О творчестве Маквалы Гонашвили

СЕРДЦЕ ЖЕНЩИНЫ

Господь наделяет благодатью лишь тех, кто Дар, посланный Им, обращает на сотворение добра, а добро – это в первую очередь служение людям и труд на благо народа.

Маквала Гонашвили – одна из тех избранных, кто хорошо знает, сколь велик её долг перед Отечеством, как женщины и как поэта.

Не без чувства гордости пишу эти строки о прекрасных стихах не менее прекрасной женщины, которая, по её же словам, "как облако, полна печали, не ведает, когда дождём прольётся". Как же не ведает, если ей принадлежат такие слова:

Чувство Родины...

В камне и гимне

Долг поэзии - выразить это,

Не стократ ли труднее, скажи мне,

Сердцу женщины ноша поэта?!

 

Уже этими строками покорила Маквала Гонашвили сегодняшний день грузинской поэзии. Сегодняшний день, в котором она своим творчеством столь же чудесна, как радуга на небе после дождя. 

И пусть судит читатель, прав я или нет.

Чабуа Амирэджиби,

Лауреат Государственной премии имени Шота Руставели

 

ДЖАНСУГ ЧАРКВИАНИ

«СЛОВНО РАДУГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ…»

Мне не по душе, когда в круг писателей вступают, облачив себя в царскую мантию. Мне не нравится, когда после первых же в жизни написанных строк, поэт предстаёт в ореоле самодовольства. След суровой руки судьбы должен быть запечатлён на челе поэта с первых же шагов на избранной стезе. 

Много лет назад совсем молоденькая Маквала Гонашвили пришла со своими стихами ко мне, в редакцию журнала «Цискари». И сразу же прелесть её стихов, как радуга после дождя, засияла на грузинском литературном небосклоне.

Я разглядел в её стихах колыхание многоцветия. Я почувствовал в них ту по-детски непосредственную, первородную прямоту, которая является краеугольным камнем истинной поэзии. 

С тех пор прошли годы. Много воды утекло, но на тернистом пути поэзии Маквала Гонашвили не стушевалась, наоборот, высветила своё дарование и преисполнила этим лунным светом каждую созданную ею строку… И сегодня, пройдя через все испытания, она предстаёт перед нами Женщиной и Поэтом, а этот удел труден вдвойне.

 

РЕЗО АМАШУКЕЛИ

АМАЗОНКА ПОЭЗИИ

Маквала!

Когда я думаю о тебе, перед глазами предстаёт образ, исполненный Божественного света, света духовности и просвещения, образ Женщины и Поэта, несущей людям Книгу, как Крест, и призывающей читателя к очищению на светлой тропе творчества.

Ты знаешь, как тяжело в Грузии «быть Женщиной и быть Поэтом». 

Каким нежным шёпотом, ненавязчиво, возвышенно ведёшь ты с нами беседу о добре и милосердии… Как безошибочно умеешь ты найти в душах людей те оттенки, которые различаешь только ты, и которые сверкают искрами истинной поэзии.

В последние годы твоё творчество обрело иную тональность, иные свойства, в связи с творящимися на наших глазах событиями. 

Ты стоишь на митингах, бесстрашная и гордая, как амазонка. Твой голос, как грозный колокольный звон, несётся в цитадели тех, кто превращает нашу гордую нацию в «театр марионеток». 

Как дорога для нас, собратьев по перу, твоя доблесть и верность, как своевременно ты бросаешь мандили – платок мира в жерло распрей между грузинскими писателями. 

Я надеюсь и верю, что мы и впредь будем вместе заботиться о нашей измученной Отчизне, и с годами, если я почувствую, что уже не хватает сил продолжать борьбу плечом к плечу с тобой, и где-то подогнутся мои колени и погаснет для меня Божий свет, я буду счастлив мыслью, что хоть капля твоих святых слёз упадёт на моё надгробие… 

"И быть поэтом каждым Божьим днём"

(заметки о творчестве Маквалы Гонашвили)

 

 Владимир Саришвили, 

поэт, переводчик, доктор филологии 

Просвещённая общественность разных исторических эпох неизменно задаётся вопросом о месте и предназначении поэта в современном мире. Поэты бывают то превозносимы как пророки и провидцы, то провозглашаемы властителями дум, то удостаиваемы лишь скучной должности "инженеров человеческих душ". Впрочем, именно в советскую эпоху родилась и другая формула "Поэт в России больше, чем поэт". 

А вот в Грузии (по крайней мере, до новейшего времени), подобным вопросом себя не утруждали. Цари-поэты, святые Грузинской церкви-поэты, Патриархи-поэты, даже крестьяне и ремесленники - философы и поэты... Свидетельств тому - и от иноземных путешественников, и от дипломатов - предостаточно. 

Сегодня же поэтические создания живут в "параллельном мире", будучи не востребованы замученным проблемами населением. Литераторы (некоммерческие) ныне в абсолютном большинстве существуют друг для друга. Удельный вес поклонников стиха истинного, боговдохновенного, мастеровитого - истаял просто на глазах писателей нашего поколения, пришедшего в большую литературу в 1980-х.

Но есть и замечательные исключения, и одно из них - творчество Маквалы Гонашвили. 

Стихотворения Маквалы Гонашвили одновременно и возвышенны, как и всякое создание поэта, наделённого искрою Божьей, и удивительно приближены к земной орбите, тому кругу забот и переживаний, мечтаний и надежд, успехов и разочарований, которые сопровождают наш крестный путь от колыбели до последнего пристанища. 

оттого и близки читателям и слушателям разных "уровней подготовки". Мы не раз свидетельствовали, с какой любовью и теплотой встречала выступления Маквалы аудитория как культурных центров, так и отдалённых селений.  

Один из главных векторов творчества Маквалы Гонашвили -  гражданские стихи, что для женской поэзии - явление весьма редкое. Но гражданская лирика Маквалы не имеет ничего общего с "обязательной программой", как бы "заполненной анкетой патриота". Это - подлинный голос души. Достаточно вчитаться в её "Песню мальчика-газетчика" и "Подарите мне луну", чтобы убедиться в том, что поэт обладает мощным зарядом протестной энергии, в своих стихах не обходит "острых углов" и не рассчитывает на лестные оценки читателя или критика. Поэзия Маквалы Гонашвили не чурается вызова всему, что неприемлемо для неё и что она считает неприемлемым для любимого грузинского народа. Муза Маквалы наделена острым чувством справедливости, и это помогает ей чутко улавливать как чаяния народа, так и малейшую фальшь в словах или действиях власть имущих. Но, любя Грузию, став от её рождения плотью и кровью, Маквала Гонашвили не замалчивает изъянов в психологии и мировосприятии современных грузин. Завистливость, снобизм, предание забвению заветов гордых, благородных и бесстрашных предков, слепое шутовское подражание искусственно привнесённым ценностям, жизненным установкам - всё это отобразилось во многих строках, но сконцентрировалось в одной горькой фразе: "Измельчал ты, народ Руставели!". Так Маквала продолжает традицию, заложенную  духовным отцом современного грузинского общества Ильёй Чавчавадзе в его известном стихотворении "Счастливый народ". 

Тот, кто любит по-настоящему, должен быть строг и не должен страшиться обид или огорчений. Но само естество любви немыслимо без ласки, без нежности. И такими проникнутыми сердечной теплотой строками исполнена лирика Маквалы Гонашвили.  Сказанное относится прежде всего к стихотворениям о родных кахетинских горах и долах, о сказках дедушки, наполнивших душу поэта, тогда ещё ребёнка, светом сказочных картин, искусно вплетённых  впоследствии в богатую звукописью ткань поэтического слова. 

Стержень и основа любовной лирики Маквалы Гонашвили - верность. Мы не встретим у этого автора опусов о мимолётных увлечениях в духе "разошлись как в море корабли". Её чувства всегда глубоки и серьёзны, её лирическая героиня готова отстаивать свой выбор. Такова Маквала и в любви, и в дружбе. Преданность - один из главнейших жизненных принципов Маквалы Гонашвили. Ну, а тому, что судьба нередко решает по-своему, воспрепятствовать выше сил человеческих. И остаётся подчас - ностальгия... Как в стихотворении "Встреча".

Своё жизненное и личностное кредо Маквала Гонашвили во всей полноте выражает в стихотворении "Разговор с мужем", представляющем собой поэтически переосмысленную духовную конституцию автора.

Ещё один важнейший мотив творчества Маквалы Гонашвили - молитвенный. Глубоко верующая христианка, Маквала Гонашвили избегает демонстрации своего отношения к религии, но ни в одно путешествие - знаю об этом не понаслышке - не отправляется без иконы, свечей и молитвенника. Отсюда - исповедальность многих её лирических творений, в которых пульсирует обнажённый нерв переживаний за судьбы отчизны, народа, подрастающего поколения.  

"Прекрасным примером метафорического мышления является стихотворение "Зов", своего рода сплав страсти и мечты", - пишет известный критик Юрий Бибилеишвили. 

О мастерстве Маквалы Гонашвили заговорили с первых её шагов на стезе поэтического служения. Разнообразие ритмики, богатая палитра художественных тропов, отменный вкус и чувство меры - все эти достоинства с годами нисколько не потускнели, а напротив, приумножились и облагородились приобретённым бесценным опытом. 

Сборник, открытый читателем, с нашей точки зрения, подводит лишь промежуточные итоги жизненного и писательского пути Маквалы Гонашвили. Её творческая энергия, как и в студенческие годы, рвётся на вольный простор, и мы вправе ожидать от этого щедрого таланта новых свершений на ниве поэзии, которая "прежде всего", как на все времена заповедовал нам великий Галактион.