Ольга Кузмичева-Дробышевская. Под сурдинку ледяного дождя

 

Конец октября и начало ноября нынешнего года выдались морозными: температура воздуха неожиданно скакнула до отметки «10» ниже нуля. Да, именно «неожиданно», потому что бабье лето, отступив в тёплом сентябре, вновь вернулось в остывшем октябре и торжествовало золотыми днями чуть ли не до его середины. И вдруг… Отвыкли мы и природа за последние лет пятнадцать от таких октябрьских холодов, однако согласно календарю уже прошёл Покров день, а значит, снег и морозец – явление законное. И раньше на Покров почти всегда выпадал первый снежок: издревле белоснежное полотно на земле сравнивали с подвенечной фатой; и примета в народе бытовала – чем больше снега выпадет на Покров день, тем больше свадеб случится в этом году; и вообще, праздник этот всегда все старались провести как можно ярче…  
Вот и мы с Верой Хамидуллиной, несмотря на нечаянный мороз и предупреждение синоптиков о возможном «ледяном дожде» и, увы, не задумываясь о глубине древних традиций, не привязываясь ни к религиозным, ни к предстоящим светским календарным торжествам, сели в машину и смело отправились за яркими впечатлениями в Москву, где каждую из нас ожидала насыщенная культурно-литературная программа.
Из Набережных Челнов выехали после обеда с намерением к позднему вечеру оказаться в Нижнем Новгороде и там переночевать. Татарстан проводил нас солнечным морозцем. Снежного покрова мы не наблюдали: сухой асфальт, чистый прозрачный воздух, остывшие и потемневшие после уборки поля, сбросившие листву леса, весёлая хвоя сосёнок и ёлок безмятежно желали нам доброго пути. Однако лишь только осталось позади Свияжское раздолье, как просторы, что потянулись по Марий Эл и Чувашии, оказались не только заснеженными, но и покрытыми панцирем льда. Под его тяжестью берёзовые рощи пригнулись так, что словно в мольбе застыли на коленях – заледенелые дуги деревьев не стояли, а почти лежали, горестно склонённые к земле и обочинам. Асфальт тоже был покрыт ледяными колдобинами и напоминал не дорогу, а схваченную внезапным морозом реку с застывшей крупной рябью.
Через некоторое время пейзаж сменился, стал ещё более мрачным. Повсюду, куда хватало глаз, виднелись сломанные макушки лиственных деревьев: как обрубленные жестоким дровосеком, торчали они разреженным частоколом и наводили на мысль, что мы проезжаем по замёрзшим старым болотам… вот только болота в этих краях – явление редкое.
- Будто костлявая косой прошлась, – заметила Вера.
Я промолчала. На какое-то время закрыла глаза, потом вновь посмотрела в окно: поломанный лиственный лес сменили молодые сосны и ели – они показались мне похожими на заблудившихся инопланетян, – стояли понурые, скованные серебристыми скафандрами…
Колдовскую нереальность удручающего зрелища усилили ранние сумерки. Мы поехали медленно. Стремительно опускавшаяся ночь заставила нас ещё больше сосредоточиться на трудной дороге. Свет фар продолжал вырывать из темноты следы недавней стихии. И мы – ошеломлённые – какое-то время вовсе не разговаривали…
- Запечатлеть бы это на камеру или фотоаппарат, – хрипло прозвучал голос Веры. Она осторожно остановила машину у обочины, расчехлила мобильный телефон и вышла.
Я достала фотоаппарат, но вылезать из тёплого салона не хотелось, опустив стекло, вытянула руки к освещённой фарами картине заледенелого Берендеева царства и несколько раз – со вспышкой и без – щёлкнула затвором. Когда Вера вернулась и, поёживаясь от холода, уютно вжалась в кресло с подогревом, мы «полистали» получившиеся кадры. Разочарованно отметили, что «глаза» наших фотоустройств не видят той глубины, не охватывают того простора, что воспринимает наше зрение. Снимки получились блёклыми, вовсе не передающими то, что видим мы… и уж тем более – что чувствуем.
- Надо бы днём, – предположила я, – может, на обратном пути…
- Ладно… – огорчённо махнула рукой Вера и сменила тему: – Похоже, до Нижнего сегодня не доберёмся… к полуночи бы очутиться в Лысково, там неплохая гостиница…
Без пяти двенадцать машина остановилась на ровной, словно отутюженной, ярко освещённой площадке перед мотелем. Снег под ногами празднично искрился, зазывно моргали разноцветные огоньки над входом в гостиницу, жёлтые окна манили теплом – все эти краски жизни никак не вязались с моим настроением. Вспомнилась «Песенка про пять минут»: так и зазвучал в голове озорной голос юной Гурченко. С чего бы?.. Может, оттого, что снег такой нарядный, беспечный… что много-много простых, порой даже кажущихся пустыми, слов этой песенки, как снежинки, вьются вокруг одной главной фразы: «Но бывает, что минута всё меняет очень круто, всё меняет раз и навсегда…»? Долго ли шёл этот ледяной дождь? А сколько теперь лет понадобится, чтобы природа восстановилась? Целые леса! Страшно…
Однако уютное тепло гостиничного номера, не дежурная улыбка дежурной, вкусные запахи кухни быстро рассеяли тревожные мысли. Напившись горячего чая, мы блаженно «рухнули» в чистые постели.
- Будильник заводить не будем, надо выспаться… я так устала, – протяжно зевнула Вера…

Солнечные утренние лучи, словно вместе с нами отдохнувшие, по-новому – гораздо веселей, чем накануне, – осветили наш дальнейший путь. Следы отбушевавшей стихии теперь встречались не так часто – небольшими полосами: ледяной дождь прошёлся здесь не сплошняком, тем самым пощадив Нижегородскую область, а может быть, он сам обессилел, пока сюда добрался. Берёзы уже не гнулись долу, а лишь задумчиво склоняли тонкие макушки; стволы и ветви отливали хрустальным блеском; не успевшие опасть листья сверкали на солнце стекольно-слюдяными пластинками; а ясно-голубое небо казалось безмятежным и ласковым, и трудно было представить, что оно способно обрушивать на землю всякие напасти.
- Если бы не вчерашнее впечатление, то можно было бы сказать: красота эта – сказочная, – Вера закурила и приоткрыла окно.
- Вот именно, «если бы»… Помню ледяной дождь в декабре 2010-го в Москве. До сих пор многие деревья так и не поднялись… Первый раз в жизни тогда увидела, узнала, что в природе бывает такое… да и понятие «ледяной дождь», мне кажется, новое… Может, это явление 21 века? Изменился климат, сместилась ось Земли… Впрочем, Андерсен свою «Снежную королеву» написал в 19-м, но его героиня царствовала в Лапландии, а тут – средняя полоса России, даже не север…
- Что сказки?! Ведь были ледниковые периоды… Может, эти ледяные дожди – предвестники новой ледниковой эры, а мы – свидетели её начала.
- Вот только свидетельства потомкам не оставим, фотоаппараты вчера не сработали, – пошутила я.
- Зато слово в литературе оставим, – с весёлым вызовом отпарировала Вера.
- Ну да… если не вымрем, как мамонты.
- Ну да, – согласилась подруга, – бумага не долговечна, а Интернет с цифровыми носителями и вовсе – не скрижали.
- Вот-вот, если что, не откопают ни бивни, ни то, что написано уже не пером.
Вера закрыла окно. Задумчиво сказала:
- А всё же хоть и ледяная, хоть и страшная, а – красота-а-а!.. Согласись.
- Согласна, давно известно: красота – страшная сила…
Вера коротко засмеялась, но тут же серьёзно добавила:
- Убийственная красота…
- Воистину, «нет прекрасной поверхности без ужасной глубины…»*

* * *
Москва встретила сухой морозной погодой. Привычно суетливо шумела МКАД, участок которой мы преодолели хоть и с трудностями, но довольно быстро. Свернули к центру и – о чудо! – не попав ни в одну «пробку», подкатили к Калужской площади, а форсировав бордюр, – к самому крыльцу Российской государственной детской библиотеки. Именно здесь 1-3 ноября пройдёт Всероссийский фестиваль детской книги.
- Ну, мы с тобой красотки! – весело сказала Вера. – Сейчас быстренько разгрузимся и «до пятницы совершенно свободны»!
Мы выгрузили привезённые Верой на фестиваль книги, стойки под них, картины для выставки челнинской художницы Ольги Беловой-Недовизий, какие-то коробки со всякой необходимой утварью и со спокойной душой направились на «явочные» квартиры к друзьям.

Следующий день был посвящён празднованию юбилея нашей общей знакомой, сказочницы из Набережных Челнов Сании Шавалиевой. Так сложилась судьба писательницы, что живёт она на два города: в Москве у неё – дети, в родных Челнах – муж и бизнес. Мы с ней сдружились, когда учились на Высших литературных курсах в Литинституте. И вот на свой день рождения Сания пригласила московских и челнинских друзей, что оказались в это время в столице, отдохнуть на природе – на одной из баз охотничьего хозяйства, в лесу под городом Гагарином.
Ехали туда долго. Сначала выбирались из Москвы, потом – длинными дорогами по полям и лесам, мимо небольших глухих деревень, по памятным местам боевой славы…
Добрая компания старых знакомых по Литинституту не позволяла скучать. Много звучало песен, стихов, шуток… много было воспоминаний, разговоров о настоящем и будущем литературы, трудностях, с которыми сталкиваются те, кто занимается ею профессионально. Делились и успехами… Единственное, о чём не говорили, – о большой политике, и вовсе не потому, что не тревожит современное положение вещей, – не хотелось говорить о чём-либо попусту… Что делать, когда происходит землетрясение, сотворённое не матушкой-природой, а самими человеками, сначала устроившими себе сотрясение мозга, потом – вытряхивание души?.. Ответ, на мой взгляд, один: пока есть возможность, надо делать то, что должно… Ну вот, вспомнилось из юности по этому поводу: «Пока не меркнет свет…». А ведь хорошо когда-то спел и написал известный российский автор!.. Когда-то я им восхищалась, а теперь?..
Быть может, чтобы избежать острой боли, мы о ней, о политике, и не говорили.
А пока… мы отдыхали, ели вкусный шашлык, приготовленный на свежем морозном воздухе…Спасибо огромное Сание за нечаянный праздник!
И всё же радостные чувства смешались с тревожным ощущением печали. Мы – молодые, дерзкие, задорные – наслаждаемся общением, кричим до звёзд свои стихи и песни, мечтаем… топчем землю. А возможно, прямо под нашими ногами лежат воины, которые тоже – не так уж и давно – были молодыми, дерзкими, задорными… Мы вспомнили, помянули их на нашем празднике, поблагодарили за щедрый подарок – жизнь. А на обратном пути в Москву навестили братскую могилу.
Вдоль просёлочных дорог то тут, то там светло и победно, словно бросая вызов морозному предзимью и утверждая прочность жизни, щедро пушились кусты ольхи. Красиво. «Голос красоты звучит тихо…»*

* * *
30 октября. Настал один из самых ответственных моментов моей московской программы – концерт в литературной гостиной «Свеча» при библиотеке № 209. Хозяйка салона Татьяна Сергеева встретила, как всегда, радушно. Зал был полон – собралось больше ста человек, – что для московских библиотек сегодня, по-моему, редкость. Литературно-музыкальную программу, посвящённую Дню памяти жертв политических репрессий и подготовленную совместно с Андреем Васильевым (балалаечником, а по совместительству доктором химических наук), слушатели приняли очень тепло. Я назвала вечер лермонтовской строкой «Мы снова встретились с тобой» – год ныне знаковый! – и начала концерт романсами на стихи поэта. Затем исполнила знакомые слушателям песни Сергея Есенина – его имя открывает поэтические даты октября. Продолжила выступление известными романсами на слова Цветаевой. Рискнула представить новую свою песню на стихи Марины Ивановны. Жутко волновалась, но песня была отмечена долгими аплодисментами, не раз прозвучавшей оценкой «браво», за что я благодарна и несказанно рада.
Мои новые песни на стихи Гавриила Романовича Державина тоже были тепло встречены завсегдатаями «Свечи». Всем сердцем благодарю взыскательных московских слушателей, оценивших как мои творческие порывы, так и наш дуэт с Андреем, во многих песнях украсившим балалайкой мою гитару.
Отрадно и то, что на вечер пришёл поэт Евгений Белозёров, с ним мы познакомились в позапрошлом году на Фатьяновском фестивале, завязалась творческая дружба. И в этом году Евгений принял участие в моём юбилейном творческом вечере, состоявшемся в Елабуге в рамках «Библионочи», которая впервые прошла в апреле этого года в столь памятном месте – Цветаевском мемориальном комплексе города, в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. И вот теперь в Москве мне предоставилась возможность вручить Евгению Белозёрову Диплом участника проекта ««Библионочь» в рамках республиканской акции «Музейная весна Татарстана – 2014»» и на словах передать благодарность генерального директора Елабужского государственного музея-заповедника Гульзады Ракиповны Руденко «за отзывчивое сердце поэта». Спасибо, Евгений.
Конечно же, мы с Андреем Васильевым не могли не исполнить как известные песни – среди которых в нашей новой интерпретации прозвучала морозовская «В горнице», – так и авторские на стихи Николая Рубцова. Многое из показанного мы впервые представляли москвичам ещё в январе этого года, когда Татьяна и Анастасия Черновы (члены СП России, преподаватели церковно-славянского языка) пригласили участвовать в большой программе, посвящённой Н. Рубцову. Концерт тогда состоялся в прекрасном зале Международного фонда славянской письменности и культуры, расположенном в старинном особняке – памятнике архитектуры XVIII-XIX веков. И место то для меня стало незабываемым, и концерт, и люди, общение с которыми превратилось в Содушие. В Рубцовском концерте Андрей аккомпанировал мне на балалайке. Вот и теперь в «Свече», как и тогда в Славянском фонде, «наш» Рубцов был встречен очень тепло.
В программе нынешнего вечера А. Васильев исполнил и свои авторские песни на стихи современных московских поэтов, а я спела его «Балалайку», уже полюбившуюся поклонникам Андрея. Не знаю, можно ли сравнивать атмосферу разных концертов и залов, но в «Свече» – современном салоне, расположенном у метро «Алтуфьевская», – тоже всегда царят Душа, слово и… музыка, без которой, как сказал философ, жизнь была бы ошибкой…

* * *
31 октября. В Центральном доме литераторов состоялось чествование победителей Национальной литературной премии «Золотое перо Руси». Вера Хамидуллина награждена медалью «Вперёд, Россия!» за детские стихи о спорте и «Золотым пером» (с вручением золотого знака) – за самоотверженную грандиозную работу по множественным переводам татарских авторов на русский язык и выпущенных двуязычных книг.
В этом году многие татарстанцы были удостоены внимания и наград «Золотого пера Руси». Так, дипломы Вильяма Шекспира с встроенной медалью получили казанец Роберт Миннуллин и челнинка Зулейха Мингазова за высокий уровень переводов русских поэтов на татарский язык. Серебряными лауреатами стали казанцы Лилия Газизова, получившая диплом за развитие авангардных традиций, и Рамиль Сарчин – в номинации «Критика», он и в музыкальной номинации был отмечен дипломом за авторские песни; а челнинка Альфия Ситдикова получила диплом за популяризацию и поддержку русской литературы посредством художественного перевода.
От всей души поздравляю земляков с наградами и желаю дальнейших успехов на литературном поприще, творческих удач!

* * *
1-3 ноября. В Москве прошло большое торжество детской книги – встреча писателей, издателей, художников, критиков и, конечно же, читателей. Огромная Российская государственная детская библиотека щедро предоставила свои площади для выставок и различных мероприятий, на которые съехались гости со всей страны. Пришли на праздник дети и подростки: малыши в сопровождении родителей, что постарше – самостоятельно. На книжных выставках-ярмарках, устроенных издателями, разбегались глаза! Лично мне захотелось приобрести книжки из представленных красочных томов и не просто листать и читать, но и нюхать и гладить их, наслаждаясь выразительным словом и современной полиграфией. Но если бы я решилась увезти с собой хотя бы по одному экземпляру из всех выставленных изданий, мне не хватило бы, наверное, «КамАЗа» с прицепом…
Вера Хамидуллина привезла на выставку книги серии «САД» – современные авторы – детям, «САДИК» – современные авторы – детям, изданное в Казани; и другие издания, собравшие под своими обложками не только авторов Татарстана и России, но и зарубежья. А на площадке малого выставочного зала, расположенного на первом этаже библиотеки, наша творческая группа в течение всех дней фестиваля разворачивала целое представление. Без ложной скромности отмечу, что оно превратилось в сказку, и посетители нашей площадки в неё поверили, потому что в программе приняли участие настоящие волшебники.
Поэт и драматург Александр Павлович Тимофеевский не только читал свои стихи и пел вместе с детьми и взрослыми неизбывно популярную «Песенку Крокодила Гены», но так же, как автор сценариев, «по секрету» показал новые мультфильмы, что ещё официально не вышли на широкий российский экран.
Увидели и услышали посетители нашей площадки и Зинаиду Кокорину из Королёва, и Зулейху Мингазову из Набережных Челнов, живо, непринуждённо познакомившую детей с татарским языком. Среди московских зрителей и гостей столицы нашлись и те, кому этот язык – родной.
Чудесные мастер-классы провела Ольга Белова-Недовизий. Её «уроки», на удивление самой художницы, объединили детей разных возрастов: изобразительным творчеством увлеклись школьники и дошкольники, нашли себе занятие и те, кому мамы меняли подгузники. Никого не оставила равнодушным выставка картин Ольги – иллюстраций к книгам в своём первозданном варианте. Посетители фотографировались на их фоне, а особо понравившиеся работы, с разрешения автора, отдельно запечатлевали на камеры.
Мне выпала честь занимать детей «музыкально-поэтической физкультурой»: под гитару, под весёлые песенки, что я сочинила на Верины стихи, под мультяшный видеоряд, подобранный к ним девятилетней челнинкой Полиной Скобелевой, мы всей компанией дружно топали, хлопали и хохотали.
Ну а Вера, как всегда, была на высоте своего артистизма. Она буквально закружила детей в литературных играх, проведя играющих по интеллектуальным лабиринтам загадок и викторин и даже погрузив их посредством мультипликационного фильма в историю города Набережные Челны. И, несмотря на то что дети порой соревновались друг с другом, проигравших в устроенном действе не оказалось: все получили подарки – детям достались книжки, диски, карандаши, а взрослым – возможность побыть детьми.

* * *
Вечер 2 ноября. После завершения очередного фестивального дня мы с Верой поехали в Центральный дом литераторов. Вкусно поужинали в знаменитом ресторане и направились в малый зал, где состоялось собрание Союза писателей ХХI века. Соратников по литературе собралось много, зал был полон. Президент Союза Евгений Степанов увлекательно поведал присутствующим о своей поездке в Америку, которую он посетил с литературной миссией и откуда только что вернулся. С юмором рассказал и о приключениях, пережитых на далёком континенте. Представил новые публикации в «Детях Ра» и «Поэтограде», новые издания, в том числе свою книгу «Аэропорт».
У микрофона выступили Кирилл Ковальджи, Слава Лён, Сергей Светлов, Леонид Резник, Людмила Осокина, Зульфия Алькаева, Ирина Медведева, Андрей Патаракин, Сергей Каратов, Галина Богапеко, Александра Ирбе, Нина Краснова и другие. Вера Хамидуллина прочла свои японские сонеты, я спела романс и песню. Благодаря тому, что время выступлений ограничивалось и выступающие дисциплинированно соблюдали «лимит», вечер получился интересным, насыщенным информацией и эмоциями, прошёл на одном дыхании. Я даже забыла об усталости…

Вечер 3 ноября стал для меня одним из самых ярких. Говорят, в жизни не бывает случайностей. Каждый раз, когда происходит что-то неожиданное, я убеждаюсь в правоте этого замечания – в том, что «случай – псевдоним Бога…»
После завершения Всероссийского фестиваля детской книги, я с подругами – Анной Майоровой и Наташей Красновой – направилась в ближайшее от Детской библиотеки кафе. Как же было радостно, что не пришлось далеко идти по слякотной ветреной погоде: морозы неожиданно – как и пришли, – отступили. Благо, у меня с собой был зонт. Благо, кафе, где мы «приземлились почирикать» оказалось под одной крышей с метро. После насыщенного фестивального дня что может быть лучше тёплого общения за чашечкой горячего чая? С Аней – не так давно мы сидели за одной партой на редакторских курсах Литинститута – с благодарностью вспомнили наших преподавателей и приступили к обсуждению перемен, произошедших в альма-матер: «смену власти» и связанных с этим событий. Но не успели мы «удариться» в подробности, как Наташа, недавно оставившая работу в юридической фирме и устроившаяся в Дом музыки, «листая» свой «айпад», вдруг сказала:
- Сегодня – гала-концерт Десятого музыкального фестиваля «Крещендо», и есть совершенно чудесная, совершенно случайная возможность, если сорвёмся прямо сейчас, на него попасть. Ольга, тебе везёт!.. Ну так как, девочки?
- О-ой, – тут же сникнув, протянула Аня, – я сыну обещала в восемь быть дома, нам уроки учить…
- Каникулы же…
- Читать задали много, литература – дело серьёзное, – Аня сказала так убедительно, что возражать ей не было смысла.
- А ты? – обратилась Наташа ко мне.
- А я – как птица в полёте! – предвкушая чудо, обрадовалась я.
- Тогда летим!
Мы выпорхнули из уютного гнезда «Шоколадницы».

Московский международный Дом музыки торжественно сиял. Сияли лица нарядных мужчин и женщин. Как написал в своём рассказе «Надо ходить в консерваторию!» Евгений Белозёров: «Идут дамы. Их больше в общем потоке. Идут, в ожидании волшебства…» Да, всё так! Всё здесь пропахло волшебством, торжеством музыки и ароматной смесью из духов, кленовых полов и стен Светлановского зала, мягкой обивки кресел, канифоли смычков – этот запах, стоит только подойти к сцене, чую, как голос крови. Да, всё было, было… Но пусть будет! Пусть будет, будет… «Евгений, – мысленно обратилась я к Белозёрову, – какой же ты молодец, что написал именно так: «Идите, идите туда, где бархатная лава затопит вас и смягчит сердца, полные тревоги». «Какая же я счастливая, – позавидовала сама себе, – вот сейчас и окунусь, и утону в этой лаве…»
На сцену вышли Национальный филармонический оркестр России, большой хор «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича, художественный руководитель и главный дирижёр оркестра Владимир Спиваков. И зазвучали «Три русские песни для оркестра и хора» Сергея Рахманинова, и грянула русская печаль и удаль с особым неповторимым драматизмом и размахом, которые придал им великий композитор. Завершилось первое отделение кантатой С. Рахманинова «Весна» на стихи Н. Некрасова. Играючи пронёсся по залу «Зелёный шум» и вырвался за его пределы, «качнул кусты ольховые» в моей памяти…
Во втором отделении прозвучало одно из моих любимых произведений Петра Ильича Чайковского «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром. Ну не могла моя душа не утонуть в звуках «по-чайковски» романтической виолончели и не воспарить к звёздам вместе с эмоционально разноплановыми фантастическими вариациями.
А когда было объявлено, что завершит концерт рахманиновская «Рапсодия на тему Паганини», я чуть не заплакала от счастья. Ну не бывает таких совпадений просто так! Буквально несколько дней назад, дома, когда писала очередную главу будущей книги, работала за компьютером, сидя в наушниках, я слушала и улетала в творческих порывах за джазовым Паганини позднего Рахманинова и мечтала хоть когда-нибудь живьём услышать эту гениальную музыку. И вот – принимай подарок!
После осторожно заявленной оркестром скрипичной темы Паганини, её подхватил рояль, за которым солировал Денис Мацуев. Он искусно повёл тему по симфоническим волнам вариаций: то обрывал музыкальную ткань каскадами пассажей, и она низвергалась в океаническую пучину звуков, то возвышал её прореженные нити до тончайшего прозрачно-ясного лиризма солнечного восхода над миром и размирьем, то смешивал конфликтные аллюзии музыки…
Но не обошлось без разочарования, о котором не могу не сказать. После того как прозвучало предфинальное «Анданте», когда Денис Мацуев в рояльном соло начал играть в быстром (ускоряющемся) темпе, я вдруг услышала странные звуки, похожие на глухие хлопки – они резанули по ушам. Сначала не могла понять, что происходит. Но «всмотрелась» в звук и увидела: Денис топает левой ногой… Как так можно?! Я всё понимаю: порыв, страсть, «джазово-демоническая» сфера «Рапсодии». Но ведь это – Музыка!.. И каждый инструмент, любой его самый еле слышный вздох, каждое движение пальца оркестранта по струнам, солиста по клавишам – всё направлено на её творение…
Не отрицаю, «Рапсодия» была сыграна виртуозно! Но этот непредвиденный «ударный инструмент» в виде ботинка Мацуева – как ледяной дождь по живой душе…
И всё же, несмотря ни на что, я вышла из Дома музыки с чувством глубокой благодарности за чудо. «Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…»*
Хорошей точкой нынешней поездки в Москву прозвучали положенные Сергеем Рахманиновым на музыку стихи Николая Некрасова:
…Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И – Бог тебе судья!..

15 ноября 2014 года