Светлана Савицкая. Шопотов.
- Подробности
- Категория: Статьи
- Дата публикации
- Автор: Kefeli
- Просмотров: 1617
ШОПОТОВ
Подхваченный афоризм древнегреческого драматурга Еврипида «Скажи мне кто твой друг, и я скажу: кто ты» у И. Гете, зазвучал иначе: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу тебе, кто ты…»
Волею случая, мы оказались «в святая святых» общества «Память Балтики» - на штаб-квартире, наполненной личными архивами его бессменного Президента контр-адмирала Константина Антоновича Шопотова. Как же интересны на стеллажах книги! Книги, как люди. Книги-эпохи. Вы утоните в океане захватывающих томиков с истрепанными корешками. Фантастически повеет романтикой даже от одних названий: «Колумбы Арктики», «Секреты подводных лодок», «Моря советской Арктики», «Полярник Б.А. Кремер», «Полярная экспедиция на ледоколах», «Как Христофор Колумб открыл Америку», «Корабль викингов у берегов Норвегии», «Поход московитов в Югорскую землю», «Из истории великих русских географических открытий», «К неведомым берегам», «Описание земли Камчатской», «Русская Америка», «История России (с начала XIX века до начала XXI века», «Командорские острова», «Подводный флот России»… А вот карта «России, Московии и Тартарии». Вот карты Первой и Второй камчатских экспедиций Беринга и Чирикова…
Люди настоящие, неподдельные – герои этих книг. Воспитанный на их примере, Константин Антонович, посвятил свою жизнь Российской Державе. Часами он строго и точно может рассказывать о службе на подлодках, о научных подводно-археологических исследованиях, о Музее подводной археологии , куда ежегодно экспедиция «Память Балтики» передаёт артефакты, найденные в холодных глубинах Балтики. И это удивительно! Оказывается, не только в Швеции поднят королевский корабль «Vasa», не только там берегут наследие и создаются за бешенные государственные деньги хранилища, посвященные легендарным кораблям, таким, как «Vasa», но и у нас в России за маленькие хрупкие средства военного пенсионера, теплятся огонечки любви к Отечеству в «Добровольных общественных организациях» на добровольных началах. И после ознакомления с проделанной титанической работой, длинною в жизнь, понимаешь, что не кто-то там мифический, а именно он и есть Герой нашего времени. Смотрите, как он говорит. Как поступает. С каким достоинством носит черную морскую форму, украшенную золотыми наградами. И, наконец, как результат – какие книги выходят из-под его военного пера. Они не терпят ни малейшей исторической фальши! Пусть они не художественны, а документальны, но одним этим уже уникально-ценны и интересны!
С радостью делится он возможностью посетить Высшее военно-морское Краснознамённое орденов Ленина и Ушакова I степени училище имени М. В. Фрунзе (ныне Морской корпус Петра Великого), штурманский факультет которого он окончил.
В Морском корпусе успешно осуществляется подготовка для надводных кораблей и подводных лодок Военно-Морского флота офицеров: штурманов, гидрографов и использование боевого оружия.
В библиотеку Морского корпуса переданы и его личные книги.
Константин Антонович также предоставляет для нас возможность ознакомиться с уникальными раритетами – архивами Крузенштерна и даже Петра Великого в первых изданиях в Центральной военно-морской библиотеке. Это крупнейшая и старейшая библиотека Вооруженных сил наполнена научно-библиографическими редкостями, является центром библиотек ВМФ России.
Свет его любви к Родине возгорается при этом откуда-то изнутри. Невольно вам передается его чувство долга, и становится сразу же вашим личным чувством, обязанностью и правом. Пред ним замирают курсанты и педагоги. Почтительно отдают честь.
Вот виновато поздоровался за руку коллега, оформляющий стенд:
- Ой! У меня руки грязные!
- Руки грязные могут быть только у спекулянта. Но ты же рабочий человек! – тут же парирует К.А. Шопотов.
Мог ли он мечтать, что станет контр-адмиралом? Наверное, да!
Когда в годы войны мальчишкой коноводом в селе Тамбар Тисульского района Кемеровской области работал вместе с лошадью, в колхозе своего детства, как и всё село: «Всё для фронта, все для победы»…
Константин Антонович в парадном черном кителе.
- К черному кителю идет только золото, – шутит он.
За неделю он по-военному четко распределяет время нашей экспедиции. Мы успеваем побывать в Выборге, Кронштадте, Рощино, Ломоносове, Петербурге, Петродворце.
Знакомимся вплотную со славными делами и 25-летним наследием Ордена Петра Великого Добровольного Общества «Память Балтики».
Как своим командирам, любознательным ребятишкам в «Музее подводной археологии», К.А. Шопотов докладывает:
- С 1990 года, первые два года экспедиция работала в открытой Балтике , где был найден английский тральщик «Mirtline», и в Тихом океане в бухте Командор острова Беринга, где вела поиск якорей пакетбота «Святой Пётр». С 1992 года экспедиция ведёт поиск, исследование и паспортизацию шведских кораблей, погибших в Выборгском морском сражении 22 июня 1790 года, в котором Российский флот под флагом адмирала В.Я. Чичагова не потерял ни одного корабля, а шведский флот под командованием короля Густова III потерял семь линейных кораблей, три фрегата и более 90 галер и гребно-парусных судов. Ко дну пошли линейные корабли: «Hedvig Elisabeth Charlotta», «Lovisa Ulrika» , «Enigheten», линейные фрегаты «Uppland» , «Zemira», « Postilion», бриг-коттер «Dragon», боевая галера «Ertrus» и королевская яхта «Aurora». На предельных для аквалангистов глубинах, при нулевой видимости и температуре на глубине не выше + 8 градусов экспедиция нашла, исследовала и паспортизировала все вышеперечисленные именные шведские корабли. Её работа ведётся на основе открытого листа Института Археологии РАН, а все поднятые подводные находки после консервации передаются на постоянное хранение в Государственный музей «Выборгский Замок», в котором на основании поднятых подводных раритетов, являющимися материальными свидетельствами «знаменательной» по оценки Екатерины II победы Российского флота, в 1994 году, в Комендантском доме Выборгского Замка создан вот этот первый и единственный в России «Музей подводной археологии», «который постоянно пополняется подводными находками и материалами экспедиции «Память Балтики».
Заключение по результатам расширенного заседания Государственной комиссии:
«По количеству и своему составу поднятые со дна Выборгского залива предметы оружия, боеприпасов, быта, дельных вещей, фрагменты набора корпуса, рангоута и такелажа кораблей, якоря, орудийные станки с погибших шведских кораблей в Выборгском морском сражении 1790 года представляют собой уникальную коллекцию морских раритетов, имеющих большую историческую и культурную ценность международного значения».
В настоящее время «Музей подводной археологии» имеет уникальную коллекцию раритетов, более 800 единиц: палубные пушки всех калибров кораблей шведского флота, участвующих в Выборгском морском сражении; коллекцию боеприпасов шведских пушкарей: ядра, книппеля, пеналы различного снаряжения с картечью и штангель - кугели всех калибров; совершенно уникальная коллекция вооружения шведского морского десантника: мушкеты, пики, абордажный палаш, абордажный кортик, ручная граната, абордажный топорик; носовую фигуру 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Sharlotta», дубовые станки к корабельным пушкам и боевой галере «Ertrus»; 311 красномедных шведских монет номиналом 1 и 2 ORE и 2 серебряные монеты с гербом короля Густава III номиналом 24 ORE и серебряная монета с барельефом шведского короля Густава III; становые якоря: шведских линейных кораблей, бриг-коттера, галерные якоря и якоря типа «кошка» петровского времени; скульптуры Главнокомандующего в Выборгском морском сражении кавалера ордена Св. Георгия I степени адмирала В.Я. Чичагова и великого мореплавателя Витуса Беринга работы талантливого петербургского скульптора Р.Л. Слепенкова. Многое другое.
«Воссоздание забытых страниц славных побед Российского флота» - уставная цель общества, организованного и возглавляемого его бессменным президентом К.А. Шопотовым. В «Память Балтики» входят патриоты России, рыцари подводных глубин, подводные археологи, ученые, художники, исследователи. Кроме музея в Выборге, открыт музей в селе Лужное на родине первого русского великого мореплавателя капитан-командора Алексея Ильича Чирикова. Ведется очень плотная работа со многими библиотеками Питера, Выборга, Кронштадта, Камчатки, других городов. Издается специальная военно-историческая литература. В настоящее время готовится научный материал для открывающегося в п. Коммунар Нейского района Костромской области музея адмирала Василия Яковлевича Чичагова.
По номинации «Историческое наследие» К.А. Шопотов награжден в 2015 году Золотым Перо Руси за книги «Великий русский мореплаватель Алексей Чириков», «Памяти великих мореплавателей», «Подвиги первых русских навигаторов», «Берингов крест», «В холодных глубинах Балтики», ряд других уникальных военно-исторических книг.
И вроде бы портрет героя, тотально занятого общественной работою, завершен. Президент ордена Петра Великого общества «Память Балтики»; начальник, научный руководитель и руководитель водолазных работ подводной археологической экспедиции; член координационного совета Конфедерации подводной деятельности России; кандидат исторических наук, академик Академии Военно-исторических наук; международный инструктор CMAS по подводной археологии; лауреат Российской национальной премии 2007 года «За многолетний вклад в подводную деятельность», Обладатель Национальной литературной премии «Золотое Перо Руси 2015 года, и Почётного знака «За заслуги перед Выборгским районом».
А что можно к этому добавить о нем, как о человеке?
В семидесятых было негласное правило посылать поэтов и писателей от разных центральных газет и журналов на дальние рубежи Отечества с целью создания образа положительного примера. В архивах мы нашли пожелтевшую публикацию поэта А. Карпеко. Вчитайтесь, как о К.А. Шопотове было сказано тогда.
В ТОЧКЕ „ЭН“
Мы в точке «Эн» стоим на якоре.
Отгрохотали дизеля.
Давно уж ночь, и небо яркое
Висит над рубкой корабля.
И все дневные наши хлопоты
Остались там, в прошедшем дне.
Стоит на вахте Костя Шопотов,
И я стою — не спится мне.
Вверху мерцают звезды немо,
И Костя, отложив секстан,
Мне пересказывает небо,
Как увлекательный роман.
В свою профессию влюбленный,
Проплывший множество морей,
Гордится Северной короной,
Как будто собственной своей.
— А вон — Арктур! Левей взгляни-ка...-
И я гляжу не нагляжусь.
Ночное небо над Великим
Читает Костя наизусть.
А Млечный Путь мерцает смутно,
И тишина стоит вокруг,—
Не на подлодке я как будто,
А в Академии наук.
Но... « Слева по борту! Сто СОРОК —
Предмет!..»
И в этот самый миг
Исчез географ и историк,
А офицер - моряк возник!
Журчит вода, вертясь в шпигатах,
Приказ о погруженьи дан.
И грозно смотрят аппараты
В ножной угрюмый океан.
Мы обозначили желание опубликовать очерк о Шопотове, но встретили сопротивление:
- Не обо мне писать надо, а о наболевшем! О музеях! О Чирикове! О Чичагове! О Челюскине! Об обществе «Память Балтики»…
Приведем цитату Пушкина в автографе (Стр. 464) А. Черновой (ЛБ 82, л. 19):
«О, сколько ждут открытий чудных
Ум и Труд…»
Ум и труд создавали Державу и культурное наследие. Ум и труд продолжают создавать культурное, историческое, военное, и литературное наследие в России и теперь, скажем шутливо, не смотря на «происки империализма и международной реакции».
Завершая статью, с глубочайшей болью в сердце понимая ее бесполезность и бессмысленность, пытаясь смелою идеей еще раз в сотый раз пробиться в сердца чиновников, от которых зависит финансирование народных музеев, издания нужных и полезных книг, которые просто необходимо включать в школьную программу, хочется пожелать в день 85-тилетия уникальнейшего человека и гражданина Константина Антоновича Шопотова хоть когда-нибудь не тратить его личную пенсию на финансирование археологических подводных экспедиций, на выпуск брошюр, баннеров, книг и буклетов, а переложить эту благородную миссию хотя бы частично, хотя бы иногда (для разнообразия!) на попечение Государства.
Светлана Савицкая, ноябрь 2015 г.