Наталья Вареник. «Кризис? Ну что ж поделать!» - говорят греки…
- Подробности
- Категория: Статьи
- Дата публикации
- Автор: Kefeli
- Просмотров: 2419
Сегодня греческие предприниматели переживают не лучшие времена: тысячи частных предприятий по всей стране закрываются или переходят на режим особого положения по борьбе с экономическим кризисом. От высоких налогов, по мнению аналитиков, страдает каждый пятый представитель малого бизнеса Греции, а за финансовые транши от Евросоюза греки заплатили резким снижением уровня жизни населения. Сокращение социальных выплат, снижение заработной платы в государственном секторе и повышение пенсионного возраста вызвали снижение покупательской способности населения. Греки начали экономить, что сразу же ударило по греческому малому бизнесу.
Следствие кризиса – безработица - так же болезненно отразилась на «малой экономике» страны: согласно официальным сведениям государственной статистической службы Греции в марте 2013 г. безработица среди работоспособного населения Греции достигла 26,8% что равно 1309071 чел. (февраль 2013 г. - 26,7%, март 2012 г. -22,2%).
Также, по состоянию на март 2013 г. занятых людей в Греции насчитывается 3580680 человек, что на 245949 человек меньше, чем в марте 2012 г. и на 6697 человек меньше, чем в феврале 2013г.
Мировой экономический кризис сократил поток иностранных туристов в Грецию, ударив по всем видам предпринимательства, связанным с туризмом. Снизились и экспортно-импортные операции продукции…
Но не все так плохо в Греции, как это выглядит с первого взгляда.
- Многие международные рейтинговые агентства, которые занимаются этим вопросом, утверждают, что пик кризиса в Греции уже пройден – комментирует Генеральный Консул Республики Греция в Мариуполе Димитрис Папандреу – Для нашего малого и среднего бизнеса кризис стал серьезным опытом, предприниматели смогли осмыслить свою деятельность, научиться на собственных ошибках и учитывать этот опыт в дальнейшем. Некоторые предприятия закрылись, другие продолжают работать, но у них есть немалые долги. Всюду проявляется такая тенденция: закрылись те предприятия, фирмы или магазины, которые имели и до кризиса серьезные проблемы. Но на следующий день на их месте появляются новые.
Кроме непопулярных программ жесткой экономии, существует множество государственных программ по улучшению бизнес-климата и борьбе с безработицей. Они существовали и раньше, а сейчас особенно актуальны. Эти программы в каждой сфере бизнеса появились в результате сотрудничества государства с частными предпринимателями, и к ним привлекаются внутренние и иностранные инвестиции.
Сегодня наблюдается положительная динамика, например, Премьер-Министр Греции посетил Китай, и мы ожидаем кардинальных изменений за счет серьезных инвестиций из этой страны.
Вектор наших экономических связеq изменился: сегодня по инвестированию своих предприятий в Грецию лидируют Китай, США, страны ЕС и Япония.
Китай начал активно входить на греческий рынок посредством государственного органа COSCO по развитию торговых грузоперевозок. В порту Пирей есть представительство этой компании, где грузы из Китая распределяются на всю Европу. Сейчас ведутся переговоры об открытии такого пункта в порту Тимбаки на Крите.
У нас есть важное преимущество – морские порты. Греческий торговый флот занимает первое место в мире, а большинство судов торгового флота принадлежат греческим судовладельцам. Это суда-контейнеры для нефти и газа, которые охотно арендуют Япония, Китай и Южная Корея…
Согласно греческой статистике, наиболее остро безработица ощущается в областях Эпира – Западной Македонии (29,9% в марте 2013 и 24,1% в марте прошлого года), Македонии – Фракии (28% и 23,9%) и в Аттике (27,9% и 23,1%).
Местные представители бизнеса - владельцы отелей, производители винной продукции, хозяева ресторанов и таверн в содружестве с муниципалитетами и Греческой Государственной Туристической Организацией организуют туры для представителей бизнеса из разных стран, в том числе и Украины, с целью привлечения интереса к наиболее пострадавшим в результате кризиса областям Греции.
Семейный бизнес и знание языков – гарантия выживания
В греческой «глубинке» внешние проявления кризиса не так бросаются в глаза, как Салониках, Афинах и других крупных городах, где количество закрытых магазинов сразу обращает на себя внимание.
В Западной Македонии, которую называют «греческой Швейцарией», с ее умеренным климатом и ориентацией на внутреннего, греческого потребителя, большинство предприятий, магазинов, и отелей продолжают работать.
- Западная Македония – это центр энергетики всей Греции, а также европейский центр торговли мехами – рассказывает заместитель Руководителя перифирии Западная Македония Филос Талидис – она также известна, как центр производства известного греческого мрамора, знаменитого шафрана Козани и других сельскохозяйственных продуктов. К сожалению, в нашей перифирии высокий процент безработицы, с которым мы боремся, чтобы частное предпринимательство и предприятия могли развиваться. Надеемся положить начало многолетнему плодотворному сотрудничеству с Украиной…
Председатель Объединения Предпринимателей Западной Македонии Константинос Кириакидис увлеченно рассказывает о районе Козани с населением более 70 000 человек, который на юге граничит с прекрасными искусственными озерами, а на севере – с крупным производством энергии. Частное предпринимательство в этом регионе весьма развито.
В условиях экономического кризиса представители греческого малого и среднего бизнеса стараются искать новые пути выживания.
В небольших отелях, которых здесь множество, хозяева начали приторговывать сельскохозяйственной продукцией своего региона. Это особого сорта бобы и фасоль, греческое варенье и джем, приготовленные вручную по старинным местным рецептам женами рабочих компании Velvento.
Баночки этого и других необыкновенно вкусных продуктов стоят около 5 евро - недешево, хотя и доступно, и разлетаются, как горячие пирожки…
Почти все отели оказывают спа-услуги, а самые крупные в условиях кризиса начали оказывать транспортные и экскурсионные услуги, отказавшись от посредников.
Сегодня в Греции модно привлекать персонал из числа лиц, выехавших из бывшего СССР –надежды Греции в плане роста экономики связаны со славянскими странами, имеющими общую с их страной культуру и религию.
- Мы с сыном приехали в Грецию много лет назад – рассказывает Управляющая отеля «PreSpa» Ирина – жили в Салониках, где я, как и многие украинцы и россияне, отлично зарабатывала уроками языка. Хозяин отеля пригласил меня в качестве управляющей, поскольку мы надеемся, что нас станут посещать мои соотечественники. Мы охотно включились в акцию по приему предпринимателей из Украины и очень надеемся, что это поможет экономике Греции…
Сегодня отели Западной Македонии наполнены в среднем на 50%, понятно, что их хозяева несут ощутимые убытки.
Чтобы сэкономить на зарплате персоналу, греческие предприниматели начали активно привлекать к работе родственников – семейный бизнес более живучий.
Хозяйка уютного четырехзвездочного отеля «Pindos Palace Hotel» Мария привлекла к работе на лето юную дочь – студентку факультета психологии местного университета. Девушка неплохо владеет немецким языком, поэтому мы смогли общаться.
Вообще язык в Западной Македонии – большая проблема. Поскольку перифирия сориентирована на местное потребление услуг, большинство предпринимателей не владеет иным языком, кроме греческого. Чтобы выйти на международный рынок, местному бизнесу необходимо полностью реформировать свою рекламу и обслуживание с учетом иностранных языков.
Мэнеджер одного из самых привлекательных отелей региона «Ioannou Resort» Василис Иоанну, отец четверых детей, устроил своего старшего сына шеф-поваром отеля. Стряпня молодого человека оказалась очень вкусной, а доходы – пошли в семью…
Заинтересованы в персонале из числа наших соотечественников и производители меховых изделий в крупном торговом центре «Edika» г. Касторья. Большинство местных продавцов рассказали, что 95% продукции в их центре раскупают гости из России и Украины.
- Покупать шубы в результате кризиса стали меньше – рассказывает продавец одного из отделов торгового центра Афродита Папагеоргиаду – сейчас, в летнее время спрос упал больше чем наполовину по сравнению с прежними годами. Именно поэтому хозяева идут на большие скидки, не удивляйтесь, если Вас спросят: сколько можете дать за шубу?
Мы стараемся идти в ногу с модой, сейчас в Греции последний «писк» сезона – шубы из рыси и американской лисы с колючим торчащим мехом. Эти шубы стоят дорого, и особых скидок на них не будет - от 4 до 7 тысяч евро.
Жители Касторьи занимаются изготовлением меховых изделий с 15 века, сохранив секреты скорняжного мастерства до наших дней. Наивысший расцвет гильдия касторьинцев-меховщиков получила в 16-17 веках в Константинополе, а в 19 веке их деятельность развернулась уже в Европе и Америке.
Ныне в Касторье каждый год, весной, организуются выставки и показы шуб, которые представляют собой самое важное торговое событие года, привлекая интерес специалистов и покупателей со всего мира.
(Шубу для фото любезно предоставил торговый центр г. Касторья)
Интеграция в европейские программы
Местные виноделы тоже испытывают серьезные трудности из-за кризиса.
Ведущие специалисты предприятия «Alpha Estate» (Альфа Эстейн) Макис Мавридис и Ангелос Ятридис рассказали, что их винное производство в условиях кризиса держится в основном на импортировании своей продукции за рубеж. Местное потребление вина значительно сократилось из-за упавшей покупательской способности населения.
Виноградники этого хозяйства живописно раскинулись на склонах плато Аминдео, а вина компании являются самыми известными сухими винами Греции в мире.
Благодаря многолетним связям на рынке, хорошей репутации, наградам и участию в различных выставках компания успешно борется с кризисными явлениями.
Труднее приходится маленьким компаниям, например небольшому винному производству «Vogiatzi» в городке Вельвенто и винному производству «Diamanti» в г. Сиатиста.
Чтобы приготовить 1 литр уникального вина из редких местных сортов винограда, семья Диаманти использует 10 килограммов ягод, выращенных на 8-ми гектарах принадлежащей ей земли. Затем вино выдерживают не менее 3 лет в дубовых бочках при особой прохладной температуре почти в полной темноте. При такой технологии себестоимость вина немалая, и реализовать его не так просто.
Предприниматели борются с кризисом с помощью различных акций.
"Открытые двери" - инициатива Европейской Сети Городов Вина – мероприятие, которое в последние годы стало постоянным в Греции. У потребителей есть возможность побывать на экскурсиях, дегустациях, получить сувениры на память.
Союз Производителей Вина Ассоциации «Вина Северной Греции» уже несколько лет проводит мероприятие "Открытых дверей".
В этом году планируется провести первый в Западной Македонии Винный Фестиваль, в котором примут участие множество винных производителей региона, а его участников ждет дегустация вин, лекций сомелье, выставки и джазовый концерт. Планируется посещение винных усадеб Сьятисты, Вельведо, Аминдео, Касторьи.
Чтобы пережить тяжелые времена, греки активно включаются в европейские программы.
- В ближайшие дни мы получим 2 новые моторные лодки, которые будут работать на солнечной энергии, благо ее здесь много – рассказывает мэр поселка Преспа Базилиос Зепас – это будут первые подобные лодки в Греции. Их построили в немецком городе Франкфурте в рамках европейской программы «Interekt». Местные перевозчики активно добивались, чтобы нас включили в эту программу. Теперь экскурсии по озерам к пещерам с фресками на скалах и в «Столицу пеликанов» будут осуществляться дешево и комфортно. Благодаря программе идет ремонт местного отеля стоимостью в 400 тысяч евро, а также получены средства на возведение нового пирса с причалами для лодок…
Сегодня жители поселка понимают, что единственное спасение – в привлечении потребителей из других стран. От этого выиграют и продавцы небольших лавок, и владельцы гостиниц и ресторанов, и перевозчики, и гиды …
Активно включается в европейские и местные программы греческая молодежь, которая особенно пострадала от кризиса: безработица затронула возрастную группу от 15 до 24 лет (58,3% в марте этого года и 53,1% в марте 2012 г.), а также от 25 до 34 лет (34,6% и 30,3% соответственно).
Выпускница Университета Элина Чатзидимитриу мечтает открыть маленькую гостиницу с помощью программы для молодежи, которая кредитует молодых людей, желающих открыть бизнес, на сумму 150 000 евро. Такая возможность найти работу во время кризиса – едва ли не единственная для молодых греков.
Греция – небольшая страна, чья промышленность вследствие вступления в Евросоюз развивалась в рамках его программ – однобоко и упрощенно.
В Греции весь бизнес повязан на туризме – комментирует Генеральный Менеджер Туристической Организации Салоников Никос Сапунтзис – эта отрасль способна выжить в самых тяжелых условиях, недаром по данным Ассоциации Туристических Агентств Македонии, в Салониках за время кризиса не закрылось ни одно из 200 туристических агентств и ни одна из 120 гостиниц. С 1980 по 2010 гг. 75% от общего числа туристов, посетивших Салоники, составляли греки и всего 25% - туристы из других стран. Начиная с 2010 года число греков-туристов постоянно снижалось, а число иностранцев - росло.
В 2010 году Салоники посетило 2 939 украинцев, а в 2012 году эта цифра выросла до 10 529, чему способствуют прямые рейсы между Салониками и Киевом, Днепропетровском, Донецком, Харьковом, Луганском и Львовом…
К счастью, финансовый коллапс не оставил отпечаток на лицах и в сердцах греков.
Они по-прежнему сидят с чашечкой кофе в уличных кафе или у своих домов, невозмутимо улыбаясь.
- «Кризис? Ну что ж поделать!» - беззаботно говорят греки, и в этом – вся их жизнелюбивая натура.
Опубликовано в «Зеркало недели. Украина» №35,
27 сентября 2013