Наталья Вареник. В каких единицах измеряется «эффективность» поэзии?

   

Отметил свое 80-летие единственный в мире вуз, готовящий специалистов редкой профессии, так называемых «литературных работников»: поэтов прозаиков, драматургов, переводчиков – уникальный Литературный Институт им. А. М. Горького.

Ауру этого учебного заведения буквально «зашкаливает» от концентрации знаменитых имен на квадратный метр старинного особняка Герцена по Тверскому бульвару, 25: в нем учились и создавали свои литературные шедевры Юлия Друнина, Лина Костенко, Евгений Евтушенко, Расул Гамзатов, Балла Ахмадулина, Олжас Сулейменов, Роберт Рождественский, Фазиль Искандер, Виктор Пелевин и многие другие…

Мифологизированный, окутанный легендами и обожаемый писателями вуз достойно отметил свой юбилей, хотя переживает сегодня трудное время, как и все творческие учебные заведения…

Есть у «Лита» (так ласково называют его студенты) своя «Ахиллесова пята», из-за которой он периодически подвергается всевозможным «наездам» - это ценная земля литинститутского дворика в самом престижном месте Москвы, которая оценивается фантастической суммой около 600 тысяч рублей за квадратный метр…

История противоборства Литинститута со всевозможными чиновниками и руководителями, не скупящимися на резолюции типа «упразднить» и «сократить», имеет длинную историю.

Первые попытки прикрыть писательский вуз  относятся еще к 30-м годам прошлого века, когда директором Лита стал Л. Б. Каменев, прославившийся, как «враг народа».

Нелюбимый чиновниками тех лет за вольнодумство, вуз едва не стал заочным.

В книге «Иной Сталин» историка Ю. Жукова опубликовано письмо первого секретаря ЦК ВЛКСМ Н. Михайлова, который в 1949 году описывает Литинститут, как рассадник космополитизма и гнездо богемы, и делает это не где-нибудь, а в записке небезызвестному Г. Маленкову.

К счастью, Маленков не закрыл Литинститут, а поступил с точностью наоборот: подписал постановление об открытии при нем Высших Литературных курсов, правда, уже после смерти Сталина…

Позже эстафету недоверия к «крамольному» вузу подхватили чиновники хрущевской эпохи. Партийных бюрократов раздражали переполненные залы и стадионы, собиравшие на поэтические вечера такое количество народа, что Политехнический музей приходилось охранять нарядами конной милиции.

Сохранился интересный протокол комсомольского собрания Литинститута, датированный 1956 годом. В этом показательном документе говорится о том, что некоторые студенты вуза проявили политическую близорукость и осудили ввод наших войск для подавления восстания в Венгрии.

Вердиктом комитета комсомола стало решение отправить в воспитательных целях студента Роберта Рождественского на целину сроком на один год…

 

В начале 1960-х обстановка  вокруг Литинститута накалилась до придела: в газетах появлялись критические статьи, Московская писательская организация была недовольна тем, что студентов-москвичей принимали только на заочное отделение, давая возможность талантам из глубинки приобщиться к культуре столицы.

На излете хрущевского правления ажиотаж по поводу поступления  в Литинститут бил все рекорды: на курс приходилось более 2000 абитуриентов, а принимали – 30-40 человек на дневное и чуть больше на заочное отделение.

Не прошедшие конкурс тут же вливались в ряды оппозиции, упрекая вуз в «элитарности». Естественно, были и просчеты в отборе студентов, например, Василий Шукшин не прошел творческий конкурс, не приняли ставших позднее известными Петра Вегина и латышского поэта Мариса Чаклайса…

Долго не признавали Литинститут старые писатели, воспитанные  на традициях великой русской литературы. Созданный А. Горьким, как кузница пролетарских писателей (туда и принимали только с рабочим стажем), он вызывал неприятие старой гвардии.

Председатель правления Содружества выпускников Литинститута в 2009-2013 гг. писатель Александр Ольшанский вспоминает, как ему, студенту 1960-х, поручили организовать литературный вечер Лита в рамках Клуба творческих вузов Москвы.

Мероприятие должно было состояться в конце 1962 года в популярной среди молодежи гостинице «Юность» на Лужниках.

Попытка привлечь к участию в вечере выпускника 1938 года Константина Симонова не увенчалась успехом: даже уговоры студента Ивана Николюкина, которого Симонов рекомендовал в Литинститут, не возымели действия – видимо, знаменитый писатель не хотел, чтобы в нелегкое для Литинститута время его имя связывали с проблемным вузом.

Не отреагировал на приглашение и Илья Эринбург, чьи мемуары «Люди. Годы. Жизнь» гремели тогда на всю страну. Позже в воспоминаниях выпускника Литинститута Валентина Сафронова будет опубликован рассказ о встрече Эринбурга со студентами в 1963 году, во время которой он заявил, что М. Горький в последние годы жизни много вредил литературе, а создание Литинститута – вообще его диверсия…

Зато любимец Лита Назым Хикмет, чья стихотворная биография в «Литературке» наделала много шума, вызвался поддержать родной вуз…

- 22 мая 1963 года по аудиториям пронеслась новость: Литинститут закрывают! – рассказывает очевидец тех событий Александр Ольшанский – Мне позвонили: срочно приходи в общежитие, в нашей комнате 116 уже начали собираться возмущенные студенты. Одним из вожаков этой стихийной акции протеста стал однокурсник Николая Рубцова, бывший командир полка, позже начальник разведки партизанского соединения А. Ковпака, Герой Советского Союза Петр Брайко. В тот вечер в нашей комнате побывали многие – Анатолий Передреев, Николай Рубцов, Анатолий Жуков, перечислять долго…

Решили бастовать и просить власти пересмотреть решение о закрытии основного отделения. Если не отменят – перекроем движение по улице Горького напротив памятника Пушкину.

Понадобился плакат. Нашелся кусок обоев, красная краска и широкое плакатное перо. Поскольку у меня был хороший почерк, писать доверили мне.

Утром над входом в Институт повесили плакат, и начался стихийный митинг. Выступающие (а в них недостатка не было)  выражали свое возмущение  прямо на площадке  перед входной дверью. Урезонить студентов пытался доцент кафедры марксизма-ленинизма М. Водолагин, секретарь Сталинградского обкома партии в годы войны. Он понимал, что забастовка пройдется по судьбам студентов…

К счастью, в тот раз все завершилось мирно – студенты избрали делегацию, которая отправилась в Союз Писателей СССР. Переговорщиков принял тогдашний Оргсекретарь СП СССР К. Воронков, позвонил в ЦК…

Было принято половинчатое решение: все студенты, обучающиеся на очном отделении, закончат его, однако приема на основное отделение уже не будет.

В марте 1965 года состоялся Второй съезд писателей РСФСР, который высказался за восстановление очного отделения Литинститута…

Спустя 50 лет у свидетелей тех событий появилось ощущение дежавю – попытка признать Литературный Институт «неэффективным» в ноябре 2012 года чем-то напоминала ситуацию 1963-го, хотя вряд ли была связана  с идеологическими соображениями – сегодня вольнодумство стало нормой…

Поразительно, что в ходе «мониторинга эффективности» вместе с сотней других вузов России в группу «неэффективных» попал и… уникальный Лит! Обескураживает, что при этом бал ЕГЭ при поступлении в Институт занимает 7 место по России, количество учебных площадей (несмотря на кажущуюся миниатюрность вуза) вполне соответствует нормам, а о международной деятельности вуза красноречиво свидетельствует единственное в стране отделение художественного перевода…

Об эффективности Литературного Института говорит и тот факт, что учебники и книги преподавателей вуза М. Еремина, С. Артамонова, А. Тахо-Годи, В. Гусева, и многих других вошли в сокровищницу лучших учебных пособий по литературе и изучаются филологами многих стран.

Что касается «эффективности» выпускников вуза, то такого умопомрачительного  количества самых престижных премий в области литературы и культуры  - от Ленинской до «Буккера» - не может похвастаться ни один вуз…

Сегодня инцидент исчерпан, страсти улеглись. Ответственные лица Минобрнауки публично извинились на страницах прессы за «нелепую ошибку». Однако, эта история еще долго будет отдаваться эхом, как это случилось во время съезда выпускников всех лет, посвященном 80-летию вуза, когда Генеральный секретарь Союза ректоров России Ольга Кашерина взволнованно рассказала со сцены большого зала Центрального Дома Литераторов о том, как дружно встал на защиту Литературного Института весь коллектив ректоров России!

Ее слова вызвали бурю эмоций в зале, который и без того был наэлектризован происходящим на сцене: с экрана говорили великие писатели, выпускники прежних лет, которых уже нет среди нас – они будто бы пришли поддержать родную альма-матер в день ее юбилея…

 

А накануне Литературный Институт распахнул свои двери для талантливых детей и юношества: несмотря на выходной день, в аудиториях, где все дышит историей, работали мастер-классы, во время которых юные таланты могли не только пообщаться с мастерами слова, но и почаевничать с мэтрами. Радости ребятишек не было придела…

На смену молодежи в Институт  съехались выпускники из разных стран – Болгарии, Украины, Великобритании, Вьетнама – ставшие уже известными писателями, издателями и журналистами у себя на родине. Выпускники собрались за круглым столом, чтобы обсудить проблемы современной литературы. И хотя они учились в альма-матер на примерах классической литературы, речь шла о новых формах и технологиях, сетевой словесности и роли писателя в этом процессе.

Международная научно-писательская конференция «Литературный Институт в истории страны и отечественной литературы» собрала известных ученых, педагогов и выпускников, среди которых были такие самобытные писатели, как выпускник 1951 года, лауреат Государственной премии России Семен Шуртаков и выпускник 1954 года, известный поэт Кирилл Ковальджи.

Выступающие делились удивительными фактами, историями и воспоминаниями о разных периодах жизни Литинститута, некоторые из которых вошли в фундаментальный 4-х томник «Литинститут в воспоминаниях выпускников»…

 

В Центральном Доме Литераторов состоялся поэтический фестиваль студентов разных лет с рекордным числом участников – 85 человек по списку! Модераторы вечера, руководители творческих семинаров Института, поэты Олеся Николаева и Геннадий Красников,

предоставляли слово участникам в порядке года выпуска: первыми читали с экрана давно ушедшие поэты Николай Старшинов, Ярослав Смеляков, Лев Ошанин, Константин Ваншенкин и др.

Звучали полюбившиеся всем песни известных выпускников – «Сережка с Малой Бронной» Евгения Винокурова и др…

Евгений Евтушенко не смог приехать на юбилей из-за болезни, поэтому читал с экрана. Учитель Иосифа Бродского Евгений Рейн не стал читать стихи, а просто поздравил собравшихся с праздником. Поэт Владимир Костров прочитал чудесное стихотворение, написанное к дню Рождения Литературного Института - "Вальс Тверского бульвара"...

Один за другим выходили на сцену выпускники из разных стран, в том числе из Украины, чтобы еще раз признаться в любви к родному вузу и принять участие в поэтической перекличке. У многих в глазах стояли слезы, атмосфера в зале была просто потрясающая – происходило некое очищение души от накопившегося за жизнь душевного хлама…

Но вернемся к съезду выпускников, во время которого заговорили о нападках на Литинститут: это был редчайший случай, когда на сцене сидели сразу трое ректоров вуза разных лет  - Евгений Сидоров (ректор 1987 -1992 гг.), Сергей Есин (ректор периода «перестройки» 1992-2005 гг.) и нынешний ректор, профессор, доктор филологических наук, Сопредседатель Союза Писателей России Борис Тарасов, «наш Тарас», как тепло и совсем по-украински называет его между собой  старшее поколение преподавателей.

Все дни юбилейных торжеств «на пульте управления» этого невообразимого литературного марафона ощущалась его надежная рука, ректорат работал в круглосуточно режиме, принимая гостей праздника и дирижируя целым «оркестром» писателей. Кстати, об оркестрах – концерт тоже был: Литинститут поздравили талантливые молодые солисты Большого Театра…

О главном «дирижере» этого праздника говорят с уважением: «дипломат», потому что его спокойствие, тактичность и внутренняя интеллигентность позволили сегодняшнему Литинституту не только удержаться на плаву, но и быть востребованным и уважаемым, о чем говорят озвученные на съезде выпускников поздравительные телеграммы Президента России В. Путина, Председателя Правительства РФ Д. Медведева, Председателя Госдумы С. Нарышкина, Министра Культуры РФ В. Мединского, академика Е. Велихова, Мэра Москвы С. Собянина и многих других…

В дни юбилея о Литературном Институте и его руководителе Борисе Тарасове говорили много, но главной похвалой, наверное, было определение – настоящий писатель, поскольку действующий ректор – не административная единица, а активно издающий книги автор. Это чудесное свойство присуще всем ректорам Литературного Института, недаром исторически вуз находился в подчинении Союза Писателей СССР – вплоть до распада самого Союза.

Ныне он относится к ведомству Минобрнауки, но во время того же праздничного съезда выпускников замминистра Культуры РФ Григорий Ивлев, зачитывая приветствие, пообещал «забрать» вуз под крыло Министерства Культуры, если «Институт не возражает». Зал встретил это заявление одобрительно…

 

- Мы уже несколько лет находимся в процессе реставрации здания Литинститута – рассказывает Борис Тарасов – адресно-инвестиционная программа позволила нам начать процесс подготовки проектной документации, это очень  сложный процесс, поскольку мы – памятник архитектурного наследия, и это должна быть особая реставрация.

За этот период менялись законы, подходы, нам все время приходилось согласовывать проект.

В начале 2014 года он пройдет главэкспертизу и мы выйдем на конкурс по реставрации.

Это замечательно, поскольку здание связано с 80-летними традициями, в нем жили Пастернак и Платонов, выступали Блок, Есенин, Маяковский, располагались журнал и писательские организации. До этого здесь, в литературном салоне, встречались Гоголь, Чадаев, Щепкин и Аксаков.

Есть такое выражение «намоленное место», вот и у нас «накультуренное» пространство со своей особой аурой.

Во время круглого стола с выпускниками разных стран мы говорили о новациях в литературе. Но какими бы не были новые технологии, у искусства должна быть своя константа, без которой оно превращается в ширпотреб. Задача Литинститута – соединить эти традиции с новациями.

Мы стараемся это делать в работе с творческой молодежью, которую нам удается проводить благодаря гранту Министерства Культуры.

Еще одна задача, о которой я говорил на одном из представительных российских форумов по культуре – возрождение на кафедре художественного перевода специальностей по переводу с языков стран СНГ (в том числе и украинского), а также народов России. Это поможет нам лучше понимать друг друга в общем Евразийском пространстве…

 Наталья Вареник, Киев-Москва