Тамара Берлин. Чехия в трех этюдах.

 

Я вам не скажу за всю Одессу… Но за всю Чехию рискну. Несмотря, на достаточно короткое пребывание в этой стране и посещение всего лишь трех городов, смело утверждаю – Чехия – страна-история, страна-памятник истории.

 

Этюд первый – Прага.

Поселившись в небольшом, стратегически удобном отеле, всего в двух остановках метро от центра Праги и одной остановке от крупнейшего автовокзала, я отправилась в первое же утро на единственную "бесплатную" экскурсию, которую предусматривала моя тур-поездка.

Неизменным местом встречи всех туристов с их гидами во время экскурсий по Праге, оказалась преинтересная площадь, в двух шагах от станции метро «Площадь Республики» (Náměstí Republiky). Выйдя из метро и оказавшись на пресловутой площади только и можно, широко открыв глаза, медленно поворачиваться вокруг своей оси, осматривая здания, которые ее окружают.

Самым старинным и выдающимся на ней, конечно же, являетсяПрашна Брана - Пороховая башня (правильнее Пороховые ворота, чеш. Prašná brána) — готическая башня - ворота, памятник архитектуры XV века.

 

В непосредственной близости, примыкая к ней крытым мостом находится красивейшее здание Общественного дома (чеш. Obecní dům). Построен на месте старого королевского дворца, служившего резиденцией чешских королей в XIV—XV вв. Начат строительством в 1905 году, закончен в 1912 г. В настоящее время Общественный дом используется, главным образом, как место проведения концертов.

Если развернуться на все 180 градусов, можно залюбоваться, горчично-позолоченными тонкостями театра Губерния — бывший храм Непорочного зачатия Девы Марии. После событий тридцатилетней войны, монастырский комплекс амвросианцев, куда входил и храм, был передан монахам-францисканцам, выходцам из Ирландии. Однако, в 1785 году здание было переоборудовано под театр, н сегодняшний день здесь находится известная всему миру музыкальная сцена, которая прославила театр Губерния.

Меж сосредоточием этих построек и собираются туристы и их экскурсоводы - с табличками – разыскивая друг друга.

Экскурсия началась c погружения в исторический центр Праги – сквозь Пороховые ворота. Трудно рассказать о какой-то одной, двух или трех исторических ценностях, поскольку практический фасад каждого здания, являет собой живую историю и красоту.

Забавные музеи: Пыток и восковых фигур.

Улица, настолько маленькая, что жители домов, между которыми она находится, по свойски запирают ее ночами на ключ.

Зловещий памятник скульптора Анны Хроми – Командор или Плащ Совести.

В незаметном, закрытом дворе, в центре города, словно притаился Костел Девы Марии Снежной, основанный Карлом IV в 1347 году.

По замыслу костел Девы Марии Снежной должен был стать самым большим и высоким храмом в Праге. От первоначального проекта трехнефного храма остался лишь пресвитерий с двумя боковыми капеллами, составляющий теперешний готический костел с ренессансным сводом, заменившим первый более высокий свод, упавший в XVI веке вместе с фасадом. С 1606 года занялись восстановлением и, несмотря на то, что восстановленный свод стал на 4 метра ниже прежнего, костел девы Марии Снежной до сих пор принадлежит к числу самых высоких храмов Праги.

Перед входом во внутреннем дворике с 1715 года стоят статуи святого Яна Непомуцкого и Петра Алкантарского. На северной стороне дворика находится капелла Яна Непомуцкого, над ней — монастырская библиотека.

Ян Непомуцкий - это отдельная тема и безусловный рассказ от любого гида по Праге.

Родился приблизительно между 1340 м и 1350 м годом в поселении Помук (современный чешский Непомук), недалеко от монастыря цистерцианского ордена у холма «Зелёная Гора». В 1389 году стал каноником Вышеградского капитула и был назначен генеральным викарием пражского архиепископства.

Чешский король Вацлав IV (1378—1419) постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивая приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела, полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике.

20 марта 1393 года во время встречи короля Вацлава IV с архиепископом пражским в Храме Девы Марии под цепью король приказал схватить и заточить в тюрьму бывших в свите архиепископа Яна Непомуцкого, Микулаша Пухника, пробста Вацлава Кноблоха и Непра из Роупова. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а Ян умер от мучительных пыток. После этого тело его сбросили в мешке с Карлова моста во Влтаву. Убийство Яна Непомуцкого имело широкий резонанс, оно послужило поводом к свержению Вацлава с германского. Конкретная причина, по которой гнев короля обрушился именно на Яна Непомуцкого, точно не известна. В 1433 г. хронисты выдвинули предположение, весьма вероятное, но точно не доказанное, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы. Однако, именно эта версия и пересказывается туристам во время экскурсий. Говорят, королева была необыкновенно хороша, а супруг ревнив и когда она зачастила к Яну, на беду, ставшему ее исповедником, король призвал его к ответу, однако, Непомуцкий сохранил тайну исповедей. За что и поплатился жизнью…

По преданию, в том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой возникло свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой. Место, возле которого Яна сбрасывали через перила, можно увидеть по правую руку на пути по мосту в сторону Мала Страны, это место отмечено вмурованным в перила моста крестом и двумя медными гвоздями неподалеку от креста.

Ко всему этому нужно прикоснуться пальцами и ступить ногой на эти самые гвозди, загадав искреннее, не материальное желание.

Многочисленные улочки, подчас настолько узкие, что двум людям не просто разойтись...

Они приведут на огромную Староместскую площадь (Старогородская площадь, чещ. Staroměstské náměstí), вновь состоящую сплошь из исторических памятников архитектуры.

Её площадь составляет около 15 тыс. кв. м.

Данное место известно ещё с XII века, в то время площадь была большим рынком, стоящим на перекрёстке европейских торговых путей.

По площади проходили королевские коронационные процессии, следующие в Пражский Град. Кроме торжественных событий, на площади случались и трагедии.

21 июня 1621 года на Староместской площади приняли смерть 27 участников Ставовского сопротивления против династии Габсбургов. В их честь на тротуаре около главной ратуши, поместили 27 крестов, с символами меча и шипастой короны.

Наибольшей достопримечательностью площади, собирающей неиссякаемый поток туристов, можно считать Пражские куранты, или орлой (чеш. Pražský orloj) — средневековые башенные часы, установленные на южной стене башни Староместской ратуши. Часы показывают годы, месяцы, дни и часы, время восхода и захода Солнца, время восхода и захода Луны, а также положение знаков зодиака. В центре циферблата располагается Земля, вокруг которой вращается Солнце. Каждый час, когда бьют часы, происходит небольшое представление в традициях средневекового кукольного театра. Фигурки, являющиеся воплощениями человеческих пороков и таких доминант человеческой жизни, как смерть или воздаяние за грехи, начинают шевелиться: скелет дёргает за веревку колокола, ангел поднимает и опускает карающий меч. В окошках часов лики апостолов сменяют друг друга, и в финале кричит петух. Затем слышен бой часов.

Повернувшись от часов направо, через площадь, можно лицезреть следующее архитектурное величие старины - Храм Девы Марии перед Тыном (чеш. Kostel Panny Marie před Týnem — Týnský chrám) — главный приходской храм района Старе-Место. Строительство собора началось в XIV веке, а окончательно завершилось только в 1511 году. В начале XV века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костелом Праги. В 1621 году собор перешёл иезуитам. В это время у главной статуи была изъята золотая чаша, символ Реформации, и надпись «Правда побеждает».

 

Медленно продвигаясь через весь центр Праги, по улочкам, сплошь вымощенным небольшим камнем, вы, так или иначе, придете к величественному черному мосту…

Ка́рлов мост (чеш. Karlův most) — средневековый мост через реку Влтаву, соединяющий исторические районы Старе Место и Малая Страна. Длина моста 520 м, ширина — 9,5 м. Мост опирается на 16 мощных арок, облицованных тёсаными блоками из песчаника. Каменный мост изначально назывался Пражским, в 1870 году официально переименован в честь основателя Карла IV. Его украшают тридцать скульптур, преимущественно религиозного содержания. 

По правую руку от арочного входа на мост находится памятник самому основателю – Карлу IV.

Карлов мост - столь величественное сооружение, что проходя по нему, создается впечатление, что идешь по широкой улице. Открывающийся с него вид на Прагу - тематика многих сувенирных изделий.

Обходя в поисках необычных впечатлений исторический центр города, вдоль и поперек не по одному разу, в моей памяти всплыла знаменитая в советское время – чешская бижутерия.

Однако, после долгих поисков и блужданий по сувенирным и ювелирным лавкам, пришлось таки смириться с информацией, что как таковой, этой самой бижутерии уже не существует. В ювелирном вам предложат, непонятно каким бокам относящиеся к Чехии изделия с гранатом и янтарем. А в сувенирных магазинах - небольшие разноцветные кристаллы, происхождение которых навевает мысли о Китае…

Национальная чешская кухня весьма специфическая штука, явно рассчитанная на то, чтобы посетитель кафе или ресторана кроме еды, заказал немало напитков, ввиду изобилия чеснока и соли, как в первых, таки и во вторых блюдах.

Будем считать это маленькой ложечкой дегтя, во Влтаве красоты Праги…

 

Этюд второй – Карловы Вары.

В город-курорт Карловы Вары я попала благодаря инициативе группы писателей во главе с Ириной Силецкой, основателя фестиваля «Славянские традиции», получившего с ее легкой руки продолжение, а скорее ответвление на чешской земле.

И вот мы уже едем нашей маленькой компанией в минивэне к знаменитым минеральным источникам…

Карловы Вары, ранее — Карлсбад, расположены на западе исторической области Богемия в месте слияния рек Огрже, Ролава и Тепла. Население: 52 000 чел. (по состоянию на 2003 год). В городе множество горячих источников минеральной воды, обладающих целебными свойствами. На поверхность выходят 12 целебных источников сходных по химическому составу, но имеющих разное содержание углекислого газа и температуру, от 30 до 72 градусов Цельсия.

Существует ещё источник № 13 — так шутливо называют местный крепкий ликёр «Бехеровка».

К сожалению, дорога от Праги до К.В. занимает около 4 часов в два конца, поэтому, насладиться полностью видами, да и вообще изучить всё желаемое в полном объеме, за несколько часов не представилось возможным.

Однако, теряя и обретая попеременно друг друга, мы всё-таки смогли пройтись по нескольким источникам.

 

Большое впечатление производит фонтанирующий, горячий источник, пар от которого подымается через специальную вентиляцию, в куполе здания.

Любопытна архитектура зданий, некими каскадами, возвышающихся одно над другими.

 

 

Не удалось в этот раз добраться до бассейнов с минеральной водой, но надеюсь, что эта экскурсия была лишь первой…)

Этюд третий – Кутна Гора.

Сырым, ноябрьским утром, с автовокзала с романтическим названием Флоренс, отправился комфортабельный автобус с несколькими туристами и парочкой местных жителей в направлении загадочного городка под названием Кутна Гора.

Кутна Гора расположена приблизительно в часе езды от Праги, население чуть больше 20 тыс.

 Город основан в первой половине XIII века. Центр средневековой серебродобывающей индустрии (в XIII веке рудники города давали треть общеевропейской добычи серебра), благодаря чему город был вторым по богатству в Чешском королевстве.

Именно рудники и стали причиной образования первых горняцких поселков, один из которых получил название «Cuthna Antiqua», что означает «старая монашеская ряса». Один из монахов, по преданию, заснул на соседнем холме, а во сне увидел серебряные слитки. Проснувшись, он действительно обнаружил их в указанном во сне месте и накрыл это место своей рясой. Кутна-Гора стала местом первой в Европе «серебряной лихорадки». Вокруг шахт появилось хаотическое нагромождение лачуг, трактиров, бань, лавок и т. п. Затем разрозненные поселки объединились, и Кутна-Гора обрела привилегии королевского города. Была сильно разрушена во времена гуситских войн. Из-за истощения руд к середине XVI в. город пришел в упадок.

Сам по себе изобилует архитектурными достопримечательностями, а исторический центр города вместе с несколькими объектами входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Однако, мой порыв ехать из всех близлежащих городов именно в этот,  не был случайностью.

Уже несколько лет меня манила к себе тайна Костницы…

Официальное название - Костехранилище в Седлеце (чеш. Kostnice v Sedlci, Кладбищенский костёл Всех Святых) — готическая часовня в Седлеце, предместье чешского города Кутна-Гора (Я бы сказала, что предместье в данном случае звучит довольно забавно, потому как находится почти в центре города), отделанная человеческими черепами и костями. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов.

В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, был послан чешским королём Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия чумы в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века, пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.

Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства. Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена.

В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов. 

В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его труда говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.

Ходят легенды о той эпидемии чумы в Кутной Горе. Говорят, что мор затронул тогда только этот отдельно взятый город, а причиной тому была находка Кодекса Гигас, или Библии Дьявола. По легенде, в XIII веке монах монастыря города Подлажице поклялся написать Библию за одну ночь. В полночь он понял, что не сможет выполнить свою клятву и в обмен на помощь продал свою душу. В результате на свет появилась огромных размеров книга, содержащая магические заклинания, медицинские рецепты, древние истории и библейские тексты. Также в ней впервые появляется изображение самого дьявола, чего нет ни в одной другой библии. 

Такие вот приближенные к истине легенды.

В нескольких сотнях метрах от Костницы находится величественный, всей своей постройкой возносящий к небу Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, внесенный в 1995-м году в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, является самым древним зданием типа кафедрального собора в Центральной Европе, построенным в невероятно короткий срок 30 лет и восстановленным в совершенно уникальном стиле барочной готики.

 

 Прочла у одного автора в статье, что кроме самого Костехранилища в Кутной Горе нет ничего интересного. Какое, однако, дерзкое утверждение! Покинув стены Костницы и закончив осмотр собора, я отправилась через весь городок к третьей достопримечательности в моем комплексном билете. Думаю, что мало найдется, лишенных воображения людей, кто не остался бы под впечатлением после посещения Костницы хотя бы на пару часов. Быть может, находясь под этим самым впечатлением от потустороннего, а быть может, такова она и есть – эта Кутна Гора, но городок показался мне до крайности мистическим. Множество странных людей на улицах, цыгане, сумасшедшие… На минуту, мне показалось, что отсюда реально не вернуться...

Однако, дорога всё вела вверх, появились милые магазины и редкие кафетерии.

После долгих петляний, наконец-то показались островерхие шпили Собора Святой Варва́ры, второго по величине и значимости готического храма в стране, построенного в стиле поздней (владиславской) готики.

Этот собор относится к самым необычным готическим строениям такого типа в Центральной Европе. Как и другие памятники в центре города, находится под защитой ЮНЕСКО. Начало строительства храма датируется 1388 годом. Вчерне храм был окончен в 1547 году, а окончательно достроен только в конце XIX — начале XX веков.

Скажу сразу, что его устройство изнутри, не идет ни в какое сравнение с внешним видом, который просто заставляет застыть с открытым ртом, а опомнившись долго фотографировать.

Тем временем, европейская Прага, украшала витрины своих магазинов и кафе к Рождеству, до которого было еще почти два месяца. Да, заграницей это умели, кажется всегда: относиться к коммерческой стороне дела с милой, уютной нотой. 

 И всё идет по кругу - старинный Орлой каждый час ждет новых зрителей и тех, кто не раз сюда еще вернется…)