Когда музы молчат (памяти Владимира Саришвили)

Вчера и сегодня с экранов ТВ не сходят сюжеты о новостях в Грузии.

Водометы, акустические пушки, стрельба, десятки раненных людей…Все это уже было в Грузии.

И была война, которая сделала грузин не такими, как прежде, оставив навеки на лицах и в душах людей печать скорби. Я видела эту печать, ее ничем не смыть, не убрать, во всяком случае, в ныне живущем адекватном поколении…

Мы тоже это проходили – переворот, войну, которая длится уже пять лет…

 Все это настигло нас гораздо позже, чем Грузию, и сделало навеки братьями не по крови, а по пережитым страданиям.

Увиденное на экране телевизора всколыхнуло в моей душе то, о чем больно даже думать, и о чем я молчала так долго.

Минувшим летом 2018 года перестали приходить письма от нашего члена Жюри конкурса «Созвездие Духовности», замечательного поэта, лауреата самых значимых литературных премий Грузии, заслуженного журналиста Грузии, координатора Союза Писателей Грузии по зарубежью Владимира Саришвили.

А в этом, 2019 году Владимира Саришвили уже нет в составе нашего Жюри…

Мы любим и ценим замечательных писателей, которые стали нашей Командой. И просто так не расстаемся ни с кем, только по очень весомым причинам!

К осени 2018-го, когда Владимир не прислал оценки в номинацию Журналистика, мы уже сильно тревожились о нем, но все-таки надежда на то, что он отзовется, теплилась – как и все творческие люди, Владимиру было свойственно иногда и надолго исчезать, избегая человеческого общения.

И только к зиме из Грузии пришло известие – от нашего друга, издателя Наны Чачуа - о том, что Владимир Саришвили внезапно ушел из жизни…

Мне бы кинуться писать некролог, бить во все колокола….а душу сковал какой то ступор. Не могла ни думать, ни писать об этом. Потому что Володя Саришвили был моим братом, моим другом, самым талантливым из нас, равным которому в современной поэзии трудно найти.

Мы никогда не видели друг друга « живьем». Но были очень близки. Как могут быть близки два человека, говорящих на одном языке высокой поэзии.

И мы делили все - даже «кусок хлеба» - когда Володя пожаловался, что очень тяжело, я не задумываясь, дала ему драгоценную наводку на единственное, пожалуй, в наше адское время издание, где платили за публикации стихов и публицистики довольно солидные деньги.

Володю сразу оценили….и перестали печатать меня, видимо, он больше соответствовал их изданию.) Тут бы впору обидеться, рассердиться – а обижаться за это я не могла! Мы продолжали быть верными друзьями, хотя у Володи стало немного получше, а у меня похуже…

Это и есть настоящая писательская дружба, когда напополам даже последний кусок…

Познакомил меня заочно с Володей Саришвили еще один замечательный член нашего Жюри – Вадим Анастасиади, редактор газеты «Вечерний Тбилиси» и член Президиума Всемирного Форума Духовной Культуры.

Это было в страшный для Украины 2014 год.

И Владимир сразу среагировал, ощутив наше бедственное положение – подключил к организации  благотворительного вечера в поддержку украинских писателей Сопредседателя Союза Писателей Грузии Маквалу Гонашвили, которая помогла провести великолепное мероприятие в одном из самых красивейших залов Грузии. На это мероприятие грузинские писатели принесли свои самые ценные книги, которые продавали в поддержку украинских писателей.

Ведь и у них – переживших войну – тоже было несладко.

С тех пор завязалось плодотворнее сотрудничество между нашим проектом и Союзом Писателей Грузии.

Чуть позже выяснилось, что другом юности Владимира Саришвили был замечательный поэт, критик, богослов и православный философ Валентин Никитин, который был родом из Тбилиси, но всю жизнь прожил в Москве, где в редакции журнала «Студенческий Меридиан» много лет назад, «открыл» меня, как начинающего поэта…

С Валентином Никитиным мы были очень дружны в годы моей учебы в Литературном Институте им. Горького. Он публиковал мои стихи в журнале, где сам работал литературным консультантом, позже перешел на работу в издательский отдел Патриархии, но по-прежнему поддерживал меня.

Позже наши пути разошлись, мы как-то потеряли друг друга из виду, но Володя Саришвили вновь свел нас, чему мы оба были безмерно рады!

Валентин Никитин был в составе нашего Жюри в первый год конкурса – в 2017 году. Собирался ехать в Украину, чтобы принять участие в церемонии награждения. Но прежде решил заехать в Грузию, где трагически погиб, о чем мне потрясенно рассказал Володя Саришвили…

Так родилась украино-грузинская премия им. Валентина Никитина, которая в этом году будет вручаться уже в третий раз…

Вот ссылка на статью о последних днях Валентина Никитина, которую написал Володя Саришвили, а я опубликовала на нашем сайте: http://www.pisateli.co.ua/index.php/stati/1066-vladimir-sarishvili-valentin-nikitin-poslednie-chasy-na-zemle

Кто мог тогда представить, что пройдет всего год и уйдет Володя?!

Валентин Никитин был Божьей милостью Поэтом, именно он вновь «заставил» меня заговорить поэтическим языком, когда у нас, в 2014 году, музы молчали, но говорили пушки. В результате его духовной поддержки родились стихи, которые в тот же год были удостоены «Золотого Пера Руси» в номинации «Поэзия», что очень ценно для меня. Начали выходить новые книги…

В этом есть и заслуга Владимира Саришвили, с которым мы как бы «соревновались» в поэтических подборках нашего сайта. Это было чем-то вроде соревнования – кто круче? И Володя часто выигрывал. Не было никаких мест и призов, это не обсуждалось, но мы были профессионалами и понимали – кому  повезло получить в этот раз  «грант» от Господа Бога….

Как нам хотелось встретиться! Я звала Володю и его грузинских коллег к нам в Киев, но он с грустью отвечал: «Мы невыездные»…

Это значило, что большинство грузинских писателей не могли позволить себе авиаперелет за свой счет. И не менее бедные украинские писатели не могли оплатить своим коллегам билеты или прилететь к ним сами…

Что можно сказать на это?  - Будь прокляты те, кто довел талантливых людей до такой жизни, обогащаясь за счет других! Кто довел культуру до такого бедственного состояния!

И все-таки мы помогали друг другу, чем могли: стихи наших грузинских коллег начали выходить  в свет в наших альманахах, как только открылось издательство. Грузинские коллеги помогли организовать мою поездку в Испанию на встречу с известным писателем Александром Потемкиным. Там мне посчастливилось встретиться с божественно талантливой Маквалой Гонашвили, но Володи там, к сожалению, не было…

Так совпало, что награждение нескольких грузинских коллег (в том числе и Владимира Саришвили) высшей наградой нашего конкурса – серебряным знаком «Созвездие Духовности» -  совпало с празднованием 100-летия Союза Писателей Грузии.

Друзья приглашали меня в замечательную поездку в эту гостеприимную страну, но я была занята подготовкой к церемонии награждения нашего конкурса, и вместо меня поехала модератор нашего сайта Тамара Берлин.

Если бы я могла знать, что эта возможность встретиться будет последней!  Никогда бы не отложила свой приезд на следующий год!

Празднование 100-летия СП Грузии и гостеприимный прием грузинских писателей превзошел все ожидания. И всюду рядом с украинской гостьей был Володя Саришвили, который предлагал  и свою крышу над головой, и помощь. Это был удивительный человек!

Перелистайте раздел сайта «Статьи». Никто не писал нам столько, никто не присылал таких блестящих материалов, как Владимир Саришвили…

Сказать «нам будет его нехватать» - это ничего не сказать. Без него из нашего проекта ушло что-то невосполнимое. Он был столпом. Осталась, как завещание, большая подборка его стихов, которые мы будем печатать наравне со стихами ныне живущих авторов.

За три года работы конкурса к нам присоединились талантливые люди из Грузии, наши лауреаты супруги Тамасурия Санти.

В этом году в состав Жюри вошел известный грузинский писатель и целитель Тамаз Тавадзе.

Но такого, как Володя, больше не будет.

Когда я смотрю сегодняшние кадры о происходящем в Грузии, я вспоминаю то, о чем рассказывал Владимир в своем интервью, которое опубликовано на нашем сайте: http://www.pisateli.co.ua/index.php/stati/471-intervyu-natali-varenik-s-vladimirom-sarishvili

Прочитайте его хотя бы из уважения к памяти этого замечательного человека.

До этого интервью я не знала о том ужасе, через который прошел грузинский народ.

Я не представляла себе, как люди умирали от голода, как не было хлеба, а мертвых хоронили в капроновых мешках, потому что не было в чем хоронить….

Грузины – очень православный народ. Это связывает нас, славян, с ними крепкими узами.

Чудовищно, что новая волна ужаса, накрывшая Грузию, началась на православном форуме, который призван объединять людей.

Я вспоминаю строки из интервью с Владимиром Саришвили, где он рассказывает, как власти, выгонявшие их из собственного дома писателей, топтали ногами иконы….почитайте про это!

Неужели ставшая нам родной Грузия снова погрузиться в хаос?

Почему в последнее время все, что связано с православием, верой, подвергается неистовому гонению?

Мы не можем отсюда судить – кто прав, кто виноват. Кого-то посадили не в то кресло….

Наверное, допустили ошибку. Но разве это так важно в сравнении с действительно значимыми вещами? С тем, что наши религии и культуры связывает вековая дружба. Символично, что эти события совпали с 22 июня – памятной датой начала войны, в которой плечом к плечу сражались грузины, украинцы, русские, белорусы, казахи и представители других народов одного, некогда великого государства.

Вспоминаю годы своей учебы в Литературном Институте – сколько друзей из Грузии там училось вместе со мной. И мы никогда не ссорились…

Очень больно писать обо всем этом. Почти год не могла заставить себя написать о Владимире Саришвили, будто мое молчание могло продлить ему жизнь. Он мог бы написать еще столько прекрасных стихов!

Но сегодня молчать невозможно.