Сухейль Фарах: «Ливан - это лаборатория взаимоотношений между мусульманским и христианским миром»…

 

Доктор философских наук, профессор Бейрутского Университета, автор 16 книг Сухейль Фарах из Ливана считает себя «гражданином мира,  простым мечтающим ученым и философом, который создает для себя образ светлого, мирного, справедливого и перспективного общепланетарного человеческого дома»…

 Он посетил 79 стран, является учредителем Арабского философского общества (Амман, Иордания) действительным членом многих академий наук, награжден золотым орденом Альфахр, государственной премией им. А.С.Пушкина и другими наградами. Недавно Сухейль Фарах посетил Украину, где прочитал лекции украинским студентам и встречался с коллегами-учеными…

 

- Господин Фарах, Ваша родина, Ливан находится рядом с горячей точкой планеты – Сирией. Исторически эти территории населяли народы разных национальностей и вероисповеданий. Как сегодня им живется вблизи места конфликта? 

- Демографическая ситуация в странах восточного Средиземноморья за последние годы изменилась до неузнаваемости. Восточные католики (марониты) два десятилетия назад были самой многочисленной общиной в стране. Христиане из большинства населения в стране превратились в меньшинство. Большинство мусульман составляли сунниты, шииты значительно уступали им по численности. Сегодня самая представительная община в Ливане – мусульмане-шииты, самые малообеспеченные слои населения, населяющие юг страны, где господствуют радикалы.    

Численность христиан на Ближнем Востоке катастрофически сокращается. Если заглянуть в прошлое, то 25 лет назад христиане составляли примерно пятую часть от всего населения палестинских территорий, а сейчас по всей автономии их численность – менее пяти процентов. Не так давно Ливан был единственным островком на Ближнем Востоке, где христиане составляли большинство и играли важную роль в политике, экономике и культуре этого государства. Сегодня мусульмане отодвинули их на второй план. То же самое наблюдается в соседних странах - Сирии, Иордании и Египте.

В такой ситуации единственный выход – понимать, что нападки на протестантов, евреев, православных, мусульман, представителей других вероисповеданий — недопустимы. Сейчас мы переживаем общепланетарный духовный кризис, для преодоления которого нам необходимо обновление общего наследия нравственных ценностей. Нам нужна новая моральная доктрина, новый цивилизационый дискурс, новый гуманистический подход к другим людям иной веры. И тут на первый план выходит тема диалога цивилизаций.

 

- Почему ислам набирает силу в Ливане и Палестине?

-  Нужно заглянуть в глубь истории, поскольку численность христиан на Ближнем Востоке значительно уменьшилась после ослабления Византии на Востоке, во времена арабских завоеваний и Крестовых походов. Восточные христиане пострадали не только от мусульманских завоевателей. Часть восточных христиан поменяла веру на ислам в эпоху Крестовых походов, испытывая гонения от западных единоверцев. Все довершило Османское завоевание.

Христиане могли отстаивать свою идентичность, искать взаимопонимание с окружающими иноверцами или эмигрировать. До нас дошла история массовой миграции ближневосточных христиан на Запад и в Латинскую Америку. В Ливане сейчас проживают около 4 миллионов человек, а в Бразилии и Аргентине – почти 7-миллионная ливанская община! В конце XIX – начале XX века регион потрясла массовая эмиграция из Ливана, Сирии, Палестины. Не последнюю роль сыграли и экономические причины…

За последние десятилетия ужесточился радикализм и фанатизм последователей ислама. Мусульманский мир так и не смог адаптироваться к современности, поскольку арабо-мусульманская цивилизация господствовала в мире во времена Средневековья, которое до сих пор является образцом для исламистов. Этот фактор наложил отпечаток на их отношение к западному миру и христианам Востока.

Христиане заинтересованы в том, чтобы иметь конструктивные отношения и с мусульманским Востоком, и с христианским Западом, хотя в стратегическом плане союз с какой-либо религиозной идеологией очень опасен.

В начале 1980-х годов радикалы преследовали светских мыслителей Ливана. Пострадали лучшие представители светской мысли арабского Востока. В Ливане 17 общин, и даже самая маленькая из них способна нарушить баланс сил. Сохранять равновесие в такой взрывоопасной ситуации, которая сложилась в регионе – единственное спасение.

 

- Ваша деятельность в русле диалога цивилизаций стала своего рода связующей нитью между представителями разных, порой даже редких и малочисленных религиозных направлений и народностей. Как  это происходит на практике? 

- Под эгидой ЮНЕСКО начата серия публикаций, среди которых – мое общее интеллектуальное детище с Духовным управлением мусульман Нижегородской области, монография «Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии», выпущенная Издательским домом «Медина».

Уже вышел первый том, сейчас  готов к печати второй. Он получил название «Диалог цивилизаций и международные отношения».

В наших планах — осуществить перевод этой серии на арабский язык. Кроме того, из книг этой серии мы хотим подготовить учебники, которые вместе с другими источниками литературы могли бы составить базу для Международного Интернет ­- университета диалога культур и цивилизаций.

По моей инициативе состоялась поездка коллег по проекту в Ливан и их встреча с главой католической маронитской церкви.  В своей резиденции их принял Патриарх Антиохии и всего Леванта Мар Насралла Бутрос Суфейр. Он не только возглавляет влиятельную конфессиональную общину нашей страны, но является членом Синода в Ватикане.

Гости посетили мувахиддун (последователей религии Ахль ат-Таухид) горного Ливана, которых часто называют «друзами». Поездка в прекрасные ливанские горы, где традиционно проживают горцы - «мувахиддун» и где прошла встреча с их духовным лидером шейхом Наимом Хасаном, а затем обед в доме главы организации «Ирфан» шейха Али Зейнеддина – встречи, которые оставили незабываемое впечатление на ученых.

Впервые в истории делегация мусульман-суннитов из православного мира нанесла официальный визит лидеру шиитской общины Ливана шейху Абдель Амиру Каббалану и посетила шиитский Исламский университет Ливана в Бейруте, где имела беседу с его президентом (раисом) Ахмадом Аш-Челяби и деканом (мудиром) гуманитарных наук, доктором Ахмадом Хутейтом. В ходе поездки состоялась встреча с суннитами - Главным муфтием Ливанской Республики Шейхом Мухаммед Рашид Каббани, представителями Совета улемов Муфтията Ливана и суннитского университета Бейрута.

 

- Что на Ваш взгляд сегодня является причиной распространения терроризма? 

- Как отмечает исламо-христианская исследовательская группа по проблемам Арабского мира, «Аллах создал нас разными и повелел сотрудничать и вести диалог, чтобы мы вместе осваивали и обустраивали этот мир в справедливости и мире».

Многие забыли, как складывалась историческая связь между православным и исламским мирами. На первом этапе кровавые стычки происходили между мусульманами и византийцами, которыми управляло ограниченное знание, игнорирование и пренебрежение к верованиям другой стороны, доходившие до издевательств и насмешек друг над другом.

Некоторые ситуации напоминают нам о прошлых взрывоопасных точках и проявились за последние пятьдесят лет на Кипре, в Нагорном Карабахе, Чечне, Югославии, Албании и в отдельных районах Северного Кавказа.

Но есть и примеры успешного мирного сосуществования и добрососедства между православными и мусульманами, которые можно встретить в западной части Арабского Востока, в бассейне Волги, в некоторых областях южного Кавказа, в центральной части России.

В горячих районах, где уже заполыхало пламя, мы наблюдаем проявления фанатизма, фундаментализма и, наконец, террора, как самой крайней степени враждебности.

Незнание текстов и душ  очень мешает диалогу. Как говорит немецкий философ Поль Гольбах: «Незнание — отец грехов».

Элементарное отсутствие культуры знания исламских и христианских текстов Священных Писаний, в которых в изобилии присутствует дух любви, мира, чистого поклонения Господу Миров– это одна из важнейших причин конфликтов.

Благочестивый верующий превращает силу веры, которую несет в себе священный текст,  в дух любви, в энергию диалога, встречного движения, сотрудничества и партнерства. А религиозный фанатик обращает слабые силы своей веры и глухую окаменелость своего сердца к ценностям любви, которыми изобилуют оба священных текста, преобразуя их в энергию ненависти и агрессивности. 

 

- Что из происходящего в сегодняшнем мире внушает Вам тревогу?

- Сегодня мир переживает целый ряд кризисов глубинного, даже органического характера. Нужен новый научный подход, способный обеспечить выживание человечества в условиях катастроф социального, психического и экологического характера, ломки научной картины мира и разрушения  его духовности. На демографическом уровне происходят гигантские перемены, приводящие к гигантским сдвигам в жизни планеты. Население земли достигает сегодня порядка 6 миллиардов 300 миллионов человек. К концу нынешнего столетия это число, вероятно, удвоится.

Рост народонаселения и расовая экспансия приведут к сокращению представителей белой расы, что вызовет в ее среде тревожные предчувствия относительно собственного планетарного будущего, поскольку численное и расовые соотношения в мире буду складываться в пользу иных рас – желтой, смуглой и черной.

В этой связи чувство тревоги в Европе, Северной Америке и Океании приведет к возрождению больной памяти, воспитанной на идеологии расизма, расовой и культурной дискриминации, что вызовет резкую реакцию других рас и культур.

Сегодня мы близки к полной ликвидации института семьи в большинстве стран и Запада и Востока. Наиболее кризисное положение на Западе, где практика разводов и однополых браков, как и хаотичное зачатие вне привычных рамок семьи, свели к минимуму потребность в семейном институте.

В Британии, например, каждый четвертый ребенок рождается вне брачных уз. В самых богатых районах Вашингтона число детей, рожденных вне брака, достигает 90%.

Опасные процессы происходят и в экологии - в течение пятидесяти последних лет человек создал в две тысячи раз больше отходов, чем все существа, которые жили на земле в течение миллионов лет. Рост экологической опасности принял такие драматические формы в последние десятилетия, что ею занялись правительственные, научные и общественные организации, такие, как Римский клуб и Институт жизни во Франции.

 

- Влияют ли эти процессы на рост радикализма в мире?

- Сегодня мы трудимся ради основания нового технологического цикла, в котором преобладают информатика и нанотехнологии, призванные служить постиндустриальному обществу.

В связи с резким различием подготовленности к этому переходу в развитых и отстающих странах, можно предсказать, что в мире возникнут многочисленные катастрофы социального характера, явления вражды и ненависти между богатыми и бедными государствами.

По словам знаменитого американского ученого-футуролога Э. Тофлара «На первых этапах развития постиндустриального общества будут иметь место великие социальные потрясения и следующие друг за другом драматические  перемены в игре технологических и экономических сил. Нужно ожидать катастрофы, которые нарушат политическую стабильность и вызовут новые волны войн и насилия. Морская болезнь противоборствующих цивилизаций сама по себе представит большую опасность для судьбы человечества».

С появлением философии социального дарвинизма и понятием классовой борьбы, со всем хором барабанщиков и теоретиков локальных, региональных и мировых войн, возник новый планетарный призрак. Все участвует в его адской игре, игре с огнем, избиении людей. Философы экономики с дикой энергией стремятся превратить в деньги все прикладные достижения в этом третьем тысячелетии  существования цивилизаций, как будто деньги и есть альфа и омега бытия. Зверочеловеки, погрязшие в эгоизме, беззастенчиво грабят  богатства природы…

 

-Неужели нет путей преодоления разобщенности и вражды?

- Насущной проблемой сейчас является отсутствие институтов диалога, готовящих постоянные кадры. Иначе внимание к проблеме сведется к проведению тематических семинаров и конференций. Подобная образовательная программа существует, этот проект называется «Международный интернет - университет диалога культур и цивилизаций». Он успешно развивается.

Ливан - это лаборатория западных и восточных культур, лаборатория взаимоотношений между мусульманами и христианами. Поэтому необходимость поиска диалога продиктована ливанцам самой жизнью…

В международном плане идеи диалога цивилизаций находят развитие в программах Всемирного Форума Духовной Культуры, членом президиума которого я являюсь уже несколько лет. Эта общественная организация сплотила ученых и деятелей культуры со всего мира.

Мои лекции на тему диалога цивилизаций с интересом восприняты украинскими студентами – философами и социологами, а диалог с украинскими учеными дает веру в долгосрочное и конструктивное сотрудничество.

 Интервью взяла Наталья Вареник