Марина Матвеева. Русскодзенский язык.

  

Творческий вечер Виталия Ковальчука в Симферополе (видеомост).

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=-ViCUqc0YtU&feature=plcp

2 февраля в симферопольской библиотеке им. А.С. Пушкина прошел творческий вечер харьковского поэта Виталия Ковальчука с презентацией книги стихотворений «Красный лотос». Встреча поэтов была во многим необычной для Крыма – она сопровождалась видеомостом – прямой трансляцией в Интернет (видеохостинг YouTube) с последующей записью, и участием удаленного слушателя. В этой тоже не совсем привычной роли выступал Центр русской культуры и литературы при Луганской областной универсальной библиотеке им. А.М. Горького.
Мероприятие прошло в рамках трех проектов: «Библиотека – информация для жизни», творческого проекта «Web-притяжение крымской поэзии» и Творческого Собрания «Поколение тридцатилетних» при Союзе русских, украинских и белорусских писателей Крыма. На встрече присутствовал председатель Союза РУБ В. П. Терехов, главный редактор журнала «Брега Тавриды» Г.С. Домбровская, представители других творческих организаций и литобъединений Крыма, в т.ч. молодежного литературного клуба «Хорошо». Вел трансляцию координатор проектов «Web-притяжение крымской поэзии» и «Бардовский видеомост» Михаил Митько.
Видеомост открыла директор библиотеки Т.Ю. Сегодина, тепло приветствовавшая Симферополь и Луганск и высказавшая пожелание, чтобы видеопроект развивался и охватывал все больше и больше зрителей, слушателей и участников из самых разных городов и стран – это возможность расширить творческие границы, соединить поэтические ментальности несмотря ни на какие границы и расстояния.
А затем творческая площадка перед зрителями и камерой была отдана во власть харьковского гостя. Интересного человека должно быть много, технические возможности не позволили поэту раскрыть себя во всей красе – а показать есть что: В. Ковальчук не только неординарный поэт, но и культуртрегер, слэм-мастер, театрал, многократный участник и победитель ярких всеукраинских творческих действ: поэтических рингов, слэмов, турниров, перформансов, концертов, организатор многочисленных собственных и групповых поэтических выступлений. Как он пишет в одном из своих стихов, «я знаю, что такое шоу». Пишет он о себе и другое: «Мне интересно слово во всех его проявлениях, в первую очередь – его визуализация. Слово в цвете, звуке, объёме и т. д. Традиционный театр. Аудио- и видеопоэзия. Волею случая снимался в кино». Крымскому писателю есть, чему поучиться у такого яркого персонажа русской поэзии Украины. Ибо, к сожалению, в Крыму поэты не слишком задумываются о том, как важна (особенно в современном искусстве) подача текста, его «персонификация». Иной раз Крыму даже приходится объяснять, что такое слэм, поэтический ринг и другие давно привычные явления во Всеукраинском фестивальном движении.
Тем не менее, web-мост ориентирован на само поэтическое слово. Ведь именно в слове – основное значение, нерв поэзии, главная ее ценность и «зацепка». Именно поэтическое слово – в его семантике, часто многогранной и многоплановой благодаря сочетанию, метафорике, звучанию, эмоции, экспрессии – и есть то самое, что «берет за душу» русского человека и остается в его памяти и сердце. В Крыму сильно проявлена русская ментальность, и именно крымскому поэту принадлежит мысль, что хорошая поэзия не нуждается в подаче – в самом стихе заложена драматургия, сила, и, даже прочитанная тихим голосом, настоящая поэзия – звучит.
Действительно, настоящая поэзия может и не нуждаться в подаче. По отзывам слушателей, стихи Виталия Ковальчука таковы, что в них «ни прибавить, ни отнять». В современной поэзии – «изукрашенной» постмодернизмом – это стало большой редкостью: цельность текста. Цельность мысли, души, мировоззрения. Возможно, это связано с жизненным опытом автора – человека, много прошедшего, много повидавшего, искавшего, задававшего вопросы, находившего и не находившего на них ответы… Яркая жизнь, прошедшая через неформальные молодежные течения, русский рок, разнообразные профессии, путешествия, общение с людьми, культурологическое образование, создание собственных культурных проектов, авторского курса риторики, литературнорго клуба, журнала, фестивалей – и главное: неповторимого образа самого себя. Образа без фальши, естественного, искреннего. Когда личность интересна в сути своей, ей не нужно ничего изображать. Жизнь есть игра, но лучшая из игр –игра в себя. Как пишет Виталий: «…есть много асан, но самая важная – сидеть на своем месте».
На «своем месте» ли уже поэт Виталий Ковальчук, если он говорит о себе: «Я философ созерцательного толка. Толк уже есть, но какой именно – ещё не понятно. Люблю жизнь во всех её проявлениях. Жадно пью изо всех её колодцев. Иногда – слишком жадно… Цели нет. Есть движение. Всегда – вперёд и вверх. Знаю, в чём смысл жизни, но никому не скажу – ищите сами». Он был одним из основателей культурного течения Русский Дзен. Разумеется, крымскому читателю будет интересно узнать, в чем суть этого загадочного явления. По словам виталия, «это дзен-буддизм с поправкой на русскую ментальность. А если точнее, то зацепка за нечто в русском характере, что не поддается рациональному объяснению, нечто эмоциональное, великое и широкое, как например… только русский человек может материться на закат. Это у него такое выражение восторга, радости, любви природе и ее Творцу, такое творчество…». К месту пришлось в нашей беседе воспоминание об общем знакомом – николаевском поэте Алексее Торхове, написавшем роман «Ментъхауз», в котором совершенно случайно творчески соединил число π (3, 14) с некой составляющей сущности милиционера – 314-й день в году, как оказалось, является Днем Милиции. Русский Дзен заключается в том, что только нашему человеку (Задорнов бы гордился) придет в голову сознательно начать вычислять такое! И – ведь совпало! Метафизичность русского характера непостижимы, и даже традиционные философские учения, как Запада (к примеру, марксизм), так и Востока, претерпевают в нем существенные «задушевные» изменения. Однако неизменным в мышлении нашего гостя остается «дзенское»: главное – путь. Не результат, а процесс, именно в нем – радость и смысл, удовольствие и ценность.

Об этом – новая книга Виталия Ковальчука «Красный Лотос». В авторском предисловии к ней он пишет: «в Природе красных лотосов не существует. Есть белые и всевозможные оттенки розового. Красного – нет. Либо же это продукт генной инженерии или мутации. Дети часто верят в то, чего не существует. Поэты тоже очень похожи на детей. Возможно, именно поэтому я верю в существование красного лотоса. Сознание человека формируется многие годы. И если конечную его точку в виде жизненных принципов или убеждений можно увидеть, то проследить сам путь, тем более его начало, крайне сложно. Я всегда хотел показать путь Красного Лотоса. Красный Лотос действительно существует. Он – перед вами».

Творческое мировоззрение автора этих строк некоторым образом совпадает с мыслью харьковского дзен-буддиста. «НезавИдна даже чистота – не видна к ней грязная дорога. Каждый в нас всем адом ищет Бога, а находит в ближних святотать» – так написалось недавно, и, кстати, о русском характере (о нем же крымский поэт К. Ефетов сказал: «…даже если ты святой, кому-то не дает покоя нимб над твоею головой»). Действительно, труден путь «пророка в своем отечестве», поэта, имеющего и несущего некое свое, обоснованное, философско-этическое мировоззрение, свою истину (ЭГО истина – ММ.) Возможно, именно поэтому мне захотелось более глубокого проникновения в творчество Виталия Ковальчука. Произошло это оригинальным способом: в 2011 году на фестивале «Ватерлиния» в Николаеве мы вышли друг против друга на поэтический ринг, носивший знаковое название «Руссский Дзен против ЭГОистины».

Моменты этого ринга, а также изданные по его «сюжету» поэтические книги, были представлены вниманию зрителей на нынешнем творческом вечере. Было рассказано о самой идее возникновения Всеукраинской поэтической Ринг-Лиги (в 2005 году, идея винницкой поэтической группы «Лирики Т»), ее Поэтических Боях в рамках фестивалей. Такой яркий, визуальный, действенный, интригующий творческий проект мог возникнуть только у людей, остро ощущающих «одиночество» поэзии и поэта в современной среде. Как поэзии проявиться в нетворческом мире? Как заявить о себе, привлечь интерес, усилить значимость? Правильно: пробиться и добиться. Считаете, что создание из высокого искусства шоу его унижает? Поэтов классической школы и применение к литературному творчеству слова «креатив» передернет. Просто переведите это слово на русскодзенский язык: смелость мысли, свобода проявления себя или даже – «безбашенность». Если мы имеем дело с настоящим искусством, и идейно, и формально, да еще и мировоззренчески, то шоу – это не умаление, а – проявление. Не «измельчение», а расширение. Впрочем, русская душа широка, и она «знает, что такое шоу». Поэтические ринги – благодаря широкой раскрутке, выборе Ринг-Лигой самых неоднозначных авторов, интриге соперничества, вовлеченности зрителя в процесс, оценку и внутренний выбор – вызывают большой интерес у самой широкой аудитории. Не помешает и крымской литературе принять это явление на свою почву, может быть, украсив своею, крымской, мнетальностью. Впрочем, оно уже принято: на ялтинском и бахчсарайском фестивалях ринги проводились. Но промоушн проводился, в основном, в сети – и больше знало об этом украинское фестивальное движение, чем культурная общественность Крыма.

После ринг-интермедии харьковский гость продолжил свое поэтическое повествование о Пути Красного Лотоса. Хочется привести одно из программных стихотворений автора, прозвучавшее, кстати, по заказу зрителя – именно такие стихи, остающиеся в сердцах, на мой взгляд, и есть истинная суть поэта, именно то, что он и должен был написать.

Творенье мира – оживлённый прах.
Ну, звёзды. Ну, земля. Ну, атмосфера.
Но переплюнуть собственный размах…
У Бога драйв – ваяет Люцифера.

Господь бессмертен, а творить – старо,
И этот мир творения – не первый.
Господь искал: клонировал ребро,
Причём всё время получалась стерва.

Потом Господь кричал: «И аз воздам!»
Всё разрушал, а после строил снова.
Но только девятнадцатый Адам
Ничем не отличался от восьмого.

И что-то шло неправильно, вразрез.
Не наступало истины момента.
И вдруг – как озарение с небес:
«Так мне же не хватает оппонента!»

И началось. И словно свет пролит
На Бога – на творца и на поэта.
Какой Адам, какая там Лилит.
А ты попробуй сотвори вот это!

Конечно, можно верить, жить, любя.
Но нет конфликта – значит, нет прогресса.
А ты попробуй переплюнь себя,
Из части Бога создавая беса.

И среди толщ миров и атмосфер
Родился тот, кто пальцы сжал до хруста.
А в нём рождался Ницше и Бодлер.
А в нём рождался Кант и Заратустра.

И вот оно – творенья торжество.
Отец огня, язычества, металла.
Он создал совесть, так как до него
Альтернативы не существовало.

И он ворвался огненной стеной
В пророка, в музыканта и в поэта.
Пока ещё не ставший сатаной,
Пока ещё несущий море света.

И было всё легко и по плечу.
И дрожь волной по телу разольётся.
И первая идея: жить хочу!
И первые слова: я вижу солнце!

Вот так и я создал в своих стихах
Какой-то образ в непонятной роли.
Но мой герой, изживший боль и страх,
Похоже, ускользнул из-под контроля.

Кого из нас казнят? За чьи грехи?
Угрюмый демон смотрит исподлобья.
Поэт как Бог творит свои стихи,
Что на его же высекут надгробье.
Стихотворение одновременно цельное, и – спорное. Ковальчук – поэт, спорить с которым хочется, и, что самое приятное, можно. Его, как истинного дзен-буддиста, это радует, ибо это тоже путь. Начнем с деталей: каким образом у Бога могло быть озарение «с небес»? Метафора – явление понятное, но «метафора самой себя»… Новый поэтический прием – или за этим стоит нечто более глубокое?
Далее: как у Бога могла все время получаться стерва – тогда, когда еще не было зла? Или «стерва» – это не зло? А что тогда? Некое проявление женской формы русского дзена, еще более непостижимое в своей алогичности? Когда-то мне довелось написать о женщине: «которая сумеет и без Бога» и « если бы бабу на крест – выжила бы. И жила» (о жизненной силе и терпении). Получается, она сумеет и без черта? Что – творить зло?... Или это тоже – о жизненной силе, об умении выживать… нет, жить! – в любых условиях, при любых обстоятельствах? О… пути?
У Виталия Ковальчука есть маленькая дочь – во многих стихах он пишет о ней, задумывается, переживает, наблюдает ее первые вселенские открытия, познание мира. Как поймет ее поэт во взрослении? Каков для него путь женщины? Чем не русскодзенский вопрос….
И главное:
И он ворвался огненной стеной
В пророка, в музыканта и в поэта.
Пока ещё не ставший сатаной,
Пока ещё несущий море света.

«Пока еще не ставший сатаной…» Значит, пока еще не зло? А что тогда? В чем его конфликт с Богом? В чем альтернатива, выбор человеческий? Что стало НОВОГО с появлением Люцифера? Действительно, творчество – это море света, и одновременно – море тьмы, их борьба и единство. Возможно, появление оппонента было нужно Богу для появления творчества? Именно в творении человек «оживает» и, собственно, становится человеком? Когда может сам. Не будем спрашивать дзен-буддиста о понятии «грех», но все же: стал человек хуже с появлением в нем творчества – сиречь своеволия, самовыражения, ЭГОистины? С появлением совести – вечного выбора. Или он просто стал – человеком? Создание в себе беса из Бога – сила или слабость? В этом суть пути? Или наоборот – создание света из внутренней тьмы? «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…»
Оставим вопрос открытым. Именно так и делают истинные поэты. Не делятся с читателем знанием о смысле – пусть на этот вопрос каждый ответит для себя  сам.