Вадим Перегуда. Вышгород на Днепре...

Вадим Перегуда. Вышгород на Днепре...

 

Вышгород на Днепре – уникальная жемчужина в системе православных королевских резиденций – «велеградов» Европы.

«Святая Русь - это

белые Святогоровы кручи над Днепром –

«Ольжиной горы» и Межигорья…»

Вышгород… об этом городе написано и снято большое количество научных, публицистических, художественных статей, книг, фильмов, но не в одном из них, к большому сожалению, так и не сделан акцент, что этот город не просто уникален, а он есть единственный среди равных многочисленных старинных королевских резиденций Европы, что стояли у самых истоков возникновения, развития и утверждения такой мировой религии, как ПРАВОСЛАВИЕ. Вышгород, сердцем которого есть историческая «Ольжина гора» – это колыска, музей под открытым небом и конечно же огромный возрождаемый и действующий живой храм ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. По своей сути - это София новых времен. На сегодняшний день в современной Европе существует целый ряд древнейших славянских городов, анализ истории которых всегда вызывал много дискуссий и научных споров. Условно эти взаимосвязанные в историческом контексте города справедливо можно назвать «Золотой короной» православных королевских резиденций Европы, исключительную роль среди которых можно отдать небольшому городку в Украине – первой резиденции русских князей – «Ольжиной горе» или Вышгороду на Днепре.

Вот эти города:

Вышгород (Вышеград, Вусегард) на Днепре (год основания – 946; много великих имен связано с этим городом: святая равноапостольная княгиня Ольга, князь Аскольд, князь Ярослав Мудрый, при котором была построена первая церковь, посвящённая святым страстотерпцам Борису и Глебу);

Земля Мекленбург-Передняя Померания (год основания – 700; на этих землях руководил князь Вышан – правитель союза славянских племен (ободритов), здесь проходило крещение князя Славомира в 821 г., святая Анна Новгородская, в жилах которой текла кровь ободритской княжны, стала супругой князя Ярослава Мудрого);

Велеград в Моравии (история этого города начинается с девятого века; здесь жили и проповедовали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, правил князь Олег Моравский);

Вишеград в Праге, Чехия (основатель – легендарный князь Крок. Правила здесь его дочь –  предсказательница княгиня Либуше, а позже – князь Боривой; крещение Чехии в 874 году);

Вышеград на Дунае, Венгрия (княгиня Анастасия Ярославовна, дочь князя Ярослава Мудрого, супруга короля Венгрии   Андраша I).

Даже при поверхностном анализе данных о вышеприведенных пяти городах бросается в глаза схожесть в их звучании и этимологии, но такая же подобность прослеживается и в историческом контексте, и неразрывной взаимосвязи одного исторического центра с другим. Все эти города были основаны приблизительно в одно и то же время, все являлись княжескими или королевскими резиденциями, как никакие другие, связаны с крещением целых народов и первой проповедью веры Христовой. Исторически пересекаются с их судьбами и жизнеописания первых православных святых земли русской: равноапостольных святых, праведников и страстотерпцев. Подобное дублирование названия «Велеград – Вышеград», в зарождающемся православном мире средневековья, на такой значительной территории (в том числе практически всей Европы) более десяти веков назад можно сравнить разве что с традицией обустройства и дублирования святых обителей по типу «Святых Софий» приблизительно в тоже время. Среди них – величественный храм святой Софии в Царьграде (Константинополь), Византия, основание князем Ярославом Мудрым храмового комплекса Святой Софии в Киеве, основание Софии Константином I Великим в Старом Несебре (современная столица Болгарии) и.т.д.

К сожалению, сегодняшняя трактовка значения названия «Вышгород», как «город на возвышенности» (по геофизическому принципу), «город выше по течению Днепра» (по географическому принципу) не выдерживают никакой критики. Даже в период своего первого фиксированного упоминания в 946 году название города по такому принципу очень маловероятно, т.к. все это относится к приоритетам и акцентам современного урбанизированного времени. К тому же хорошо известно одно из первых упоминаний города в несколько измененном звучании – «Вусегард». Это дает право предположить, что первоначально название городка, а после и княжеской резиденции, могло быть связано с культами поклонения Перуну или Волосу (Велесу). Косвенно это подтверждается историческими и этнографическими источниками, но последнее слово в этом вопросе могут сказать только археологи и планомерные археологические исследования «Ольжиной горы».

 

Первое, что хочется отметить - это то, что все вышеназванные города имеют одинаковую этимологию. Названия «Вышеград», «Вышгород», «Велеград» дословно означают «Великий город», «Город построенный на возвышении», а начиная, приблизительно, с века XIX – «Города Вышнего», т.е. приближенного к небу и самому Господу. При более глубоком этимологическом анализе данного топонима в комплексе с открытиями в области этнографии, археологии, краеведения становится понятным, что все исследуемые объекты были особо почитаемы и являлись культовыми местами уже в дохристианскую эпоху. В дохристианские времена все эти города, за исключением Вышеграда на Дунае, основанного дочерью Ярослава Мудрого, являлись центрами поклонения языческим божествам, в том числе Перуну и Велесу. Известно, что именно этими Богами клялась дружина князя Олега, князя Игоря, князя Святослава заключая с греками мирные договора 907, 911, 944, 971 гг.: "по Рускому закону кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ богомъ своимъ, и Волосомъ скотьимъ богомъ».  Именно поэтому название королевских и княжеских резиденций ассоциировалось прежде всего с понятиями: «Город Богов», «Город богатства и славы» и.т.д., что в свою очередь  совпадало с восприятием и значением Велеса. Крещение славян подразумевало под собой прежде всего победу над язычеством, над старыми богами и верованиями, поэтому в первую очередь храмы и монастыри христовой веры занимали места древних капищ и идолищ. Известно, что Велес – «скотий бог», покровитель домашних животных, хранитель богатств, достатка. Тотемом бога Велеса является бык (тур или тавр). Вот почему одна из первых христианских святынь Киева времен князя Аскольда так и называлась – «Турова божница». По этим же причинам главным символом земли Мекленбург (современная территория Германии) – гербом древней столицы ободритов (Велеграда) и до сегодняшнего дня остается геральдически оформленная голова быка. Возводя храмы на древних капищах Велеса подчеркивалось, что повелителем богатств, благосостояния, всей славы и силы, повелителем загробного мира становится отныне один единый Бог – Иисус Христос.

В этимологическом плане нельзя не вспомнить гипотезу о «Беллеросе». Развитие образа Волоса (Велеса) отталкивается от общих корней: «вел-, вол» и «бел-, бол». Более подробно с темой взаимозаменяемости и наслоения образов чудовища «Беллера» с «Велесом» можно ознакомиться в монографии известнейшего ученного Ю.Д. Петухова «Дорогами Богов». Исходя из того, что обращение букв «б» и «в» дело обыденное и довольно привычное (достаточно вспомнить «библиотеку – вивлиотеку», «Вавилон – Бабилон», «Ваала – Баала» и.т.д.), к нашему списку из пяти городов мы смело можем добавить по аналогии чередования «б-в» еще несколько:

Белгород Киевкий (основан в 991 году святым равноапостольным князем Владимиром Святославовичем, наличие в Белгороде одного из самых больших православных храмов Руси – храм «Преображения Господня», храм «Святых Апостолов»);

Белгород Рязанский (первое упоминание в 1155 г., Никоновская летопись);

Белград, столица Сербии (первое упоминание в 878 г., здесь находится храм Святого Саввы – самый крупный православный храм на Балканах и один из самых крупных храмов в мире. Этот величественный храм соответствует масштабам Софийского собора в Константинополе. В настоящий момент его превосходит по размерам только храм Христа Спасителя в Москве ). На примере основания города Белгорода-Киевского («нового Велеграда», – ныне село Белогородка, Киево-Святошинского района) князем Владимиром в 991 г. и обустройства в этой княжеской резиденции одного из самых больших храмов на Руси мы можем проследить традицию основания и названия новых княжеских резиденции по типу Велеград – Вышеград – Вышгород. В этом случае этимологически название Белгород никаким образом не связано с мотивацией названия города по цветовому (от слова «белый») или какому-то другому принципу. Название «Белгород» идентично названию «Вышгород» или «Велеград», что означает дословно «Город власти, славы, богатства».

 

·        Велиград (Рёрик) – средневековый город (эмпория) на южном побережье Балтийского моря. Город Рёрик был построен около 700 года, когда славянское племя ободритов поселилось в данном регионе. Очень быстро город стал полиэтническим центром со смешанным славяно-скандинавским населением. Долгое время месторасположение Рёрика было неизвестно. Раскопки Кильского университета и Археологического ведомства земли Мекленбург-Передняя Померания в 1995 – 1998 гг. в пределах села Бловац (Гросс-Штрёмкендорф) на восточном побережье Висмарского залива открыли большую часть некого торгового центра и прилегающих к нему захоронений на площади 23 гектара. Топографическое расположение и датировка (согласно находкам и дендрохронологии) приблизительно соответствуют легендарному Рёрику.

Родоначальником династии, первым королем ободритов и вендов считают Вышеслава сына Гензериха –  короля вандалов. Вышеслав правил 16 лет и умер в 700 году.

Велеград (земля Мекленбург) – бывшая родовая крепость ободритской княжеской династии Никлотингов (потомков князя Никлота). Mikinborg – «большой замок», «великий град», «Велеград». Последний независимый князь бодричей правил здесь в 1129 – 1160 гг. Славяне заселяли эту территорию в раннем средневековье ( в VVII вв.). Это были славянские племена ободритов (бодричей), управляемые наследственными и выборными князьями.

Согласно составленным в XVIII в. генеалогиям правителей Велеграда (Мекленбурга) у князя Вышата было три сына: Дражко, Годлав, Славомир. Интересно, что имя князя Вышата созвучно с именем воеводы киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого († 1054). В Истории А.Ю.Карпов пишет: «Весной-летом 1043 г. Ярослав послал Вышату вместе со своим сыном Владимиром в поход на Византию во главе многочисленного войска. «А воеводство поручил Вышате, отцу Яневу», — читаем в «Повести временных лет». Вышата назван здесь «отцом Яневым», вероятно, для того, чтобы отличить его от другого Вышаты, упоминаемого летописцем (под 1064 г.), — Вышаты Остромирича, сына новгородского посадника Остромира. (Нередко считают, что в обоих летописных известиях речь идет об одном и том же человеке, но это, по-видимому, неверно. Имя Вышата в Древней Руси было достаточно распространено; хронология же жизни обоих Вышат, а также некоторые другие соображения свидетельствуют против такого предположения.)».

Славянское племя ободритов имело давнюю вражду с славянским племенем вильцев, саксонцев и датчан. В 789 году в походе против вильцев, предводителем которых был князь Драговит, погибает князь ободритов Вышата. После этого главным правителем ободритов становится князь Дражко (795 – 809 гг.).

Разобраться и понять историю Велеграда (земли Мекленбург), откуда происходят небезызвестные нам князья Аскольд и князь Рюрик, означало бы понять и осознать те скрытые механизмы, которые стояли у истоков образования Киевской Руси, мотивацию противоборства и неприязни между князьями Аскольдом и Рюриком, причины Крещения Руси князем Аскольдом еще в 860 году и его смерти в 882 году от меча воеводы Рюрика - Олега Вещего.

Общепринятая хронология событий тех лет выглядит примерно так: в 808 году датчане выступили войной против каролингов и их союзников, к которым относились и ободриты. Еще в начале IX века ободриты заключили военный союз с франками против саксонцев и датчан. В 808 году датский конунг Гудфред (Готфрид) взял приступом город Рёрик, пленив и повесив при этом князя ободритов Годлава. Датчане дважды нанесли поражение ободритам. В 810 году погибает князь ободритов Дражко. В походах датчан под руководством конунга Готфрида принимают участие славяне – вильцы, которые имели давнюю вражду с ободритами. Готфрид Датский не только взял штурмом Рёрик, а и большое количество жителей этого города, главным образом ремесленников и торговцев, переселив их в Хедебю. Самое интересное, что будущего князя и основателя княжеской династии Рюриков – князя Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю. Среди современных российских ученых по поводу этого высказываются Анатолий Кирпичников, который на протяжении многих лет возглавляет археологическое исследование Старой Ладоги. Данная гипотеза была поддержана также Г.С. Лебедевым, И. В. Дубовым, Д. А. Мачинским, М.Б.Свердловым, Е. В. Пчеловым и др.

Известно, что в 810 году князь ободритов Славомир отбился от датчан и восстановил союз с каролингами. В 821 году князь ободритов Славомир принял христианство в Велеграде (земля Мекленбург) ! Если учесть тот факт, что конунг Рёрик находился в оппозиции и откровенной вражде с ободритами становится совершенно понятным и логичным его неприязнь и вражда по отношению к другому просветителю и проповеднику новой веры уже на берегах Днепра – князю Аскольду. Неспроста за конунгом Рёриком закрепилось досадное прозвище – «Язва христианства», который был ревностным преследователем первых христиан среди славян.

Вскоре после крещения князя ободритов Славомира в 821 году естественно последовала и первая мощная антихристианская реакция. На сегодня мы можем только предположить, что именно это событие (мощная антихристианская реакция среди ободритов) и послужило той отправной точкой перемещения небольшого отряда князя Аскольда в район среднего течения реки Днепра, где он без сомнения нашел поддержку местного родственного и дружественного переселенцам славянского населения. Как известно, в 860 году князь Аскольд предпринимает попытку уже крещения Руси. Одновременно с князем Аскольдом, в Вышеграде (обратите внимание на этимологию княжеской столицы Чехии) в 874 году князь Боривой проводит крещение в новую веру уже славян Моравии и Чехии.

После Аскольдового Крещения Руси в 860 году науке известны неоднократные мощные антихристианские выступления предводимые местной аристократией, которые достаточно освящены в известной монографии Михаила Брайчевского «Крещение Руси». Логично предположить, что именно динамичная христианизация славянского населения и акт Крещения Руси князем Аскольдом и стали той весомой причиной, которая привела к погибели его от рук воеводы конунга Рюрика «Язвы христиан» в 882 году. По версии известного исследователя Омеляна Прицака: «Олег Віщий/Гельгі/Лота Кнут був членом готської династії, за предка мав відомого Годфріда…». Из вышеприведенного следует, что Готфрид, Рюрик, Олег Вещий были представителями одной антихристианской политической линии противниками которой в разное время выступали ободритские князья Вышата (погиб в 789 г. в походе против славян-вильцев, которые поддерживали датчан), Славомир (крестился в 821 г.), князь Аскольд (крестил Русь в 860 г.), князь Олег Моравский (умер в 967 г.). Если брать во внимание Булгарские хроники http://viperson.ru/wind.php?ID=670632, где княгиня Ольга выступает в качестве будущей невесты сына Аскольда – все становится на свои логические места.

 

Небезынтересен и тот факт, что супруга Ярослава Мудрого – Ингегерда, которая была причислена к лику святых под именем Анны Новгородской была наследственной ободритской княжной, дочерью шведской королевы Эстрид.

·        Велеград в Моравии прежде всего связан с именами великих просветителей Руси, создателей первой славянской азбуки – святых Кирилла и Мефодия. Они были братьями, родились и выросли в византийском городе Солунь (совр. Фессалоники). В окрестностях этого города в то время проживало многочисленное славянское население, поэтому уже с детства им был известен один из славянских языков.

Основными источниками изучения деятельности Кирилла и Мефодия служат их жития, которые были написаны учениками уже после смерти братьев. Согласно этим житиям Мефодий в молодости сделал административно-военную карьеру, был управляющим византийским княжеством со славянским населением. Около 852 года он принял монашеский постриг, позднее стал игуменом. Кирилл уже в юном возрасте проявлял выдающиеся лингвистические способности и тягу к наукам, учился в Константинополе у крупнейших ученых того времени – Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения также принял сан священника, преподавал философию, принимал участие в византийском посольстве к арабам. Около 861 года оба брата в составе византийского посольства отправились в Хазарский каганат и дважды побывали в Херсонесе, затем были посланы императором Михаилом III в Великую Моравию.

Великая Моравия в IX веке была одним из крупнейших государств Средней Европы; центральными областями государства были собственно Моравия и Западная Словакия. В его состав входили также часть Чехии, Малая Польша, Лужица. Столицей Великой Моравии был город Велеград (в районе современной Братиславы). Эта миссия была организована по просьбе моравского князя Ростислава (846 –  879 гг.), который стремился ограничить в своем княжестве влияние немецкого духовенства и хотел, чтобы христианское учение проповедовалось на понятном славянам языке, а не на латыни. Кирилл и Мефодий осуществили перевод книг Священного Писания с греческого на славянский язык, в основу перевода легли хорошо известные им восточно-болгарские диалекты.

В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Кирилла и Мефодия представляло собой особую законченную систему, созданную с учетом всех специфических особенностей славянского языка. Для текстов переводов ими была создана особая азбука – глаголица. Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Этот опыт получил распространение и в соседних населенных славянами землях.

В результате переводческой деятельности Кирилла и Мефодия был создан корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, вместе с тем был создан и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.

После смерти Кирилла просветительскую деятельность продолжил Мефодий, а после его смерти последовало изгнание из Великой Моравии учеников обоих братьев. Климент Охридский, Наум, Ангеларий нашли прибежище в соседних странах, прежде всего, в Болгарии, где и была, предположительно, создана кириллица. Через посредство Болгарии кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру Руси, Сербии, Чехии и Хорватии. О ближайших сподвижниках Мефодия автор пространного „Жития Климента" Феофилакт Охридский сообщает, что они были закованы в цепи, а затем солдаты увели их подальше от города и бросили раздетыми и нищими, после чего, перебравшись через большую реку, они прибыли в Белград — административный центр Болгарского царства у границ Паннонии. Как писалось ранее, названия городов «Белград» и «Велеград» означают одно и тоже и близки этимологически! Описание Белградов славянского православного мира в их неразрывной взаимосвязи с Вышеградами - Велеградами тема отдельной статьи.

 

 

 Велеград связан с историей славянского князя Олега (Александра), которого некоторые исследователи относят к отпрыску князя Олега Вещего или же самого князя Аскольда. Некоторые исследователи считают Олега близким родственником княгини Ольги. В 895 году от Моравского княжества откололась Чехия. Венгры захватили столицу Моравии – город Велеград. В 948 году князь Олег попытался было отвоевать столицу княжества, но потерпел неудачу. Князь Олег, который десять лет был королем в Моравии, до 967 года возвращается на родину, к княгине Ольге. Предположительно, князь Олег проживал в Вышгороде, где после смерти в 967 году он и был вероятнее всего похоронен. «Ольга не только охотно приняла его в свое государство, но даже, желая отмстить за смерть мужа, вверила Олегу многочисленное войско, с которым он оказал ей большие услуги, усмирив всех неприятелей ее» – читаем в монографии Павла Мацкевича «Империя Рюриковичей». Интересное предположение высказывает авторитетный исследователь генеалогии Рюриковичей П. Мацкевич: «… первое основание к обращению княгини Ольги в христианство было положено бежавшим из Моравии на Русь князем Олегом и сопутствующим ему духовенством, тем более, что во время несовершеннолетия ее сына Святослава, пока Ольга была правительницей, Олег пользовался большим значением у нее. Она руководилась его советами, он же, может быть, уговорил ее ехать и в Константинополь, когда же по возвращению, Ольга стала радеть о распространении христианства, духовенство, прибывшее с Олегом из Моравии могло оказать ей большое содействие знаниями языков».

В публицистике очень популярна версия о предназначении князя Олега, как мистического Гельги (Helgi). Принято считать, что деятельность князя Олега (ум. 967, Вышгород) и княгини Ольги (ум. 969 г., Вышгород), как первых проповедников христианства практически слилась и наслоилась одна на другую, что в свою очередь породило большое количество новых легенд и домыслов.

·        Велеград (Velehrad) находится на юге Моравии. Именно здесь, как полагают исследователи, в IX веке возникло первое славянское государство Великая Моравия. Именно здесь зарождалась славянская письменность и старославянский язык. И именно в этот городок 1150 лет назад пришли христианские проповедники – ученые братья из греческих Салоников Константин, перед смертью принявший схиму и новое церковное имя Кирилл, и его старший брат Мефодий. Святой Мефодий, архиепископ Моравский умер и похоронен, предположительно, в Велеграде в 885 г. В 948 – 958 гг. моравский князь Олег (Александр), который, возможно, мог быть родственником князя Аскольда и княгини Ольги, вероятнее всего бежал в Моравию в результате сильной антихристианской реакции в Киеве. После возвращения в Киев (Вышгород) князь Олег (Александр) оказал значительное влияние на формирование христианского мировоззрения Святой равноапостольной княгини Ольги. Князь Олег Моравский  умер в 967 году, предположительно был похоронен в Вышгороде. Святая равноапостольная княгиня Ольга умерла в 969 году в Вышгороде или Киеве.

 

·        Вышеград(чеш. Vyšehrad) — оборонительный пункт, замок и крепость на крутом холме над Влтавой. Полное название — Национальный культурный памятник Вышеград (Národní kulturní památka Vyšehrad). На его территории находятся такие достопримечательности, как собор Св. Петра и Павла, романская ротонда Св. Мартина, казематы и множество руин сооружений X – XV веков. Кроме того, при Соборе расположено Вышеградское кладбище и мавзолей «Славин», являющиеся почётным местом погребения знаменитых деятелей Чехии.

Вышеград в Чехии очень напоминает историю Вышгорода над Днепром. Проведем сравнительную аналогию: первое крещение Руси князем Аскольдом в 860 году – крещение Чехии князем Боривым в 871 году; Святая мученица Людмила, супруга князя Боривого в Вышеграде – Святая равноапостольная княгиня Ольга в Вышгороде; после антихристианского восстания в Чехии, 883 год, князь Боривой убегает под защиту к Святополку I Моравскому – после убийства князя Аскольда и Дира в 882 году и антихристианского террора, по всей вероятности, потомки князя Аскольда скрываются в Моравии (князь Олег Моравский более 10 лет был королем Моравии, в 967 году возвращается из столицы Моравии Велеграда в Вышгород над Днепром, где княгиня Ольга не только радушно встречает его, но и доверяет ему целое войско). В сравнительном анализе двух городов нельзя не обратить внимание, что антихристианское выступление припадает практически на одно и тоже время: 882 год (на Руси), 883 год (в Чехии), что безусловно может быть связано с первым походом дружины князя Рюрика.

Некоторое время крепость Вышеград даже выполняла функции королевской резиденции. В 1070 богемский князь Вратислав II, поссорившись с братом Яромиром, который был епископом Праги, перенёс свою резиденцию из Пражского Града на Вышеград. Чтобы доказать брату и всему миру, что он является настоящим христианином, Вратислав II перестроил деревянную крепость в каменную, основал на Вышеграде собственный независимый епископат, построил собор Св. Петра и Павла, базилику Св. Лаврентия, ротонду Св. Мартина и Королевский дворец. В 1086 здесь же его короновали, и он стал первым чешским королём (хотя титул наследственным не стал). Его потомки правили из Вышеграда до 1140. В середине XII века значение Вышеграда начало падать.

 

Святая Людмила жила в конце IX и начале X века, была дочерью сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. Чешский народ еще не был крещен; сам князь Боривой и его молодая супруга были язычниками. Они приняли святое крещение около 871 года в Велеграде, при дворе князя Святополка I (874—885 гг.) от святого равноапостольного Мефодия архиепископа Моравского, просветителя славян. После возвращения в Прагу Людмила с Боривоем правили более семи лет. У них было три сына и одна дочь. Они много делали, чтобы просветить свой народ светом Христовой веры, строили церкви.

Так как многие чехи были недовольны политикой христианизации, проводимой Боривоем, в 883 (884) году против князя поднялось восстание. Боривой бежал к князю Святополку I Моравскому и вскоре с его помощью подавил восставших. В честь победы он построил в своей столице церковь Святой Девы Марии.

Князь Боривой умер рано (в возрасте тридцати шести лет). Его земли перешли под непосредственную власть князя Святополка I. Овдовев, святая Людмила переживала свою печаль в полной преданности воле Божией, вела строгую и благочестивую жизнь, раздавала свое имущество нищим.

После смерти князя Святополка I в 894 году, князем чехов стал старший сын Боривоя, Спытигнев I, скончавшийся в 915 году.

Правление принял следующий сын, Вратислав, который правил народом тридцать три года, в это время христианство в Чехии продолжало развиваться. Он был женат на Драгомире, формальной христианке, поддерживающей языческие традиции. Вратислав скончался, оставив наследником сына Вячеслава (Вацлава).

Вячеслав, внук святой Людмилы, был воспитан ею в духе христианства, тогда как его брат Болеслав,  воспитанный матерью в традициях язычества.

Мать Вячеслава Драгомира, пользуясь неопытностью и молодостью восемнадцатилетнего сына, вновь стала насаждать среди народа языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь Людмилу и всячески старалась погубить ее.

По наущению невестки Драгомиры двое убийц в ночь с 15 на 16 сентября 921 года окружили дворец, где находилась святая княгиня Людмила, разломали двери и ворвались в покои, схватив Людмилу, которая в это время молилась. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини. В возрасте около 61 года она была задушена языческой знатью, став мученицей, и была погребена под городской стеной.

Бог прославил многими чудесами место ее погребения: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи, один слепец прозрел, когда прикоснулся к земле с ее могилы.

Услышав о таких чудесных знамениях, внук Людмилы Вячеслав, правитель Чехии, в 925 году совершил перенесение ее святых мощей из Тетина в Прагу, в храм Святого Георгия Победоносца (чеш. Св. Йиржи), сооруженный его отцом на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Ее мощи и ныне источают много знамений и чудес.

Жизнеописания Святой мученицы Людмилы напоминает жизнеописания первых святых мучеников за Веру Православную – Святых страстотерпцев Бориса и Глеба, Святой равноапостольной княгини Ольги. Светом их учения и жизненного подвига освящена европейская земля – это фундамент благочестия и гармоничного существования для всех будущих поколений современной Европы.

 

Согласно Булгарских хроник (Мусина И.Р. История древней Руси – в булгарских летописях Бахши Имана «Джагфар Тарихы» Приложение к книге Йордана Табова
"Когда крестилась Киевская Русь") княгиня Ольга выступает невестой или даже супругой сына князя Аскольда: «В 895 году Игорь Старый (Бат-Угыр) передал престол Волжской Булгарии своему брату Алмышу. В Киеве же после смерти Вещего Олега (Салахби) в 912 году Игорь (Угыр,сын Лачына) стал единовластным правителем и женился на Ольге (Ульджай). Согласно булгарским летописям она до этого побывала замужем за сыном Аскольда (Ас-Халиба) Худом (Анатышем), затем за Олегом (Салахби), а овдовев, стала женой Игоря (Угыря)». Более подробно с этим вопросом можно ознакомится в статье В.А. Лекомцева «О славянских этнонимах Повести Временных лет». История Руси и соседних государств, изложенная в «Джагфар Тарихы» во многом дополняет и уточняет известные из русских источников сведения. По некоторым вопросам есть существенные расхождения, но в целом булгарские летописи содержат массу полезного и просто очень интересного материала. Например, о происхождении первых русских князей, об их родственниках. Булгарский вариант истории дает следующую картину: Айдар Угыр – отец Лачына. Лачын – отец Угыра, т.е.– Игорь Старый (или Рюрик) – отец Олега, Олег – отец Игоря (т.е. Игоря молодого). Почему Булгарские хроники и по сегодняшний день не принимаются во внимание в информационном поле украинской научной мысли остается большой загадкой. Многое они могли бы прояснить о времени и причинах происхождения самого города Вышгород на Днепре.

Если предположить, что Вышгород был основан еще во время правления князя Аскольда, исходя из Булгарских хроник, становится совершенно понятным, почему «Вусегард» был получен (четко зафиксирован в летописях, как такой) княгиней Ольгой и однозначно считается ее собственностью, – «полученный у вэно». Аскольдовое крещение Руси в 860 г., как и основание княжеской резиденции, вероятнее всего на месте старого языческого капища на горе, этимологически подобно и практически полностью дублирует название другой княжеской резиденции, откуда, предположительно, был родом сам князь Аскольд – из города Велеград, княжеской столицы ободритов. В этом городе еще в 821 году князь ободритов Славомир принял христианство.

В XI веке северо-германский хронист Адам Бременский называл самих ободритов – «ререгами» (соколами-ястребами). Это же название использует и Саксонский анналист. С.А.Гедеонов отстаивал идею о том, что «Рерик» (сокол) – это прозвище ободритского князя Дражко, родного брата князя Славомира, в честь которого и была названа столица – Рерик (Велиград), а «рерики» (соколы-ястребы) – прозвище собственно ободритов. С. А. Гедеонов предполагает, что прозвище «Рерик» могло быть родовым в семействе ободритских князей. Павел Шафарик читал название «Рерик», как «Рарог», а название народа «ререги» – как «рарожане». Известно, что именно с этим соколинно-ястребинным народом «ререгами» связывают и появление традиционной украинской одежды – вышиванки.

По своей сути Вышгород на Днепре зеркально отображал и дублировал столицу ободритов – город Велеград или Рерик, который в 808 году был практически стерт с лица земли Готфридом Датским, а большинство жителей этого города было насильно переселено в новый центр – город Хедебю.

Реакция князя Рюрика, как и последующая за ней смерть в 882 году князя Аскольда и Дира от языческих мечей воеводы, а позднее и князя Олега Вещего в данном контексте вполне закономерна, если принимать во внимание давнюю вражду между датчанами и каролингами с союзниками. Ненависть Рюрика (прозвище которого было нарицательным и широко известным – «язва христианства») к князю Аскольду можно объяснить и решительной попыткой последнего крестить Русь в 860 году. Серьезность данного предпринятого мероприятия можно подтвердить и организацией первой митрополичьей кафедры в Переяславе (подробно смотри М. Брайчевский. История Крещения Руси.). Причастность сына князя Рюрика – князя Игоря, как и его наставника Олега Вещего, после его прихода к власти в результате антихристианского переворота в 882 году к основанию Вышгорода маловероятна.  Ревностное отношение к христианству княгини Ольги можно объяснить и ее сопричастностью к семье первого крестителя Руси – князя Аскольда, что также четко просматривается исходя и из Булгарских хроник.

Подобные совпадения можно назвать своеобразным эниологическим феноменом славянского православного мира, который требует дополнительного глубокого анализа и исследований в будущем. С другой стороны, история древнего Вышгорода на Днепре настолько величественная и многоуровневая, что требует современного комплексного и интегрального подхода. Узкопрофессиональный подход, будь - то в археологии или этнографии, без комплексного подхода и глубокого знания мифоритуала безвозвратно устарел. Использование новых компьютерных технологий для анализа и синтеза разноплановых знаний может привести к новым открытиям и совсем неожиданным выводам уже в самом скором будущем.