О грузинском балете (интервью Владимира Саришвили)

 

 ВАШЕ ВОЗДУШЕСТВО, ВЕРА ВАРЛАМОВНА

Премьерная балетная постановка "Лауренсии" Александра Крейна, либретто которой было создано по мотивам знаменитой пьесы Лопе де Вега "Фуенте овехуна", ознаменовалась открытием юбилейных звёзд великого Вахтанга Чабукиани и его бессменной на протяжении многих лет партнёрши, ныне здравствующей Веры Варламовны Цигнадзе. Отныне их имена будут носить две безымянные доныне звезды на небосклоне.
За два дня до премьеры "Лауренсии" в Тбилисском государственном театре оперы и балета им. Захария Палиашвили, мы встретились с Верой Варламовной в кафе прямо под её домом, где и побеседовали о памятных для неё самой и зрителей старшего поколения "днях минувших".
-Это - возобновлённая версия хореографии самого Вахтанга Чабукиани в редакции Нукри Магалашвили,- рассказывает Вера Варламовна,- Вахтанг Чабукиани создал этот спектакль в тот период, когда классический драматический балет был едва ли не единственной приемлемой формой танцевального искусства для советских театральных чиновников.
- Вера Варламовна, премьера "Лауренсии" состоялась в 1939 году, в Ленинграде, в Кировском (ныне Мариинском) театре. Тогда партнёршами легендарного Вахтанга Михайловича были Наталья Дудинская, Татьяна Вечеслова и Елена Чикваидзе. А уже в 1948 году состоялась тбилисская премьера, где в главной женской партии блистали вы. И я не вижу причин сомневаться в восторженных рассказах зрителей старшего поколения о необыкновенной лёгкости, потрясающем прыжке и неповторимой технике исполнения, отличавшими ваше искусство. А как состоялась ваша встреча с Вахтангом Михайловичем?
- О, это - целая история. Это потом, много позже, уже уйдя из балета, мы были почти неразлучны - будучи соседями, ходили друг к другу по праздникам и будням, коротали вечера за картами. А в пору ещё активной балетной карьеры Вахтанг вызывал меня на спектакли... залихватским свистом из-за угла.
В молодые годы я и представить себе не могла такой чести - быть партнёршей самого Чабукиани. Он ведь 1910 года рождения, старше меня на 14 лет, и когда я только начинала танцевать, был уже мэтром, звездой первой величины.
Поистине неисповедимы пути Господни. Случайности судьбы сыграли очень важную роль в моей биографии. Начнём с того, что родилась я в Баку, куда приехала из России моя русская мама, и устроилась работать в одну из больниц. Случилось так, что служебные дела привели в Баку и моего отца, коренного кутаисца. Там он заболел и попал в больницу, где работала мама. Так и завязался их роман.
- А танцевальное искусство, музыка были в вашей семье в почёте?
- Отец замечательно пел грузинский и русский репертуар под гитару. А я, сколько себя помню, всегда любила танцевать. В отличие от брата, который тяги к искусству не испытывал, но разбирался в нём. И в дальнейшем поддерживал меня в трудные минуты.
Видя мою неподдельную любовь к танцу, мама, Татьяна Васильевна, отвела меня, семилетнюю, в Бакинскую школу балета. Перейдя в пятый класс, я приняла участие во всесоюзном смотре школьников. Тогда в Баку приехала одна из ведущих балерин Мариинского театра Дина Николаевна Гацина, которая стала меня опекать. И тут мне удивительно повезло - ведь Гацина олицетворяла собой ленинградскую балетную школу, лучшую школу мира. Это - необыкновенное благородство манер, совершенная чистота танца как такового, чисто классический рисунок, никакого модерна. Этой школе, её заветам, я оставалась верна всю свою жизнь в искусстве.
По окончании школы я поступила в Бакинский театр оперы и балета. Начинала с кордебалета, а уже в 16 лет мне доверили первую заглавную партию - Раймонды, которую со мной готовила опять-таки Дина Николаевна Гацина. После Раймонды пришёл первый серьёзный успех - доброжелательные отзывы критики, внимание прессы...
Тогда же отец впервые привёз меня в Грузию, которая потрясла меня необычайной красотой природы, людской добротой и отзывчивостью. Здесь же я впервые увидела Вахтанга Чабукиани, который уже тогда был моим кумиром. Это было в военные годы. Он танцевал Дон Кихота в партнёрстве с Марией Семёновой. Но в тот раз я так и не решилась подойти к нему - было как-то неловко.
А начало нашему творческому союзу положил опять-таки случай. Мой бакинский партнёр Михаил Самвелов, с которым у нас было полное взаимопонимание и гармония, почему-то поссорился с руководством театра, уволился и уехал поступать в тбилисскую труппу. И вот Чабукиани, который тогда искал постоянную партнёршу, спросил – нет ли у него кого-нибудь на примете. Самвелов сказал - да, знаю, есть в Баку одна грузинка. Чабукиани очень обрадовался и тут же выслал мне телеграмму-приглашение. И вот представьте себе, я должна была танцевать в хореографических сценах Вальпургиевой ночи из оперы "Фауст" Гуно. Слушаю первый акт просто как зрительница, и вдруг ко мне подходит администратор, передаёт телеграмму, я читаю, и он с испугом смотрит в мои расширившиеся глаза. Текст был примерно таким: "Предлагаю гастрольные спектакли - "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан". Вахтанг Чабукиани."
Я тогда ответила, что этих спектаклей в нашем репертуаре нет, и я могу станцевать "Раймонду". В ответ - "Приезжайте для заключения контракта".
Когда Чабукиани увидел меня, он чуть позже сказал: "Какой подъём, какой прыжок! Ты всех нас с ума свела".
А потом были годы сплошной эйфории - Дон Кихот, моя любимая Жизель, Лауренсия... Гастроли по всему бывшему СССР, Париж, США, Испания, Бразилия, Чили... И, конечно же, многократно - мой родной Баку, где жил мой брат.
- И всюду - головокружительный успех.
- Да, без преувеличения. Вахтанг был идеальным партнёром. Вот уже пятнадцать лет как его нет с нами...
- Вера Варламовна, по окончании карьеры вы занялись преподавательской деятельностью. Работали даже с балетной труппой миланского Ла Скала. Что из вашего богатого опыта в искусстве вы стремились передать своим воспитанникам в первую очередь?
- Я не терплю пустоты на сцене. Артист должен обладать ощущением образа, умением передать его аудитории, вкладывать душу в своего героя, а не просто "выезжать" на голой технике, хотя, конечно, и без неё не существует искусства танца. Но я не только словами, но и собственным примером показывала ученикам - как надо вчитываться, вникать в образ. К примеру, нельзя танцевать "Бахчисарайский фонтан", не вникнув в суть пушкинского текста. И я требовала этого от своих учеников. Одной из моих любимых воспитанниц была, кстати, Мака Махарадзе, уже закончившая карьеру дочь нашего прославленного артиста и спортивного комментатора Котэ Махарадзе.
- А кто был для вас образцом среди звёзд-женщин?
- Я обожаю Майю Плисецкую. У неё идеальные природные данные - шаг, прыжок, вращение. Плюс громадный талант и безупречный вкус. В 1956 году молодая Майя Плисецкая была, кстати, партнёршей Вахтанга Чабукиани в той же "Лауренсии" в Москве, в постановке Большого театра.
Когда мы вышли из кафе, я не удержался от искреннего комплимента в адрес неповторимой балерины - "Вера Варламовна, годы как будто не властны над лёгкостью ваших движений, они по-прежнему столь плавны и грациозны... Долго вам здравствовать и пусть о вас почаще вспоминают и сильные мира сего, и просто любители искусства."

Владимир Саришвили, Тбилиси




«СОПЕРНИК ТЕРПСИХОРЫ»

Объявление ЮНЕСКО 2010-го годом Вахтанга Чабукиани нашло широкий резонанс на родине великого танцовщика. В честь столетия «Соперника Терпсихоры» в Грузии, под эгидой Международной ассоциации искусств «Мзечабуки» и Мария Каллас, в течение года пройдёт 32 вечера, посвящённых Мастеру, признанному величайшим явлением мирового классического балета XX века. Руководитель этого беспрецедентного по масштабности проекта под названием «Вахтанг Чабукиани и его созвездие» Автандил Данелия, автор концепции и режиссёр всех запланированных культурных акций, рассказал нам, какие задачи ставит перед собой возглавляемый им коллектив знатоков и энтузиастов.
- Начнём с того, что улица за Тбилисским театром оперы и балета имени Захария Палиашвили скоро будет переименована в улицу Вахтанга Чабукиани. Наши переговоры с мэрией находятся в стадии успешного завершения.
- Неужели в Тбилиси нет улицы Вахтанга Чабукиани?
- Есть, но в районе, к которому творческая деятельность Вахтанга Михайловича не имела прямого отношения. Мы же хотим увековечить имя создателя грузинского балета в центре города, где формировались его несравненное мастерство и реформаторские идеи.
Мало кому известно, что квартира-музей Вахтанга Чабукиани существует благодаря директору оперного театра Зурабу Ломидзе и ныне покойной ректору Института театра и кино Этери Гугушвили – они сумели отсудить её у необременённых заботами о сохранении национального культурного достояния претендентов.
Через многие бюрократические препоны пришлось пройти и мне с моим дядей Зурабом Кикалейшвили, партнёром Вахтанга Михайловича в знаменитой постановке «Отелло», и искусствоведом Ликой Начкебия, в прошлом – божественной красавицей, дочерью генерала Капитона Начкебия. Между прочим, генерал Начкебия, был эталоном грузинской мужской внешности, не случайно иллюстратор «Витязя в тигровой шкуре» Серго Кобуладзе именно с него писал портрет Тариэла, имя которого ассоциируется в восточных языках с «любовью», а имена других главных героев - Автандила и Придона – соответственно с «надеждой» и «верой». Во время Тегеранской конференции Капитон Начкебия возглавлял охрану Сталина, взяв в свою команду таких же красавцев-грузин, и такого же, под стать ему самому, гренадёрского роста. Когда же Уинстон Черчилль увидел Капитона Начкебия, он с ходу удостоил его, в присутствии Сталина и Рузвельта, звания лорда – «за породистость». Так что вкусы грузинского художника и британского премьер-министра полностью совпали. Но мы, кажется, отвлеклись...
- Отступление небезынтересное. Настолько, что и я отступил от принятых норм – для начала ознакомить читателя с «визитной карточкой» собеседника. Но прежде просветите – почему ваша ассоциация называется «Мзечабуки» и Мария Каллас?
- Что касается «визитной карточки»... Ну, я доктор химии, специалист по цепным реакциям, что спроецировал и на свою деятельность в области искусства. Защищал диссертацию в Москве, под руководством Николая Николаевича Семёнова, первого российского лауреата Нобелевской премии в области химии, основателя Института химфизики на Воробьёвском шоссе. Но докторских диссертаций в мире пруд пруди, даже не пруд, а море. И поэтому я гораздо выше ставлю титул «Лучший слушатель года, века, эпохи», который мне в 1991 году присудил Московский Союз музыкантов под руководством выдающегося педагога, пианистки Веры Горностаевой. А ещё горжусь титулом «Грузинский Уильям Оккам», которого был удостоен в честь выдающегося английского философа XIV в., автора принципа экономии мышления, известного как «бритва Оккама». Этот титул был мне присуждён Международным учёным советом «Ноосфера» со штаб-квартирой в Лондоне. Уильям Оккам возродил в Англии 14 университетов, и я ставлю перед собой такую же цель в Грузии.
- Кроме того, я вижу, вы ещё и птицевод-любитель?
- Позвольте представить, мой петух Ираклий, он исправно выполняет свою работу, будит меня ровно в половине шестого утра, беря первый си бекар. А яйца на завтрак столь же исправно поставляют куры Варвара, Кочара и Додона. Вот, кстати, Додона яичко снесла, спрячьте в сумку, позавтракаете эксклюзивным яйцом.
- Спасибо, не премину.
- А насчёт названия ассоциации... Было так. 27 февраля 1985 года меня удостоили чести быть тамадой на дне рождения Вахтанга Чабукиани, в день его 75-летнего юбилея. И в подарок ему я преподнёс роскошно изданный альбом «Эрмитаж», подписав его так: «Несравненному партнёру и сопернику Терпсихоры». Разумеется, к восторженным эпитетам и метафорам Вахтангу Михайловичу было не привыкать, вспомнить хотя бы Леонида Собинова, называвшего Чабукиани горным орлом или Котэ Махарадзе, первым нарекшего его чародеем танца. Но мой праздничный адрес ему так понравился и почему-то так удивил, что юбиляр тут же заявил: «Авто, вы должны написать обо мне книгу!». А я с улыбкой сделал «ответное заявление»: «Если такая книга и появится, то Вы будете в ней вместе с Марией Каллас». «А при чём тут Каллас?» - в его голосе заиграли нотки ревности. «Потому что она такой же реформатор в опере, как Вы – в балете»,- парировал я. Надо сказать, что спустя десятки лет желание Вахтанга Михайловича я выполнил – книга о нём находится в печати, и презентация состоится в «Карнеги холл» в Нью-Йорке 17 января 2011 года. Вместе с документальным фильмом, в основе которого – мои архивные материалы.
Благодаря этому диалогу на дне рождения Чабукиани и названа наша ассоциация искусств, в которой команда моих единомышленников в своей деятельности старается объединить сферы художественного творчества, и в первую очередь – балет и оперу. А грузинское слово «Мзечабуки» (юноша-солнце) ассоциируется с названием первого грузинского балета на музыку Андрея Баланчивадзе, отца знаменитого Джорджа Баланчина. Андрей Мелитонович написал «Мзечабуки» в 1936 году, и для Вахтанга Чабукиани это была не только одна из первых главных партий – юноши-солнца Джарджи, но и первым спектаклем, где он выступил в роли главного хореографа-постановщика. Партнёршей Чабукиани в главной роли Манижэ, в этом спектакле выступала Елена Чикваидзе, Ляля, мать другой гигантской фигуры в балетном мире – Михаила Лавровского.
Знатокам и любителям балет «Мзечабуки» известен под названием «Сердце гор». И этой смене названия предшествовала трагическая история. Под забытым именем «Мзечабуки» он фигурирует лишь в единственной на сегодняшний день вышедшей на русском языке в 1958 году монографии о Вахтанге Чабукиани за авторством Натальи Красовской.
Возглавляли работу над балетом четыре выдающихся деятеля искусства – Вахтанг Чабукиани, Андрей Баланчивадзе, художник Солико Вирсаладзе, начинавший, кстати, в балетном классе вместе с Вахтангом Чабукиани, и дирижёр Евгений Микеладзе.
После премьеры прошло ещё несколько спектаклей, и вот, по приказу Лаврентия Берия, Евгения Микеладзе арестовывают прямо за дирижёрским пультом, во время репетиции оперы Захария Палиашвили «Латавра». Великий талант и вместе с ним ещё более великие надежды (вспомним надпись на надгробном камне Шуберта), изрешетили пули палачей. Микеладзе был одноклассником и тёзкой выдающегося дирижёра Мравинского, у меня в архиве есть его письма, где один из самых выдающихся дирижёров прошлого века замечает: «В нашей группе самым талантливым был Женя Микеладзе. Если бы не Женя Микеладзе, я не стал бы дирижёром».
- Это Мравинский на вопрос суровых органов о том, «почему от вас бегут за границей оркестранты», ответил, поправляя пенсне: «Они не от меня бегут, они от вас бегут»...
- Он, он... Так вот, уже в 1938 году в Москве начиналась II Декада грузинской культуры. С учётом славословий карманных рифмачей Ленину и Сталину, где не обходилось без «солнца», либретто было решено переименовать. И в историю хореографического искусства спектакль вошёл под названием «Сердце гор». Но наша ассоциация возродила название первого грузинского балета.
В связи со 100-летним юбилеем Вахтанга Михайловича «Мзечабуки» учредила приз «Искусство – само бессмертие». Визуально он выглядит так: две камеи, вставленные в самшитовую плиту, с изображениями глядящих друг на друга Марии Каллас и Вахтанга Чабукиани. Камеи крепятся на бивне мамонта. Аналогов в мире он не имеет, потому что вручается сразу двум деятелям мировой оперной и балетной сцены. Автор приза – вошедший в десятку лучших мировых мастеров резьбы по кости Бесо Дарджания. Бивни мамонта – редчайший материал, но наш мастер располагает определённым его количеством. А приз символизирует уникальность и вечность таланта его лауреатов.
Этот приз вручали уже дважды – его особенность в том, что лауреатами становятся двое – грузин и иностранец Первыми лауреатами стали Маквала Касрашвили и Монсеррат Кабалье, а вторыми - Цисана Татишвили и Елена Образцова. В год столетия Вахтанга Чабукиани приз присуждён Михаилу Лавровскому, уроженцу Тбилиси, грузину по материнской ветви, и Владимиру Васильеву.
- Количество культурных акций – 32 – тоже не случайно?
- Единицам известно, в том числе и в Италии, что «гроссмейстерские» 32 фуэте впервые в истории балета исполнила Пьерина Леньяни, танцовщица из тбилисской итальянской труппы, долго гастролировавшей в столице Грузии в начале XX в. Тому есть документальные подтверждения. А у мужчин таким «высшим пилотажем» является «большой пируэт» - 32 оборота на одной ноге со второй, вытянутой в струнку под углом в 90 градусов. О Вахтанге Чабукиани писали, что он родился с «большим пируэтом» в крови.
Вот почему мы решили провести именно 32 вечера. И программа уже «запущена» 17 января. Сразу оговорюсь, что юбилейный год Чабукиани совпал с юбилеями многих звёзд мирового хореографического искусства, которых мы также чествуем. Увы, от нетускнеющей славы русских сезонов Сергея Дягилева остались лишь скудные фрагменты, заснятые на киноплёнку. А в моём распоряжении имеется богатейший документальный материал, связанный с великими именами последующих поколений, который будет максимально использован в рамках нашего проекта.
Все вечера в рамках проекта будут организованы на средства добровольных жертвователей. Во время их проведения будет звучать призыв ко всем гражданам Грузии и ко всем, кому дорого имя Вахтанга Чабукиани – внести по 1 лари на установку памятника великому танцовщику в центре Тбилиси. Единственный такой прецедент имел место, когда в конце XIX в. грузинский народ собрал по подписке средства на памятник Пушкину на центральной площади Тбилиси. Он был установлен в 1892 году, напротив дома, где останавливался поэт.
Итак, о программе проекта. 17 января, в честь столетия великой Галины Улановой, богини танца, вместе с которой Вахтанг Чабукиани выступал в балете «Эсмеральда». В квартире-музее Вахтанга Михайловича была показана запись легендарного балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, после премьеры которого имя Улановой прогремело на весь мир. Затем состоялся вечер, посвящённый Нино Рамишвили, сумевшей возвести народный грузинский танец на высоту всемирно признанного искусства. И этот юбилей не случайно был включён в рамки проекта «Вахтанг Чабукиани и его созвездие», ведь они с Нино Рамишвили были выпускниками знаменитой тифлисской балетной студии Марии Перини, уроженки Турина, основавшей у нас самую знаменитую в истории грузинского искусства танцевальную школу. Параллельно с юбилейными вечерами мы проводим культурную акцию «Посвящения». Суть её в том, что гастролёры, приезжающие в Грузию, посвящают свои выступления памяти Вахтанга Михайловича. И уже состоялось первое такое посвящение - 10 февраля прозвучало инструментальное трио Чайковского в составе блистательного Гидона Кремера (скрипка), Хатии Буниаташвили (фортепьяно) и эстонки Гиэдре Дирванаускайтэ (виолончель).
10 марта мы, совместно с посольством Италии, отметим в здании Академии художеств, где располагались классы Марии Перини, 90-летие её студии, в которой учились и народный любимец Котэ Махарадзе, и выдающийся театральный художник Солико Вирсаладзе, и звёзды балетного мира – Ляля Чикваидзе, Лили Гварамадзе, Мария Бауэр...
Дата этой акции приурочена ко дню рождения Марии Иосифовны и в этот же день мы будем поздравлять замечательного педагога Манану Эгадзе. Её воспитанница Анита Рачвелишвили в 25-летнем возрасте открыла текущий сезон в «Ла Скала», дебютировав на лучшей европейской сцене в партии Кармен. Доселе возрастной «рекорд» принадлежал великой Марии Каллас, открывшей сезон в «Ла Скала» в 28 лет. После премьеры дирижёр Дэвид Барэнбойм обронил такую фразу, прошедшую и по российскому каналу «Культура»: «Известно, что лучше грузин никто не может ни петь, ни танцевать».
На этом вечере будет открыта фотовыставка в трёх частях: «Вахтанг Чабукиани и его партнёры», другая часть будет посвящена студийцам Марии Перини, а третья – образцам из моего альбома «Коллажные фото Автандила Данелия». Альбом называется «Сподобленные божествам: Мария Каллас и Вахтанг Чабукиани». Я очень дорожу одобрительным отзывом об этих работах, прозвучавшим из уст Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. На одном из коллажей к алтарю Сикстинской капеллы подлетает Вахтанг Чабукиани в рыжем парике, в котором он в 18-летнем возрасте исполнял поставленный им же «Танец огня» на музыку А.Рубинштейна. Сюжет коллажа таков: юный Чабукиани жаждет встречи с Микеланджело и видит его в глубине алтарной части рядом с Марией Каллас. Там же и сам Чабукиани, но уже не юноша, а зрелый мастер, в роли Отелло. Здесь же – величайшие творения Микеланджело – «Пьета» и «Моисей», и один из ключевых образов коллажа – хищная птица, клюющая печень младенца. Известно ведь, сколько клеветы было излито на великого танцовщика при жизни, Чабукиани даже приписывали поджог оперного театра... А венчает композицию фигура распятого Христа с цитатой из Библии «Зависть дома твоего не сможет погубить меня».
Затем, 12 марта, в Национальной библиотеке состоится вечер памяти Вацлава Нижинского и Вахтанга Чабукиани, гениев романтического и героического балета. Таких «парных» вечеров будет много: «Чабукиани-Нуриев», «Васильев-Лавровский», «Чабукиани-Хорхе Донн» - это великий испанский танцовщик из труппы Мориса Бежара, «Чабукиани-Васильев», «Чабукиани-Лавровский», «Чабукиани-Барышников», «Чабукиани-Цискаридзе»...
В программе «Года Чабукиани» - юбилейный вечер, посвящённый 100-летию Константина Сергеева, первого Ромео – партнёра Галины Улановой по легендарному спектаклю. И в качестве почётного гостя мы ждём на это торжество премьера Большого театра Андрея Уварова, лучшего Ромео современности. На этом вечере будет показан фильм об Улановой – «Одиночество богини». Не будет обойдено вниманием и 100-летие Феи Балабиной, супруги Константина Сергеева, бывшей партнёршей Чабукиани во многих спектаклях. И не только Балабину, мы будем чествовать всех основных партнёрш Чабукиани – так уж совпало, что грядут юбилейные даты Елены Чикваидзе, Веры Цигнадзе, Татьяны Вечесловой, Раисы Стручковой, Майи Плисецкой. С Майей Михайловной Чабукиани танцевал в «Дон-Кихоте» Минкуса и поставил для неё «Лауренсию» Крейна в Большом театре. Воздадим должное мастерству и других танцовщиц и танцовщиков, чей талант высоко ценил Вахтанг Михайлович – Нины Тимофеевой, Ирины Колпаковой, Марины Семёновой, Натальи Дудинской, француженки Ивет Шовире, Зураба Кикалейшвили и Аскольда Макарова.
Культурные акции, о которых просто не хватит места рассказать даже в формате анонса, состоятся во всех крупнейших грузинских театрах – Руставелевском, Марджанишвилевском, Грибоедовском, в Государственной консерватории, во всех ведущих унивеситетах, а также в Центре Александра Дюма, в знаменитой 1-й грузинской школе, в русской школе на Санкт-Петербургской улице, в армянской школе, в актовом зале монастырского комплекса Кафедрального собора Пресвятой Троицы (Самеба), и финальный юбилейный вечер – во Дворце спорта, в присутствии 10 тысяч зрителей.
А 14 октября, в день празднования «Мцхетоба-Светицховлоба», посвящённый Хитону Господню и источающему чудотворное миро Столпу Животворящему, в древней столице Грузии Мцхета, Католикос-Патриарх Илиа II отслужит панихиду по Вахтангу Чабукиани.
И всё же, несмотря на столь обширную программу юбилейного года, масштабы личности Вахтанга Чабукиани, величайшего танцовщика и хореографа, крупнейшего реформатора балетного искусства, невозможно вместить в рамки любого, пусть даже ещё более внушительного культурного проекта. Я восхищаюсь выдающимся талантом Рудольфа Нуриева, но когда автор биографической книги о нём Бертран Майер Стамбль пишет о Нуриеве как главном реформаторе классического балета, он грешит против истины. Создателем эры героического балета, который пришёл на смену эпохе романтического балета Мариуса Петипа, был Вахтанг Чабукиани. Нуриев родился в 1938 году, а Чабукиани уже в 1939 поставил «Лауренсию» Крейна на сюжет пьесы Лопе де Вега «Овечий источник», завершив тем самым свою реформаторскую задачу.
- И в чём, вкратце, заключался новый подход Чабукиани к хореографии?
- При Петипа мужчина выполнял вспомогательные функции, а царила на сцене танцовщица – женщина. Чабукиани уравнял значимость мужской и женской главных партий, он преобразовал весь основной классический репертуар – и до сих пор в его редакции во всём мире ставят «Жизель», «Баядерку», «Дон-Кихота», «Лебединое озеро», «Лауренсию», и другие спектакли, из числа самых востребованных зрителем.
И, конечно же, одной из недосягаемых вершин его божественного дарования был «Отелло» А. Мачавариани, пик совершенства героической мужской партии.
У Владимира Васильева спросили однажды, кого он считает лучшим героическим танцовщиком, и он назвал Чабукиани. И ваш покорный слуга также на стороне подавляющего большинства любителей и знатоков балетного искусства, для которых это мнение – аксиома.

Беседовал Владимир Саришвили, Тбилиси.