Бахыт Рустемов. Мир коренных и малых народов Евразии: вчера, сегодня, завтра

 

 На «Дне коренных народов мира» провозглашенной ООН в Крыму участвовали представители из США, России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Кавказа и других регионов постсоветского пространства. Речь шла на «Круглом столе» о проблемах малых народов: о развитии их культуры, языка, традиций и т.д. И, конечно же, важное место имел вопрос совершенствование отношений между людьми и народами. Жить в дружбе, мире и согласии всегда является темой человечества на протяжении тысячелетий. Она актуальна и в наше время. Внизу представляется статья, посвященная этой теме.

Мир коренных и малых народов Евразии:
вчера, сегодня, завтра.

Не заступаясь за язык и духовность других народов,
мы не сможем стать справедливым государством!

Б. Ельцин,
Первый президент России.

История человечества – это непрерывный и взаимосвязанный процесс. Все отдают должное богатству культур народов мира, в том числе коренным и малым (диаспоры) народам. В этом большая заслуга ООН перед современной цивилизацией. Этому важнейшему событию должны быть благодарны не только коренные и малые народы, но и государствообразующие нации.
В настоящее время численность коренных народов во всем мире оценивается в 370 млн. человек, проживающих более чем в 70 странах, что составляет 5% населения планеты. Однако на их долю приходится 15% беднейших слоев населения. Численность коренных народов, проживающих на территории Евразии, более 500 тысяч человек, или 0,3% населения, что подтверждает неутешительные общемировые тенденции. Единый перечень коренных малочисленных народов включает 47 народов Российской Федерации, Украины, Кавказа. При этом большинство, более 40 коренных народов, населяет Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток.
Вот лишь несколько примеров. Абазины – проживают, преимущественно, в Карачаево-Черкесии и насчитывают более 30 тысяч человек. Нагайбаки – этнографическая группа татар численностью около 10 тысяч – проживают, в основном, в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Вепсы – немногочисленный (около 7000 тысяч человек) финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях. Шапсуги, около 4 тысяч человек, обосновались на территории исторической Шапсугии в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, а также в Адыгее.
Численность отдельных народов уже достигла критической черты: менее 2000 человек насчитывают кеты, нганасаны, саамы, юкагиры; менее 1000 - алеуты, негидальцы, орочи, тофалары, челканцы, чулымцы; менее 500 – тазы, ульты, энцы. В Ленинградской области осталось – чуть более 300 ижорцев и около 100 потомков народа водь. В Псковской области – менее 200 сету. А кереков на всей Земле осталось лишь 4 человека!
В своём послании 2005-го года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал расширить повсюду круг солидарности с коренными народами и совместно с ними работать над тем, чтобы обеспечить им возможности для развития в условиях мира и безопасности при уважении прав человека, в которых многим из них слишком долго отказывали.
Меня, как и Вас, беспокоят проблемы коренных и малых народов. Если мы не будем внимательно относиться к ним, если мы будем игнорировать их желания развиваться также как и мы сами, то вина их исчезновения с лица земли, ответственность перед Богом, перед совестью ляжет на современное мировое сообщество. Так как ООН была инициатором настоящего архиважного дела, то, полагаю, еще большего одобрения вызвало бы со стороны коренных и малых народов инициирование этой авторитетной международной организацией конкретных позитивных дел по возрождению и восстановлению духовного, культурного, исторического и социального потенциала этих народов. Не секрет, что великие нации и народы поглощают коренные и малые народы искусственным путем. Но это можно и нужно регулировать. Если мировое сообщество считает себя цивилизованным сообществом на земле, то ассимиляции и поглощению необходимо ставить заслон.
Чтобы не исчезла культура коренных и малых народов нужны нововведения. А этим исключительно должна заниматься организация, имеющая финансовые ресурсы – то есть власть, если ей дорога ее же будущность. Отрыв от национальных традиций, корней и игнорирование завещаний предков оставляет человека без мощной связи с прошлым, которая всегда являлась гарантом стабильности нации и государства, являлась гордостью и оплотом будущего. Народ, потерявший свои корни, становится разменной монетой других более влиятельных народов и государств. Разве мало сегодня наций и народностей, не имеющих своего государственного образования? Когда-то они были крупными народами и государствами. Влияли на ход событий в мире в развитие цивилизации. Например, уйгуры (было древнее государство уйгуров), ногаи (Золотая орда), курды, крымские татары (Крымское ханство), азербайджанцы Ирана и другие. Разброд и разрозненность, отсутствие единства привело индейцев Америки к трагическим последствиям. Они лишились своих земель, культуры, традиций. Ведь они все свои ценности обменяли на спирт и наркотики. Доказано, что успешные и могущественные со временем приходят в упадок, и наоборот.
Полагаю, если это происходит в каком-то конкретном времени, веке, тысячелетии, то за это ответственны современники исчезающих народов. А ведь это же настоящий экзамен для человечества перед Богом и грядущими поколениями. Время и Творец испытывают наше сознание, чувство, нашу человечность, гуманность по отношению друг к другу. Неужели мы, люди, как в природе зверей должны быть наблюдателями исчезновения наших современников, а не быть созидателями?! Память вечна. Что мы оставим своим потомкам: позитивные дела или опустошенные души, расцвет наций и народностей или равнодушное уничтожение себе подобных.
Когда умирает один человек – это трагедия. А когда умирают десятки и сотни, к сожалению, – это уже безжалостная и бездуховная статистика в мире. Когда в семье теряем близкого человека, каково наше состояние, думаю не нужно объяснять. А тут исчезает с лица земли медленно, но верно – народ, созданный Богом, исчезает еще один язык, культура, история. Теряется преемственность поколений на земле. Немало уникальных культур и древних письменных шедевров дошли до нашего времени, а прочитать или расшифровать их мы не можем. Все это из-за того, что мы, люди на земле, относились друг к другу беспечно, иногда жестоко. Тем самым мы потеряли уникальные назидания и предупреждения наших древних предков, которые, возможно, оберегали бы нас от предстоящих природных и стихийных катаклизмов. По данным ученых, наш мир на земле переживает четвертую цивилизацию. Как погибли, или исчезли предыдущие цивилизации, только предполагаем. Из-за обрыва связи каждая цивилизация начинает жить заново. В результате наступают на одни и те же грабли. В итоге человечество топчется на одном месте в четвертый раз.
Двадцать два года назад судьба подарила окраинным, коренным народам Российской империи (CCCР) свободу, о которой они мечтали веками. В том числе и мой казахский народ. Здесь я хочу сделать маленькое отступление от темы. Когда кто-то говорит – «Мой народ» - это воспринимается неоднозначно окружающими, в том числе и моими соотечественниками. Полагаю, все зависит от того, кто произносит эти слова. Здесь мерилом не является должность или материальное богатство. Мерилом здесь является духовное богатство, твое жизненное кредо, твои конкретные дела и позитивные поступки, совершаемые во благо народа, во благо дружбы народов. Прежде чем так заявлять, нужно подумать, а до конца ли понимаешь суть и смысл этих слов. Готов ли ты к самопожертвованию ради людей. Человек, любящий свой народ – любит и всех землян.
Каждый человек на своем месте может делать что-то полезное для своего общества: тот же сапожник, лекарь, верующий или не верующий, дворник или поэт, рабочий или политик. И в первую очередь, приветствуются и требуются от человека, какое бы положение он не занимал в обществе: честность, справедливость, порядочность, бескорыстность, законопослушность, готовность жертвовать собой ради благополучия народа. Это и есть настоящий патриотизм, а не кумысный или пивной. Вот таких личностей, полагаю, можно считать, что он «сын или дочь своего народа, своей земли». Когда человек говорит «мой народ», тут подразумевается что он равноправный член общества, член большой семьи, где, к сожалению, одни дети думают только о себе хорошем, и есть те, кто думает, прежде всего, о народе, о его проблемах. Государство – это большая семья, где есть кроме частных и общие интересы, интересы общества и государства, игнорирование которых не приветствуется. Если в частной жизни я могу сказать, что это моя семья, то в своей честной и бескорыстной общественной или государственной деятельности, почему я не могу сказать – «Мой народ!»
Да, ради Бога! Если ты уверен в том, что живешь, не игнорируя и не нарушая законы, моральные устои и ценности своего народа. Ты имеешь право говорить моральное право говорить: «Я сын своего народа!», «Я сын своей земли!», «Я сын своего Отечества!», «Я люблю свой народ, мой народ!» и т.д. В чем суть и смысл жизни человека, если посвящая себя всего, переживая тяготы и лишения ради благополучия своего народа, не можешь выразить свои сокровенные чувства и любовь к своему народу словами: «Мой народ!»
Как показывает жизнь, это высказывание настоящих и достойных личностей не нравится именно тем, кто страдает манией величия, кто считает только себя «пупом земли», и, однако, ничего не делает для улучшения благосостояния народа. Красиво говорит, а конкретных дел нет. Говорит одно, а делает другое. Народ ведь все это видит. И знает, кто есть кто. Настоящие патриоты, прежде чем сказать слово «Мой народ» соизмеряют свои дела с делами окружающих, и также с теми, кто не нуждается ни в чем, кроме упоения своим положением в обществе или богатством. Народ уважает и почитает тех, кто скромен и порядочен по жизни. Народ любит и гордится ими.
На протяжении веков простой, доверчивый и дружелюбный, искренний и гостеприимный казахский народ, по жизни открытый и добродушный, всякий раз оказывался в «железных тисках» и «ежовых рукавицах» крупных соседей. Здесь также я имею в виду и других народов постсоветского пространства. Сегодня народ и Отечество в любой стране, налагают самую большую ответственность на тех, кто стоит у решения судьбы своего народа и своего государства. Здесь речь идет не только о тех, кто работает в государственных органах или об общественниках, но и о тех, кто в одиночестве делает конкретное дело, проявляет свои эмоции в поддержку чаяний своего народа и проявляет обеспокоенность в интересах простого, рядового соотечественника. Проявляет обеспокоенность по имеющимся негативным проявлениям в обществе. Беспокоится о будущем страны и подрастающем поколении. Ему не безразлична судьба его народа.
Как и каким путем будут развиваться новообразованные государства, отделившиеся от некогда большой империи, и смогут ли они отстоять обретенную независимость и суверенитет – покажет время. По большому счету все, конечно же, зависит от волевых руководителей стран, кому народ доверил свою судьбу. А для этого необходимо всем, начиная от рядового гражданина и кончая первым лицом государства повернуться к культурным и духовным ценностям. И должна быть «Идея» ради которой и вокруг которой посвящались и делались бы повседневные и ратные дела. Настоящая Идея и идейность разумного государственного управления сплачивает народ и власть. Жизнь не имеющее высоких моральных и духовных принципов – безответственно, что общество и государство в итоге приводят к разложению. Развалу изнутри, к самораспаду с чем непременно воспользуются недруги.
Жизнь людей на земле – это как волны мирового океана, которые имеют возможность бушевать, или жить спокойными приливами и отливами. Вот уже более два десятилетия некоторая часть людей, постсоветского пространства живет по выражению Льва Гумилева в фазе обскурации. Однако придет время, когда сама жизнь и время будет выдвигать много личностей с высшей степенью пассионарности. Таковыми в свою эпоху были Жанна д’Арк, Ян Гус и другие. Пассионарность может быть в любом деле и направлении. Сегодня, не только старшее и среднее поколение, но и молодежь находятся в брейкдауне.
Я убежден, и в этом не сомневаюсь, что у нас, в Казахстане, и в тюркском мире, да и в целом человечества - идеалом личности, идеалом поэта и идеалом мыслителя является Мухтар Шаханов. С моей точкой зрения, полагаю, согласятся миллионы моих соотечественников, и миллионы далеко за пределами нашей страны. Он своей нелегкой жизнью, которую посвящает своему народу, доказал и доказывает каким должен быть человек с настоящей гражданской позицией. Каким должен быть сын своего народа, сын человечества. Не сомневаюсь в том, что к такому выводу придут те, кто ознакомится с его трудами и с его личной жизнью, которая на виду у миллионов людей. Он один делает то, что не могут сделать различные движения, объединения и партии. Жизнь Шаханова является ярким примером бескорыстной любви к своему народу, ко всем землянам. Он патриот-интернационалист, желающий счастья и благополучия не только всем землянам, но и своему родному народу, который на протяжении веков жестоко подавлялся и истреблялся, был бесправным, униженным и оскорбленным. Он является примером для каждого человека, кто любит свой народ, готов отдать жизнь за него, желающего счастья и благополучия не только своим соотечественникам, но и всем землянам. Такие личности как он являются представителями здоровой части человечества. И они есть в каждом большом и малом народах.
Я свое понимание сегодняшнего мира, и свое суждение выставляю на ваш суд для того, чтобы было столкновение мнений, в хорошем смысле этого слова, а не столкновение людей и их оружия. Мы должны вернуться к своим истокам. Еще двести лет назад, коренные народы окраин царской России: казахи, башкиры, татары активно участвовали в боевых действиях русской армии против Наполеона. Передовые отряды тюрков и их конницы первыми вошли в Париж. Или возьмем прошлый век. Человечество не забудет, когда он, объединившись, разгромил фашизм, стремившийся поработить мир.
Не надо ходить далеко. Например, украинцев, казахов, грузин, армян, азербайджанцев, узбеков, туркмен, таджиков, кыргызов, молдован, прибалтов и других народов, в том числе и коренных народов бывшего СССР ждало полное исчезновение с лица земли как самостоятельных народов и наций. Потому что в последние перед распадом годы в этом государстве планировалось писать в паспортах в графе «национальность» – советский человек. Казахов в те годы в Казахстане было всего 21%. Если бы не самораспад государства СССР, то казахов сегодня осталось бы на своей земле процентов – 5-7, а, может, и того меньше. А что было бы с малыми народами, не имеющими своего, пусть даже автономного или окружного образования? Если быть внимательным и проанализировать ход распада СССР, то у его истока, как считают многие стоял Борис Ельцин. Но и Ельцин не стал бы Ельциным, виновником развала советского государства, если бы украинец Алексей Казанник из города Омска не предложил ему свое место в Верховном Совете СССР. Простой, но гениальный по своей сути разумный шаг одного человека изменил мир. Сегодня герой этого поступка незаслуженно забыт современниками и теми, кто пожинает не плохие плоды упавшей им на голову «дармовой независимостью и суверенитетом».
Так что все бывшие декларативные республики СССР, обязаны обретением независимости этим историческим личностям. Насколько адекватно ценят эти республики, а сегодня независимые государства, подвиги Алексея Казанника и Бориса Ельцина? Это их именами, прежде всего, должны были быть названы улицы и города в новых государствах в память об их героических поступках. Некоторым народам, находившимся сначала в составе царской России, затем в СССР и не снилось, что им будет подарена свобода, независимость и суверенитет. Сколько горя, нищеты, несправедливости и репрессий пережили коренные и малые народы царской России и бывшего СССР известно из недавней истории сегодняшних независимых и зависимых государств.
Хочу вернуться к Ельцину и отмечу, что на первых порах его выхода на политическую арену страны Советов подпитывали своими «новыми позитивными идеями» неординарные личности из необъятного советского пространства. Например, выступая на очередном собрании группы региональных депутатов, Борис Ельцин выступил с вопросом о необходимости придания государственного статуса языкам коренных народов в каждой республике. Выразив обеспокоенность судьбой крымских татар, немцев, турков-месхетинцев и проблемах союзных республик. На этот общенародный гуманистический путь его настоятельно подтолкнул депутат от Казахстана Мухтар Шаханов вместе с ученым с мировым именем, тоже депутатом Верховного Совета СССР Андреем Сахаровым. Итак, загнанные в угол языки малых народов и развитие их национальных культур в СССР нашли свою поддержку в лице Ельцина. Позже, Ельцин вспоминал, что хорошо знаком с Мухтаром Шахановым. И что мнение Шаханова о языке, культурных ценностях малых народов, и его предложения по устранению ошибок и недостатков в этой сфере дали ему сильный толчок по изменению прежних представлений о малых народах. Именно в те первые годы своего президентства Ельцин отметил: «Не заступаясь за язык и духовность других народов, мы не сможем стать справедливым государством!» К сожалению, несколькими годами позже не уравновешанный, эмоциональный и азартно-энергичный Ельцин начал отходить от своих идей и ценностей, ради которых пришел в российскую политику и власть. Как и любой смертный он имел и позитивные, и негативные стороны в управлении государством. Однако, несмотря ни на что, он является выдающейся личностью своего отрезка времени. Это время сравнимо с целой эпохой возрождения – возрождения окраинных народов России как независимых государств, освобожденных от имперских оков. Ельцин был неординарной личностью для того времени, сумевший вобрать в себя смелость и броскую яркость на которую мог решиться не каждый и собрать вокруг себя единомышленников.
Для старшего поколения первые годы развала СССР были годом потрясений, а для среднего - потеря всех надежд и безысходность от того, что все вокруг рушилось, которое создавалось десятками лет несколькими поколениями. Я как и многие миллионы людей моей страны, был законопослушным, жил честно как последние двадцать лет, так и при коммунистах. Всегда довольствовался малым, первым необходимым. Самое главное богатство для меня – это благополучие в моей стране и благополучие моего народа. Интересы общества, интересы страны для меня были важнее, чем личные интересы. Я никого не осуждаю, не обвиняю – это моя жизнь. Какой бы она ни была: радостной или безрадостной. Последнее было больше в моей жизни, судьбе. Все равно жизнью я доволен. Как экономист знаю и понимаю, имея такие природные и человеческие ресурсы, мы, казахстанцы, должны были жить лучше катарцев, эмиратов, кувейтцев и других.
Для сегодняшних двадцатилетних – все это легенда и мифы. Человеческий фактор или личность в истории многое может сделать доброго и наоборот. Все окраинные республики бывшего некогда могущественного советского государства обрели свою независимость благодаря Андрея Сахарова, Алексея Казанника и Бориса Ельцина. Сегодня выдающийся сын казахского народа, чья поэзия заняла достойное место в сокровищнице мировой поэзии, современник и коллега по депутатству в Верховном совете СССР, первого президента России Мухтар Шаханов отмечает, что Борис Ельцин заслуживает особого уважения за гражданскую позицию и демократичность в деле сохранения языка и духовных ценностей малых народов. И эта добрая и благодарная память будет жить веками в сердцах и умах миллионов людей.
У нас в Казахстане уделяется внимание малым диаспорам в деле возрождения их национальных культур и традиций. Для их развития уделяются средства из государственного бюджета. Есть национальные театры, музыкальные, фольклорные коллективы. Действуют национальные общеобразовательные и воскресные школы. Издаются газеты и журналы на их родных языках. Вопрос вероисповедания также не встречает никаких проблем в обществе. Проводится большая работа по сближению национальных культур, отвечающая общей задаче развития Казахстана, и в этом деле единый народ независимой страны делает все возможное в укреплении своей обороноспособности, защите ценностей пришедших с обретением независимости и активно участвует в общемировом процессе развития человечества в целом.
У меня теплится надежда, что народы Евразии, руководители стран на постсоветском пространстве будут делать все возможное, чтобы их сегодняшние ратные и благие дела стали позитивным примером в возрождении языка и других духовных ценностей малых и коренных народов во имя расцвета своих государств. Я верю в светлое будущее Евразийского пространства. И не только на Евразийском пространстве, но и в мировом содружестве полагаю, Украина займет достойное место как одно из передовых и прогрессивных государств развивающихся демократическим путем. Человеческая история неоднократно показывает, что там, где появлялся выдающийся правитель, наблюдался взлет. Если продолжатель его дела был неудачником, все быстро приходило в упадок.
Все мы, евразийцы, имеем общую историю. Только, к сожалению, не все хорошо знают свое прошлое и жизнь своих легендарных предков. Известно и не лишено оснований, что в некоторой степени наряду и с другими народами Евразии украинцы также являются потомками Чингисхана. Потому что монголы прошлись и по Украине. Народная поговорка – поскреби русского – найдешь татарина – применима и к украинцам: если его поскребешь – найдешь не только татарина, но и еще половца. Так что, кто осознает родственность душ и сердец, ему не нужно лишний раз доказывать, какой путь прошли наши предки, чтобы оставить сегодняшний более или менее благополучный мир. Сможем ли оценить прошлое или каждый сам со своими амбициями окажется в патовом состоянии перед теми, кто не дремлет и видит во сне нашу богатую и плодородную евразийскую землю покажет время. Ведь все будет зависеть от того как мы будем относиться друг к другу.
Чтобы не было раздора и разобщенности между народами постсоветского пространства нам, сегодня необходимо рассказывать подрастающему поколению, как мы успешно добивались благополучия, и смело отражали происки внешних сил, желавших сделать нас второсортными людьми, ползающими у их ног. Если будем игнорировать и упустим эту основополагающую идею – идею дружбы и солидарности между нашими народами, то нас завтра ждет участь тех народов, которые прозябают в нищете. Хотя Бог им тоже дал несметные природные богатства, которые при мудром включении своего инстинкта самосохранения и разумного использования имеющихся ресурсов, обеспечили бы себя всем на долгие столетия. Та власть, которая не создает условия для своего народа, своим защитникам, она будет кормить чужую армию.
При справедливом развитии любого ныне действующего государства, и если не будут нарушаться права народа и человека, на лучшую жизнь и будет отдаваться предпочтение развитию правового государства, мир завтра изменится в лучшую сторону. Уверен торжество гуманизма не заставит себя долго ждать. Я убежден: мир держится на милосердии, добрых, бескорыстных поступках порядочных людей. Они есть и в среде политиков и в среде олигархов и в среде рядовых граждан. Также мир держится благодаря верующих, молящихся за мир на земле. Каждый человек и общество получает то, что заслужил.
Мир нашему общему евразийскому дому.