Владимир Грачев. Поэтические «Надкрымья» Марины Матвеевой

Владимир Грачев. Поэтические «Надкрымья» Марины Матвеевой

                       

Четвертую поэтическую книгу Марины я ожидал с большим нетерпением. Знал только одно: она обязательно будет интересной, как, собственно, и все её предыдущие поэтические книги. Призную, что поэзия Марины, весьма отлична от той, которую принято называть «классической». Однако, Матвеева не создавала новый стиль, да и не пыталась этого делать. Она сама признает, что пишет «авангардную» поэзию. И это действительно так и есть. Но её «авангардизм» понятен читателю или же слушателю её произведений. И в этом её огромный плюс, отличающий творчество Марины от творчества собратьев по цеху, творящих в этом же ключе. Поэт Матвеева если и «придумывает» новые слова или словосочетания, то делает это настолько интересно, что они и воспринимаются читателем, как почти естественное явление, а не поэтический выпендреж. Читатель «не чувствует себя дураком», приобщаясь к создаваемым ею образам — он их понимает, видит, ощущает и, в конце концов, принимает в свою душу именно в таком, обновленном виде, в котором ему их преподносит поэт. А именно это, наверное, самое важное в поэзии — «заставить» своего читателя проникнуться чужими (т.е. - чувствами поэта) переживаниями, как своими собственными. У Марины это получается. И получается блестяще!
Книга разделена на несколько глав, которые обозначены, на первый взгляд, необычными названиями. Открывает ее глава «Надкрымья». Тысячи других поэтов писали о крымских пейзажах и достопримечательностях. Но так, как описаны они Матвеевой, я не встречал. Выверенность образов и необычность их формирования — вот, пожалуй, то, что создаёт выпуклость и яркость географических очертаний, о которых идёт повествование: «Симферополь. Вечер», «Челтер-Коба. Вечер», «Кизил-Коба (Пещера Красная)», «Урочище Джурла. Ночь», и многие другие, такие близкие нам, крымчанам - и не только, любимые и знакомые места многих путешественников по Крыму!
  В главе «Некрымантия» представлены философские стихотворения, а также лирические произведения автора. В них повсюду присутствуют новые филологические решения передачи автором своих чувств, которые настолько не вписываются в общепринятую канву классической поэзии, что вызывают вначале удивление, потом — интерес, и, наконец — после их глубинного осмысления — чувство приобщения к ним. Это удивительно — но так оно и есть! Не стоит даже пытаться перенести их на бумагу, пытаясь снова описать вызванные ощущения — это невозможно. Это нужно прочесть самому и попы таться уловить те чувственные вибрации, которыми пронизаны строки произведений. Не со всеми выводами поэта я лично согласен. Но не это суть важно — а то, что поэзия Матвеевой заставляет не только сопереживать ей, но ещё и задумываться над, казалось бы, простыми, повседневными, но, как оказывается, важными делами, увидеть в себе и окружающих те черты, на которые мы зачастую не обращаем внимания из-за суетной повседневности и обыденности. 
Марина Матвеева давно и прочно уже известна широкой литературной общественности как публицист, очеркист и литературный критик. Её отзывы, статьи, рецензии и другие произведения постоян но присутствуют на страницах литературных сайтов в Интернете, в интернет-газете «Крымское эхо», в журнале «Брега Тавриды» и «Литературной газете + Курьер культуры: Крым-Севастополь», периодически, ее статьи можно прочесть в газетах «Крымские известия», «Крым ское время», «Отражение» (Донецк) и др. Её мнением, как истинного профессионала, дорожат и относятся к нему с превеликим вниманием. Это, в общем, и не удивительно: ведь М. Матвеева, имеющая базовое филологическое университетское образования, ещё и член Союза писателей России с многолетним стажем, Южнорусского союза писателей, а также РОО Союза писателей Республики Крым. Она постоянно и плодотворно общается со своими читателями и просто с любителями хорошей поэзии, уже несколько лет организует и проводит международные видеомосты выступает с отдельными творческими вечерами, а также участвует в многочисленных поэтических, в том числе, и международных фестивалях, часто получая на них заслуженные лауреатские награды.