поддерживать друг друга, будем сопереживать и просить Бога, чтобы между нами никогда не было ссоры, и чтобы была дружба. Успехи друг друга будут радовать нас.
Пример дружбы литераторов Казахстана и Украины. В прошлом году благодаря прекрасных, замечательных и отзывчивых моих друзей Наталии Вареник и Александра Редича, нашел братскую могилу, где покоится казахский воин, участвовавший в освобождении Украины от фашистов в войне 1941-1945 годов. Александр, не считаясь с личным временем, неоднократно возил меня по братским могилам, чтобы найти захоронение моего земляка, воина-казаха Жуманова Балаби, погибшего ровно семь десять лет назад под Киевом в ворзельских лесах. Родственники Жуманова в Казахстане сегодня молятся с благодарностью и признательностью к Наталии Вареник, Александру Редичу и другим, кто помогал найти последнее место упокоения казахского воина. Вот не на словах, а на деле дружба и соучастие наше друг другу, которое между нашими народами заложил два века назад великий Кобзарь Тарас Шевченко. Мы его также считаем нашим Тарасом, потому что последние годы жизни он провел на нашей великой, древней и святой казахской земле. В жизни мы встречаем немало людей красиво говорящих о дружбе народов. Однако на деле делающие все наоборот. А мы ведь живем не в мире слов, а в мире поступков. Чтобы мы не делали, все нам зачтется.
Все свои 20 книг написал и посвятил дружбе народов мира. Пусть крепнет и развивается дружба между казахским народом (тюркским миром) и со всеми другими народами мира. Я неоднократно приезжал на великую украинскую землю. Здесь я служил в армии в начале семидесятых годов прошлого столетия. Вот уже более сорока лет в своих больших и малых трудах прославляю Украину и ее славный многонациональный народ. Я верю, что вас ждет большое будущее, великое будущее. Истоки Великой Руси, славян берут свое начало из древней земли, сердцем которого является расположенный на берегу великого Днепра – великий город Киев, мать городов русских.
Это моя статья маленькая попытка к тому большому шагу, имеющему архиважное значение в жизни людей и каждого человека в отдельности, чтобы мы жили в дружбе и согласии на нашей необъятной, прекрасной планете по имени Земля. Если каждый человек на своем месте будь он рабочий или политик, ученый иль поэт, художник или публицист, верующий или не верующий будет делать все, от него зависящее, мир и благополучие на земле наступят непременно.