Цыганские сказки

Издательский дом "Золотое Перо" выпустил новую книгу: в серии "Энциклопедия Золотого Пера" вышла уникальная книга Светланы Савицкой "Звезды в соломенной шляпе" (цыганские притчи и сказки) с переводом на цыганский язык профессора, Народного артиста России Георгия Жемчужного. 

                       

Публикуем вступительную статью к книге переводчика сказок и притч на цыганский язык Георгия Жемчужного.

                                      ЦЫГАНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ САВИЦКОЙ

К костру театра «Ромэн» Савицкая прибилась не случайно. Сама нашла телефоны Сличенко. Сама пришла с гитарой лет десять назад. Смелая. Заглянула в глаза по-цыгански. Спела что-то… и стала желанным гостем со всеми друзьями своей компании «в любое время и в любом составе».

Однажды столкнувшись с уникальным и совершенно бесподобным явлением – множественностью форм, ею создаваемых, цыгане были некоторым образом ошеломлены. Нам стала важна душа Светланы, ее размышления, поэтому в переводе было принято решение - не додумывать за нее какие-то вещи, не выставляться на первый план самому, а сохранить первозданную прелесть ее сказок.

С детства русские и цыганские и всякие другие дети трепетно относятся к легендам, преданиям, рассказам бабушек и дедушек. Но нам повезло, мы стали свидетелями, как они рождаются на наших глазах. Так старуха Изергиль рассказывала о Данко. Так «Цыганское романсеро» лилось из уст Гарсиа Лорки. Так великий Пушкин слагал строка за строкою сюжетные линии «Цыган».

Решение перевести сборник сказок Светланы Савицкой пришло само собою. Было отобрано 19 из 500, в которых наиболее характерно проявлялась именно цыганская традиция. Работа продолжалась в течение года.

Люди, общаясь с цыганами думают, что это какая-то тайна, и это правда. Светлана открывает страницу за страницей ощущения невообразимо огромного нашего мира, она вскрывает тайны не мрачные и не таинственные, а прекрасные вольные, свободные, жизнерадостные и на мой взгляд, немножко театральные, для публики, которая за ними смотрит.

Проникновенное поэтично - притягательное изложение мудрых сюжетов мне не всегда удавалось в точности

перевести. Беден цыганский язык! Поэтому от многих других сказок пришлось отказаться. А жаль.

Зная ее в жизни филигранно-точной в собственном выстраивании отношений между друзьями, умение деликатно за секунду выбрать правильное слово, не обидеть, не огорчить правдой, по-дружески и с любовью выслушать. Заставить без просьб рассказать что-то потаенное-личное. Вывести собеседника и друга на тихий пламенный восторг, поверить свечению глаз. Мы в нашей семье Жемчужных зовем ее Светлана Огневая. И огонь ее не бешено-страстный, а мощный и теплый, какой бывает от очень крупных деревьев, греющих всю ночь до утра у цыганских кибиток. На такой вот огонь не обжигающий, а теплый, можно смотреть часами, разговаривая, вспоминая, осмысливая бытие.

С любопытством выискивая и изучая ВСЕ цыганское в ее творчестве, я находил потрясающие откровения. Если вникать в суть романа «Распутай время», вы убедитесь, что самые сильные эмоциональные события в этом крупном произведении связаны с жизнью бабушки Валентины, у которой по всей вероятности были цыганские корни. Отсюда у Светланы Васильевны и мудрость Изергиль. Отсюда и вольное истолкование собственного видения сотни правд вокруг одной истины. Занятным и очень оригинальным показался эпизод знакомства барышни из рода Захарьиных, жены мельника с пришлым цыганом. Дарение серебряного гребешка, из которого далее будет развернута великая линия любви «до гроба». Эстафета огня явно и четко прослеживается именно в романе «Распутай время».

«Коклюш, он вообще-то и без врачей лечится. Если по утрам дышать сырым туманом. И не кашлять много. Вася и дышал. Умирая, слышал, как пришел в дом незнакомый седой

кудрявый дед в белой рубахе. Сел пред Валентиной. В глаза глядит с осуждением. На щеках желваки шевелятся.

- Ну, сказывай! Как ты до того довела, что всех из жизни своей повывела и мужа и детей? – с осуждением спрашивает.

Валентина от обвинения такого снова запричитывала, сидит, качается, нос в платок уткнула: - Ойййй, не хочу жить! Петенькаааа! Забери ты с собой мою душу грешнуююююю!

- Все ясно! – рубанул дед по столу кулаком. А ну, дочь моя неразумная, рот закрой! Не зови смерть! Не вой, я тебе говорю! А то как протяну вожжам по холке! – содрал он с нее тужурку, вывернул наизнанку, снова надел. – Носи так неделю! Поняла?

- Поняла, - хлюпая носом, послушно пролепетала Валентина.

- На какой телеге покойного Петра вывозили? Ну, говори скорей!

Валентина показала.

Вышел странный цыган в белой рубахе монахов во двор. Перевернул телегу вверх тормашками. Затем попросил у матери новое белое полотенце. Повесил его на ворота, в знак того, чтоб покойник пришел и утер свои слезы. Воды в чаше поставил на крыльцо, чтоб, стало быть, умылся.

Блины Валентину печь заставил. И первый блин не стал есть, а разорвал на части, разложил на окнах. Остальные соседям раздал на помин души.

Свечи на все четыре стороны возжег.

Могилы мужа и деток Валентины украсил цветами, и хлеба свежего только испеченного на них разломил. Водички на каждой оставил. Баню велел затопить, но мыться тоже не стал. Оставил для духов на этот день и мыло и полотенце.

Взял полено, обмотал его пеленкой, и бросил на ночь во двор, чтобы на него светил месяц, чтобы Вася поправился. Цыган объяснил это Валентине так, что луна пьет жизнь человека. И Васю сгубила тем, что он спал у окна, луна его и засветила. А теперь лунные люди душу его требуют. Утром то полено в костре сжег. Наказал, уходя, чтоб сама она больше не выла, и не звала к себе мужа. И, чтоб не работала, как проклятая. Себя берегла.

Василий видел сквозь сон выздоровления, как мать вместе с тем странным цыганом занесли его обратно в избу. И мужик в белой длинной рубахе на прощание поцеловал Васю в лоб, точно дед родной. И полынью от него потянуло ветряно-сладкой».

Мудрый цыганский дух, заключенный в тело княжеского земного происхождения – характерная особенность внутреннего литературного дара философии Светланы Савицкой. Книга «Мистика Востока» в очерке об Индии дает нам полное право так говорить, ее дружеские контакты и глубинное изучение культуры Калькутты, и особенно момент взлета над Индостаном и сравнение души писателя со всей страною:

«Глядела я и на открывающуюся махину дельты Ганга под авиалайнером, когда поднимались мы все выше и выше. На береговую линию Бенгальского залива. На дикие джунгли и прекрасные дивные города.

Так, душа, оставляя прах, поднимается к Богу. Вопрошает удивленно – а что же осталось на земле от нее? Никогда бы не думала, что Индия и есть мое тело!

- Мы с тобой одной крови! Ты! И я! Останься! - Говорила я ей, - останься такою, какая ты есть. Ты прекрасна!»

По одной из версий, цыгане вышли из Индии. Но и Европа наводнена разными родами цыган. Так Венгрия, Румыния, Сербия, Испания вечно спорят между собою, чьи цыганские обычаи в Европе первичны. Савицкая не спорит. Она чувствует Испанию сердцем. Там, называют ее русским Хемингуэем. А почему? Вот отрывок описания путешествия в Мадрид:

«И я бы полностью разочаровалась во фламенко. Но тут вышел в круг молодой человек в черном бархатном пиджаке и кружевной жилетке.

Гитары тут же всхлипнули и пошли выбивать такт, создавая настроение. В микрофон запел мужчина. А танцор, прищелкивая то носками, то каблуками, начал перед зрителями разворачивать боль, поселившуюся в сердце. Он возводил руки кверху, как крылья мотылек. Нервные пальцы щелкали в такт каблукам. Захваченный вихрем вдохновения замер зал. Тайфуном пронеслось напряжение переживаний. Что доказывал он? Кому? Себе? Любимой, покинувшей его? Зрителям. Похоже, все забыли, где они и зачем.

Рука – у сердца. Выражение лица во власти танца. Ритуального мистического действа. Это было похоже на смесь шаманизма папуасов, арабов, чукчей, цыган, заклинателей змей и огня.

Россыпи испанской гитары.

Россыпи постукиваний каблуков. Мир замер. Исчез. Только дерзновенный взор танцора. Разворот. Руки плывут. Переворачивают твою душу. Любят. Звучит песня о Марии. Она ушла.

Фламенко – некое волшебство. Так танцует в любви невзрачный воробей и царственный павлин. Так токует глухарь, и заливается соловей. Так прыгает павиан. И все это сейчас вместе изображает человек, дробью вбивающий в вашу душу мысль и надежду на счастье. Как это возможно? Тоска беспредельная бьется о стены бокалов, дребезжит. В бокалах разлито красное вино испанских ягод. В них кровь земли, смешанная со звуками и вибрациями фламенко. Страстного. Жаркого. Вечного.

Встав на цыпочки, танцор сбрасывает огненно-черный бархат, оставшись в кружевной жилетке, точно в кованных решетках испанских балконов, за которыми упрятано его сердце. Он тянется выше и выше. Он достигает потолка, и врастает в грудь ангелов навеки любовью к Испании. Несомненно, за один такой танец щедрое небо может простить год грехов всего народа!

Не платочек – символ Испании, как образ любимой, овивает шею танцора. Идеально белоснежные манжеты и воротник в темноте зала ни на секунду не остаются в зафиксированном виде. Постоянно движутся. Волосы прекрасного юноши уже мокры. Бьются черными плетьми сосулек о лоб и шею. Пот стекает с тонкой бородки. Несколько оборотов вокруг своей оси, и зал взрывает гул аплодисментов.

Он похож на тореадора, только что победившего не какого-нибудь там быка, а самого Минотавра! Потому что толпа не простила бы ни единого лишнего жеста. Ни единого промаха.

Она придет к нему завтра. К такому нельзя не прийти. И будет жевать, щупать рядом сидящих девиц, и пить вино. А он получит стабильную зарплату, укрощая дикую публику, орущую ему «Браво!» под стоны гитар.

Фламенко в России совсем другое. Красивое. Веселое. Показательно-пустое. А здесь оно яркое. Жгучее. Больное. И настоящее».

Интересным показался мне отрывок из грандиозного очерка Савицкой «Сербия. 10 тайн и открытий», за который она была награждена Наградой государства Сербия Золотой «Сербской круной». Вот он:

«Не осталось очевидцев. И жители Крагуеваца уже думают, что это просто легенда. И только памятник Небойша Деля с названием «Кристальный цвет», похожий на расколовшийся каменный цветок, да цыгане, передающие историю из уст в уста, могут рассказать, как это было на самом деле.

Немцы, посеявшие смерть, вольготно расположились в городе. Сербские женщины прятали детей. Прятали взгляды. Прятали мысли.

В те времена было много палаточек, где работали чистильщики обуви – маленькие цыганята.

И так случилось, что один из немецких солдат решил почистить сапоги. Но мальчик встал и ушел. И его долго не было у палатки. Тогда солдат пошел к другому чистильщику цыганенку. Но и тот не стал чистить сапоги завоевателя.

Солдат доложил офицеру.

В тот день было арестовано15 чистильщиков обуви в возрасте от 8 до 12 лет. Их забрали вместе с отцами.

Маленькие. Кучерявые. Они стояли у вырытой для них могилы, глотая сухими губами последний воздух. Их мальчишеские сердчишки подпрыгивали от страха. Но не один не заплакал. Их расстреливали по одному. Тот первый, был последним. На его глазах расстреляли всех, но даже когда уже не осталось никого, и никто не увидел бы его героизма, он снова отказался чистить сапоги фашиста…

21 октября 2006 года ромалы, как и каждый год, и я это видела, принесли сюда венок с надписью: «маленьким чистильщикам обуви».

Большой в этот день был спрос на венки!»

Проникновение в суть вещей – занятие опасное. Не всякая цыганка решится сказать правду о трагедии, прочитанной на руке. Светлана решается.

Ей говорят – тебя предали! Она возражает – Не предали, а передали на энергоуровень выше. Меня отпустили, чтобы я двигалась дальше.

Ей говорят – тебя обокрали. Она отвечает в своих сказках – «Там, где на моей ветке одно яблочко сорвут, два вырастет!»

В нее влюбляются. Она останавливает неожиданными вселенскими размышлениями повестей «Грешен! Господи» или «Полюби меня снова!»: «мы неубиваемые, неразрушимые идеи сущего, как бы мы не верили в смерть», а то и просто цыганской фразой, как в повести «Изабелла» - «Не гляди мужчинам в глаза. Они от этого дуреют!»

Каждый раз, когда читатель в ее произведениях испытывает крайнюю точку боли, ему открывается и максимальная благодать. Этим они учат - пройдёшь через физические страдания — откроется астральный проводник, испытаешь эмоциональную боль — отворится ментальный проводник. Постигнешь утрату разочарования — обретешь духовный выход, соответственно духовное разочарование ведет в более тонкие миры и так бесконечно. Каждый раз, когда человека хотят поднимать, раскрывать его внутреннюю суть — он что-то должен потерять…

И наоборот. Вы что-то невозвратимое потеряли…

Ну что ж, поздравляю вас, друзья, ведь этот сборник глубинной цыганской мудрости и откровений – награда вам за все проигранные дни!

Георгий Николаевич Жемчужный

Профессор, Народный артист России