Геннадий Норд: Иду своим курсом, невзирая на сопротивление!

Геннадий Норд: Иду своим курсом, невзирая на сопротивление!

 

Норд - слово, обозначающее «север» в ряде европейских языков, северный ветер, один из 32 румбов (ВикипедиЯ).

А еще это очень интересный человек, Геннадий Норд, который сердится, если у него спрашивают: «Почему у Вас такой псевдоним?» и порывается показать паспорт в доказательство, что это фамилия.

Кроме того, с 1 февраля 2014 года в «Международный каталог небесных тел» внесена запись о присвоении Голубой Звезде Седьмой величины в созвездии Водолея имени «Норд», сертифиакт RUS 75132, координаты звезды: a23h00m 55.42s b-19A градусов 20’48.9” …

«Хозяин» звезды - поэт, композитор, исполнитель, автор 19 книг и 31 песенного альбома, член Международного ПЕН-клуба, лауреат премии "Золотое перо Руси", обладатель фантастических званий «Человек тысячелетия» и «Лучший автор нового тысячелетия», академик евразийской Академии Телевидения и Радио Геннадий Норд…

 

- Геннадий, Вы много лет прожили в Киеве, можно сказать, киевлянин, но Ваша фамилия – это просто карма. Вас, будто по компасу, постоянно влечет на Север…

 

- С Украиной меня связывает очень многое. Люблю Киев. На свете  есть всего несколько городов, в которых я чувствую себя своим, родным и близким. Этим городам я посвятил  цикл стихотворений «Города мои, города». Киев один из них. Здесь живут мои настоящие друзья -

Саша Марчук, Витя Фесянов, Элла Гранина - очень дорогие мне люди, с которыми я не расстаюсь всю жизнь. Часто бываю в украинской столице, брожу по ее улицам, дышу ее воздухом, любуюсь красотой. Приезжаю с концертами в Украину. Но Север действительно тяготеет надо мной.

Первый мой марш-бросок в северном направлении состоялся еще в юности.

Окончив в 1976 году Калининградский государственный университет и, проработав пару лет на вагоностроительном заводе, затосковал и уехал на Тюменский Север. Жил в Нефтеюганске, Ноябрьске, Нижневартовске…

Мечтал посмотреть суровые края, познакомиться с людьми, которые их осваивают, получить новые впечатления для творчества.

В результате закалил характер, прошел все радости и невзгоды, которые выпадают человеку на Севере. Представьте себе паренька, который только от мамы и дома оторвался, закончил литературный факультет. Из опыта- только стихи, песни,  несколько ролей в театре и работа в вокально-инструментальном ансамбле…

И вдруг назначают начальником крупного управления, связанного с добычей нефти, командовать дядями, имеющими огромный опыт работы на Севере. 

Нехватка знаний,  отсутствие умения работать с людьми, а еще неустроенность,  летняя жара, осенняя хлябь и грязь, и пронизывающие морозы…

Где на машине, где на вертолете, а где и пешком прошел почти всю Западную Сибирь. Спасала работа. Пахал, как лошадь, недаром я  родился в Год Лошади.

Спасали стихи и песни. Где-то в Нефтеюганске, по-моему, еще жив гимн этого города, который я написал. Помогал юмор. Там, где трудно, обязательно происходит что-то смешное. Вот я на Севере и начал записывать  случаи из жизни, байки…

 

- Вы родились в семье типичных интеллигентов. Как семья отнеслась к Вашему «несерьезному» увлечению творчеством, песнями?

 

- Папа, Эдуард Биниаминович, врач городской больницы скорой медицинской помощи, затем врач на китобойной флотилии «Юрий Долгорукий», уходил в море на 9-10 месяцев в году. Мама, Майя Яковлевна, учитель русского и литературы, целый день на работе. Я был предоставлен сам себе - гонял в футбол, играл в хоккей на льду соседнего озера, собирал марки, хулиганил. Ходил в музыкальную школу, а потом попал в театр. Там и остался…

Как потом оказалось, папа всегда хотел, чтобы я стал артистом, а мама в этом вопросе его поддерживала  . Поступать в театральный институт в Ленинграде мы поехали вдвоем с отцом….

Родительскую внутреннюю интеллигентность я всегда старался сохранить, наверное, именно поэтому не стал типичным образчиком нашего шоу-бизнеса .

Основная моя деятельность, все-таки -  писать. Стихи, песни, байки, анекдоты, афоризмы.  Концертная деятельность, издание книг. выпуск дисков - это всего лишь средство донести до слушателя мое творчество, а также средство существования.

Я иду сразу по нескольким дорогам. Во-первых, пишу серьезные стихи - у меня вышли пятнадцать сборников стихов,  есть несколько поэтических программ, с которыми я выступаю.

Как ни удивительно, сегодня послушать стихи собираются огромные залы.

Неужели опять наступает время 60-десятников? Люди идут послушать нормальное человеческое слово, идущее от души.

 Во-вторых, я пишу   четверостишья, которые называются Лягухи. Это смешные, философские, лирические стишки, которые давно стали популярны. Их передают по радио, их печатают в газетах, журналах, в Интернете. Их тоже приходят послушать и встречают на"ура"

 В-третьих, последние   четыре года я стал записывать веселые случаи. которые происходили со мной или моими друзьями в гастрольных поездках и  путешествиях. Так родились четыре книги "Заметки из барсетки" – в которые вошли байки, авторские анекдоты и афоризмы

 Книги разошлись мгновенно, сейчас готовлю к изданию пятую книгу.

 Я не вписываюсь в современную «смехоиндустрию»,  скорее тяготею к Арканову, Смолину, Коклюшкину, Трушкину, с которыми, кстати,   дружу.

 Ну и последнее. Это современная эстрадная песня, в которой  я стараюсь не походить ни на кого. Может, поэтому меня и слушают? Может, поэтому и диски с песнями, а их у меня   тридцать один, расходятся очень быстро? А еще я пишу детские песни, гимны, инструментальную музыку.   

Так и иду один, сразу по четырем дорогам, стараясь, чтобы меня хватило на все, и пытаясь не приближаться к стаям шоу-бизнеса…

 

- А компас тем временем неуклонно вел Вас на север, и Вы оказались в Северной Америке, в стране, омываемой Северным Ледовитым океаном - Канаде…

 

-  Эмиграция – дело очень сложное и серьезное. Другая страна, ментальность,  язык. Хорошо тем, кто имеет прикладную профессию – токарь, каменщик, сварщик. А вот человеку, который пишет стихи и песни, да еще на чужом языке…

Начал исследовать Канаду. Об этой стране тогда мало было известно. Проехал страну от Атлантического до Тихого океана. Изумительная по красоте природа, уникальные, единственные в мире места: широченная река Сан-Лоран, грандиозные горы, бесконечные равнина Манитобы и Саскечевана, Великие озера, Ниагарские водопады…

От всего этого дух захватывает.

Познакомился со стариками – эмигрантами первой волны: Игнатьевы, Демидовы, Врангели,  Юсуповы…  Инженеры, политики, ученые, артисты...  Они очень много сделали для Канады.  Начал записывать их воспоминания. Много лет сотрудничаю с организацией, которую долгое время возглавлял граф Петр Петрович Шереметьев, а один из моих друзей в Канаде, режиссер и художник Валерий Токмаков, к сожалению, рано от нас ушедший, стоял у истоков ее создания. Это Международный Совет российских соотечественников. Его отделения есть во многих странах мира, в то числе, и в Канаде, и в Украине. Совет   способствует обучению детей эмигрантов родному языку, развитию и сохранению культуры, поддерживает, издающиеся за рубежом газеты.

Активно сотрудничал с украинской общиной. При содействии посла Украины в Канаде Юрия Щербака мы установили в Оттаве памятник: Пальму Мерцалова.

 

- На протяжении 10 лет Вы были организатором Международного фестиваля искусств «Кленовые листья» в Канаде. Расскажите об этом фестивале…

 

- Поскольку прикладной профессии у меня не было, пришлось переквалифицироваться в «управдомы» и стать продюсером и организатором мероприятий. Много лет проводил в Монреале, Торонто, Оттаве и Ниагара-Фалс многожанровый фестиваль искусств «Кленовые листья». Это оказалось востребованным как в среде наших эмигрантов, так и среди канадцев.

Готовили мы фестиваль на протяжении всего года, а шел он целый месяц – с 15 ноября по 15 декабря.

 В рамках фестиваля проходило до пятидесяти мероприятий: концерты, творческие вечера, экскурсии, выставки, пресс-конференции.

Обычно, за один фестиваль наши мероприятия посещали до двадцати тысяч зрителей. Одним из важных фестивальных событий являлся танцевальный концерт на центральной площади подземного города в Монреале. Он собирал  семь тысяч зрителей.

На фестиваль приезжали артисты, писатели, поэты,  художники - из Украины, Азербайджана, Грузии, Италии, Израиля, Германии, США и, конечно, со всех уголков Канады.

Сейчас, с высоты прошедших лет видится, что это было грандиозное событие не только для  участников, но и для всей Канады. Удивляюсь сейчас, как мы, практически, вдвоем с помощью нескольких волонтеров могли двигать такой огромный объем работы.

Сегодня я остаюсь одним из двух его учредителей, однако мало этим занимаюсь…

 

- В рамках одного из фестивалей в центре Монраля  был установлен памятник  А. С. Пушкину (скульптор Виталий Гамбаров). Не без Вашего участия?

 

- В 2006 году я принимал участие  в поэтическом фестивале, который проходил в Тбилиси и  рассказал председателю Международной федерации русскоязычных писателей Олегу Воловику что содействовал в меру своих скромных сил открытию памятника Пушкину в Монреале.

Ему это показалось интересным. Мы сели вдвоем и за одну ночь написали программу, которая включала в себя установку памятников писателям в различных странах мира.

Нашли скульптора, им стал проживающий в Монреале Леонид Ватник. Нашли спонсоров. Теперь памятники есть в Венгрии, Черногории, Панаме и некоторых других странах.

Литературу нужно поддерживать, где бы ты ни был!

 

- Фанатичная преданность литературе стала причиной создания с Вашей легкой руки Союза писателей Северной Америки. Что это за писательский союз?

 

- Много общался с писателями, которые проживают в Канаде и Штатах. В рамках фестиваля «Кленовые листья» проводились литературные конкурсы.

Понял, что многие варятся в «собственном соку»,  не хватает общения с собратьями по перу.

Мы принимаем в наш Союз любого достойного писателя, независимо от страны его проживания. Много членов нашего Союза проживают в Украине.

Провели съезд СПСА, организовываем творческие вечера, по нашей инициативе начала издаваться Антология русскоязычных писателей Северной Америки. Вышли в свет уже четыре ее тома, и готовится к изданию пятый.

 

-  В последнее время Вы активно работали в известной «Некрасовке» - библиотеке им. Некрасова в Москве. Чем занимались?

 

- Зная опыт работы библиотек в Канаде, я попробовал применить его и в Некрасовке. С помощью спонсоров  удалось договориться о значительных скидках для читателей библиотеки в фитнесс-клубе, в бассейне, в стоматологической клинике. Одна из туристических компаний  несколько раз предоставляла читателям бесплатные экскурсии по Москве.

 Для популяризации библиотеки и укрепления ее имиджа мне удалось решить вопрос в Правительстве Москвы об изменении названия ближайшей к библиотеке трамвайной и автобусной остановки.   С начала прошлого года она называется "Библиотека имени Некрасова".

Весь прошлый год я посвятил тому, что пытался организовать в библиотеке культурно-просветительский центр.

В настоящее время библиотеки – что-то вроде последнего островка социализма в худшем смысле этого слова.

Надо менять у людей отношение к библиотекам. И в первую очередь, надо менять отношение к ним самих библиотекарей.

Сегодня уже нельзя отсидеться в библиотечном «болоте», ограничиваясь одной книговыдачей. Надо откликаться на веление времени, становиться мобильными. Надо правильно воспринимать реалии того, что происходит вокруг.

Сегодня  абсолютно ясно, что при наличии таких мощных средств информации, как телевидение и Интернет, в библиотеку будет приходить все меньше и меньше читателей.

А значит, надо их вернуть.. Особенно, молодежь.

 Я собрал очень боеспособную команду, в которую вошли музыканты - лауреаты международных конкурсов скрипачка Алла Харитонова и пианистка Любовь Горбачева, артистка театра, разработчик культурных мероприятий Мария Капинос, организаторы Олег Демченко и Алексей Широков. Эта команда с помощью библиотекарей организовала и провела  за год 407 мероприятий, на которых побывали  165 000 человек.

Мы  организовывали для них концерты, творческие вечера, встречи с интересными людьми, конференции, обсуждения. Вывели библиотеку в городскую среду и провели три мощных фестиваля в парках и большой фестиваль на набережной в Сухуме в Абхазии.

До нас подобные фестивали никогда не проводились. Организовали Информатеку путешествий и приключений, где каждый желающий мог встретиться со знаменитыми путешественниками из разных стран, узнать о мире, поговорить на различных языках.

Проводили молодежные мероприятия, показывали детские спектакли и представления. 

В каждое мероприятий мы включали книжную составляющую – тематическую выставку и делали обзор  выставленных книг.

И самое главное: все наши кружки, клубы, студии и мероприятия проводились абсолютно бесплатно!

Огромную помощь оказывала нам генеральный директор Некрасовки, кандидат наук Оксана Чувильская.

Ломая старое отношение к делу у библиотекарей, приходилось в буквальном смысле бороться и доказывать необходимость нашего дела. Легче просидеть в здании библиотеки целый день, чем выйти в парк и поработать в организованной нами Летней читальне. Зарплата ведь одна и та же…

Сегодня в главную библиотеку Москвы пришло новое руководство, которое не хочет понимать тенденций времени. Все наши усилия оказались не нужны, поэтому мы всей командой ушли, а библиотека опять погружается в сонную тишину…

 

-  Но вернемся к норду – северному направлению. Вы продолжаете свой курс? Теперь на очереди – полет на звезду «Норд», которая с недавнего времени стала Вашей «недвижимостью»?

 

 - На шестидесятилетие друзья сделали мне очень дорогой подарок. Теперь в созвездии Водолея есть звезда седьмой величины с моей фамилией. Седьмая величина – это значит, ее можно увидеть в бинокль.

Правда, у меня и бинокля-то нет. Теперь придется приобретать и бинокль, и телескоп, и обсерваторию. И серьезно заниматься астрономией. Хотя на это абсолютно нет времени.

Звезду с моей фамилией внесли в Международный космический реестр. Хотя удаленный на огромное количество световых лет подарок, пусть даже очень дорогой, ничего, кроме улыбки не вызывает.

Я, кстати, спросил  друзей:

- Звезду подарили, а  ракету, чтобы долететь до нее - забыли?

 Интервью взяла Наталья Вареник