Валентин Никитин. Единство духа в союзе мира

Валентин Никитин. Единство духа в союзе мира

 

 

«Единство духа в союзе мира»: к итогам встречи  
Папы Франциска и Патриарха Кирилла 

«Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,  стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4,1-3). 

 

Возблагодарим Бога, что историческая встреча епископа Рима, преемника св. апостола Петра, и Патриарха всея Руси, наконец, состоялась!.. 

Оба Предстоятеля напомнили всем-всем, Urbi et Orbi, что мир балансирует на грани смертоносной войны, что необходимо единство всех людей доброй воли и, прежде всего, христиан, которые призваны исполнять   священный долг миротворчества, заповеданного Самим Христом. «Блаженны миротворцы, – возвестил Спаситель в Нагорной проповеди, – ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).  Церковь, являющаяся столпом и утверждением Истины (1 Тим. 3, 15), должна вести верующих к спасению, миротворчество изначально является её священной миссией, ибо основано на заповеди Господа о служении примирения. Об этой заповеди не уставал напоминать и повторять её  еще св. апостол Павел: «Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения»» (2 Кор. 5, 18). 

Борьба с международным терроризмом, защита христиан, подвергающихся геноциду на Ближнем Востоке, спасение и защита христианских храмов и святынь - общая задача православных и католиков; и здесь единый фронт заповедан Самим Господом!.. Ситуация в Сирии требует скорейшего разрешения. Россия столкнулась с исключительно трудными политическими проблемами, разрешить которые без помощи мирового сообщества будет невозможно. Повторять рефрен из нашей популярной патриотической песни "мы за ценой не постоим" рискованно и неуместно,  мировая война – вопиющее и абсолютное зло!  Заручиться сегодня поддержкой Святого Престола очень важно и нужно, очень своевременно. 

«Квинтэссенцией» встречи можно считать следующие слова в совместном заявлении Папы   Франциска и Патриарха Кирилла:  

«Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5)»; «Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле мира, который есть «дело правды» (Ис. 32:17), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших». 

Таким образом, Предстоятели обеих великих Церквей - Папа Франциск и Патриарх Кирилл выступили с обнадеживающей миротворческой инициативой, имеющей всемирно-историческое значение. Это стало возможным не только потому, что ситуация обязывает. Они оба  – выдающиеся богословы, внесшие существенный вклад в разработку христианской  иринологии (от греч.  eirhneuete – «мир имейте»), то есть, учения о миротворчестве Церкви. И оба Первоиерарха в своей деятельности последовательно и неизменно руководствуются призывом св. апостола Павла к единству христиан: «...Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4,3). Вот почему они так уверенно и солидарно выступили вместе, как истинные миротворцы, защитники и поборники христианского единства – «единства духа в союзе мира». Честь им и хвала!    

Русская Православная Церковь веками верна была апостольской традиции искать мира и стремиться к нему (1 Пет. 3, 11), неизменно сознавая, что служение миру — это служение Богу, служение Тому, Кто есть «мир наш», созидающий единство и   преодолевающий любую преграду (Еф. 2, 14).  Благодарение Богу, эти слова св. апостола Павла сегодня вдохновляют и Римско-Католическую Церковь, также стремящуюся предотвратить ядерный Армагеддон.  

Борьба Церкви за сохранение мира, с верой в торжество Добра  - поистине, святое богоугодное дело! Ибо  «господство военной силы в современном мире – это признак неверия в силу Правды, в силу Добра, в силу Божию» - подчеркивал Н.А. Бердяев («Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого». Париж, ИМКА-ПРЕСС, 1952, с.127). 

Следует отметить, что борьба Русской Православной Церкви в XX веке за разоружение, за запрещение испытаний ядерного оружия, против перенесения военного соперничества в космос, против развертывания нейтронной бомбы, за мирное урегулирование пограничных споров, за создание безъядерных зон и т.п. была постоянно поддерживаема Святым Престолом, и это имело самые благоприятные последствия для всего мира. Возвращение Православия и Католичества к общей линии противостояния силам зла и войны – обнадеживающий фактор!  

Оба Предстоятеля  как миротворцы достаточно влиятельные фигуры в мировой политике, чтобы их совместные действия помогли оздоровлению международной ситуации в мировом масштабе. Их призыв должен быть услышан, как голос с неба, который не сможет заглушить грохот от разрыва бомб и снарядов… Их призыв вынудит приумолкнуть «ревнителей не по разуму» с обеих сторон – на Востоке и на Западе, которые еще до встречи Папы и Патриарха пытались её всячески дискредитировать. Православным «фундаменталистам» в России важно понять, что отныне Ватикан официально дистанцируется от т.н. прозелитизма и стремления навязать Унию. "Униатизм - не является путем для восстановления христианского единства" - удельный вес этих слов в устах Папы Римского очень велик.  Знаменательно, что эти  слова вошли в текст совместного заявления, в чём, на наш взгляд, непреходящая заслуга Патриарха Кирилла.  «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего», - как призывал преп. Сергий Радонежский, великий игумен Земли Русской.   

"Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним" – эти слова святителя Феофана Затворника напомнил Святейший Патриарх Алексий II, выступая на открытии I Всемирного Русского Собора (26 мая 1993 года). -  Мы верим, что если эта цель будет достигнута, мир земной преобразится, преобразятся и живущие в нем. Поэтому всё, что делает Церковь, направлено к этой цели. В этом мы видим основу христианского патриотизма. Вместе с тем подлинный патриотизм не должен оскверняться враждой и ненавистью к другим народам и к кому-либо в среде своего народа, национальной гордыней, стремлением к силовому решению межнациональных и межгосударственных споров, нежеланием и неумением выслушивать различные точки зрения и приходить к согласию, желанием монополизировать идею патриотизма в узких эгоистических целях. Наша Церковь желает, чтобы каждый православный христианин, которому дороги Россия и ее будущее, не декларативно, не на словах, а во всей полноте был причастен к богоданной жизни Церкви. "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного", — говорит Спаситель (Мф. 7,21). Живя во Христе, молитвенно общаясь с Ним, принимая Таинства церковные, каждодневно научаясь истинам Священного Писания и учения Церкви — мы внутренне преобразимся, и именно тогда сможем в полной мере воистину служить Богу и приносить пользу  своему Отечеству. Мы, служители Церкви, видим патриотизм не потворствующим порокам народа, но очищающим его, преображающим и тем подвигающим чад Божиих к святости... Тогда-то и восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь — Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь Святая» (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России: Слова, речи, послания, обращения, 1990–1998. М., изд. Московской Патриархии, 1999, с.613).