Время не терпит отлагательств
- Подробности
- Категория: Бахыт Рустемов
- Дата публикации
- Автор: Kefeli
- Просмотров: 1928
Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает
только одного: научиться жить на земле, как люди.
Джордж Бернард Шоу
Со времен появления человека на земле поднимались, поднимаются и будут подниматься проблемы взаимоотношения человека с природой, потому что нельзя представить по отдельности человека и природу. Человек живет благодаря окружающей его среде, в частности, природе. Природа - опора всего рода человеческого. Вся жизнь человека – это часть природы. Мы единое целое. Мы – гармония .
Сегодня проблема экологии стала актуальной как никогда. Она волнует всех. В частности, профессиональные историки начали активно уделять внимание взаимоотношению человека с природой. Для посвященных экологическая история (environmental historу) связана с американской наукой. В этом направлении небезынтересно будет ознакомиться с книгой «Природа и власть» Йоахима Радкау, профессора Билефельдского университета, впервые изданной на немецком языке в 2000 г.
Книга 15-летней давности была первой попыткой интерпретировать всемирную историю окружающей среды на немецком языке. Автор книги рассказывает о разных эпохах и ландшафтах, например, Венеции, Голландии, Китая, Бали. Он встречался с разными людьми - от первобытных охотников до современных специалистов по помощи странам третьего мира.
Я соглашаюсь с профессором Йоахимом Радкау в том, что проблемы окружающей среды находятся в компетенции власти. И тут также мы с ним перекликаемся в том, что «природа» — не только что-то внешнее по отношению к человеку, но и значительная часть его самого. История экологии, по мнению автора, — это история менталитетов». Книга впечатляет своей использованной литературой. Автор анализирует труды известных специалистов ХХ века, также высказывает свое мнение.
Каждый человек на земле стоит перед вопросом: кто или что для тебя природа? Правила русской грамматики призывают нас общаться с природой как с неодушевленным предметом, объектом. И названия окружающей нас природы пишется с маленькой буквы. Тогда как я считаю, что все они должны писаться с большой буквы: Степь, Лес, Горы, Озеро. Я говорю о них не что, а кто? Потому что Природа – одушевленная, возможно, и одухотворенная, но то, что она живая, у меня сомнений не вызывает. И это, прежде всего, должно понять подрастающее поколение. Сегодня жизнь Природы вне понимания человеческого сознания. Когда-то наши предки понимали ее и жили по законам Природы.
В глобальном масштабе мы видим сколько происходит вокруг природных, стихийных катаклизмов. Их часто и больше происходит там, где с ней не считаются, ее игнорируют. Там, где одухотворенности становится меньше и преобладает черствый и жесткий прагматизм. Как бы ты хотел, чтобы относились к тебе? Вот так и ты относись к матушке Земле, Природе.
До Ислама наши предки-тюрки не зря поклонялись таким символам Природы, как Земля, Водя Лес, Горы, Луны, Огонь, Солнце и т.д. Казалось бы, обыкновенная степь, но мы не говорили, что это простая степь. Мы, любя ее, нашу кормилицу, отдавая ей должное, говорили – Улы Дала! – Великая Степь! Это уважение к земле, к природе, к окружающему миру, в том числе, и к людям, сидит в наших генах, которое мы унаследовали от своих предков. То, что тюрки воевали между собой - это уже частности. Все зависело от того, кто пришел к власти. Есть властители, оставляющие после себя процветающую культуру, счастливые города и села, а есть и те, кто оставляет после себя разрушение, голод, смуту, выжженную степь. Наш Президент Н. А. Назарбаев не только облагораживает свою страну, но и активно этим занимается и в других странах. Например, посещая Украину, он там посадил Каштан в память о своем пребывании в этой стране .
Воспитание детей на тему любви к природе, всему окружающему, должно вестись с семьи, потом она должна продолжиться в школе, в Вузе, и наконец, в обществе. Воспитывать взрослого человека, чтобы он уважал природу, бывает уже поздно. Жажда наживы, постройка себе зоны отдыха или жилья в заповедной зоне или просто в среде красивой природы начинает довлеть над разумным подходом к окружающей среде, природе. Их уже не останавливает общественное мнение и даже, иногда Закон.
Если мы хотим сохранить природу, доставшуюся нам от предков и передать ее такой же богатой и красивой потомкам, нужна воля власти, о которой я уже отмечал выше. Человек - хозяин своей судьбы, хозяин земли. И в религиозных трактатах призывают людей к бережному отношению к Природе. Об этом мы найдем упоминание и в Библии. Я являюсь светским человеком и полагаю, что нормы жизни и правила поведения в Священных книгах – Библии и Коране - являются руководством для человечества, потому что там нет ничего предосудительного. Согласно Библии, человек является "домоправителем" планеты Земля, владелец которой – Бог. В отличие от других живых существ, человек несет ответственность за происходящее в биосфере. Судьбы человека и других созданий тесно взаимосвязаны. Церковь и отдельные верующие могут и должны способствовать сохранению природы, проповедуя словом и жизнью поклонение Творцу и бережное отношение к Его творениям.
Полагаю, только бережное отношение к природе характеризирует работу власти в нынешнее время. Пущенное на самотек дело в этом архиважном вопросе не терпит отлагательств в некоторых уголках земли. Земля - наш общий дом. Варварское уничтожение природы в другом конце земли, несомненно, откликнется в любой ее части. А значит, защита природы – это не проблема одной нации, одного народа и одного государства. Это глобальная проблема. И чтобы не оказалось поздно, всем нам, современной цивилизации, необходимо объединение своих усилий, устремлений на разумной общечеловеческой основе. Еще раз отмечаю, что сегодня защита природы - это уже проблема для каждого человека. Быть природе или не быть, все зависит от волевых и смелых подходов со стороны государств. Не губите Природу, ибо она - опора всего живого.
Наше отношение с природой должно быть взаимно вежливым, корректным, обдуманным. Земля наш дом, наша кормилица. Любовь и забота об окружающей среде поможет решить многие экологические проблемы. Между природой и нами должна быть гармония. Как отмечают музыканты – мы должны работать и жить в унисон с природой.
В нашей стране уделяется большое внимание экологическому образованию людей. Идет конкретная работа по посадке деревьев вокруг городов и населенных пунктов, который мы называем «Зеленый пояс», Они являются «легкими», очищающими города и создающие свой позитивный микроклимат. Для этого выделяются специальные средства из госбюджета. Также проявляется забота и внимание по охране рек, озер и лесов, фауны и животных. Особая забота о внесенных в «Красную книгу». Строго действуют и соблюдаются правила охоты и рыболовства.
В прежние века не было варварского уничтожения всего и вся, как это происходит сегодня. Ведь не секрет, что сегодня исчезают многие птицы и животные, целебные деревья и растения. Пора бить тревогу. И у нас есть упущения. Например, в некогда богатой на барсов и медведей горах Заилийского Алатау, сегодня их можно насчитать единицы, они стали большой редкостью. Раньше люди жили с заботой о природе: фауне, животных и т.д. Следили за их популяцией и отстрелом.
Неумение жить на Земле всегда приводило людей не только к простым проблемам, но и к крупным катастрофам. Появлялись и исчезали не одна цивилизация. На протяжении тысячелетий, миллионов лет человечество сопровождает некая таинственность и незавершенность. С чем это связано? Причин много. Это и возможные факты неразумного использования технического и научного прогресса, приносившие в итоге вред его изобретателю-человеку и Природе в целом.
Природа – это основа нашей жизни. Жить с нею в гармонии, - первейшая обязанность человека. Только в этом случае мы ощутим ее прелесть и красоту, а также красоту совместной жизни человека и природы. Вот как воспевает эту гармонию человека и природы выдающийся аргентинский поэт Леопольдо Луганос:
Есть в поэзии его
Первого цветка приманка,
Зорь весенних торжество
С конским ржаньем спозаранку;
И румяная смуглянка,
Крутобедрой красотой
Нам в сердца несет смятенье –
Плод весеннего томленья,
спелым соком налитой! …
Мы добра не бережем –
Нам булыжник, право слово,
Лучше слитка золотого;
Без вины осуждена,
Гибнет в наши времена
Нашей родины основа.
Полагаю, лучше не скажешь. Если отношение человека с Природой – это первая проблема в современном мире, то сами люди сознательно придумали для себя еще вторую проблему - это дефицит экологически чистых бахчевых культур, овощей и фруктов, сельскохозяйственных продуктов. Ради наживы, сиюминутной выгоды и в целях быстрейшего созревания этих культур, производители используют губительные для человеческого организма разные химические удобрения.
К серьезным проблемам со здоровьем приводит попадание в пищу сельскохозяйственных ядохимикатов, к которым относятся пестициды. Они широко используются в сельском хозяйстве для защиты растений от болезней, сорняков, вредителей, что увеличивает опасность попадания их остаточных количеств в пищу и оказания неблагоприятного воздействия на организм человека. Применение некоторых из них запрещено. Но, несмотря на это, описаны многочисленные случаи отравления различными пестицидами через загрязненные пищевые продукты – муку, сахар, орехи и т.д.
Итак, человек получает двойной удар по себе и по своему здоровью за свою сознательную и безответственную деятельность с окружающей его Природой. Во-первых, это ответный удар Природы в виде стихийных и иных бедствий за варварское отношение к ней. Во-вторых, отравление себя, здорового человека, разными вредными химическими элементами, используемыми в растениеводстве и животноводстве. Все хорошо знают, в каких странах производятся вышеотмеченные продукты. Генофонд человека с каждым годом ухудшается на Земле. Причем во всех его уголках.
Степень загрязнения пищевых продуктов напрямую зависит от степени загрязнения окружающей среды. Чужеродные вещества, попадающие в нее в результате жизнедеятельности человека, накапливаются в почве, атмосферном воздухе, воде, а, следовательно, передвигаясь по цепочке, неизбежно попадают в организм человека и вызывают нарушения здоровья. С точки зрения распространения и токсичности, наиболее опасными загрязнителями пищевых продуктов являются тяжелые металлы, пестициды и продукты их обмена, радионуклиды, полициклические ароматические углеводороды, нитраты, нитриты, радиоизотопы. Основным путем загрязнения пищевых продуктов радиоизотопами является почва, там их впитывают растения, и далее они с продуктами растительного происхождения попадают в организм человека.
В сельском хозяйстве для быстрого роста мышечной ткани животных применяются, как правило, анаболические гормоны, позволяющие при регулярном использовании увеличить мышечную (пищевую) массу животных. Наряду с гормонами для выращивания мясистого и здорового скота широко используются антибиотики. Как известно, определенная часть антибиотиков не выводится из организма. У животных также антибиотик частично остается в мясе, молоке. При использовании такого продукта возрастает риск развития аллергических реакций, нарушения местного иммунитета, изменения микрофлоры кишечника. Различных ранее неизвестных или известных заболеваний среди людей становится больше, в частности, аллергические заболевания. Уже полторы тысячи лет Коран призывает человечество к внимательному отношению к Природе. Правильное восприятие человеком своего положения во Вселенной и справедливое отношение к окружающему миру имеют большое значение для формирования личности мусульманина. Окружающая среда — это мир, полный знамений, указывающих на величие и совершенство Творца. Ислам видит в нём не самостоятельную область реальности, а зеркало, отражающее Высшую Реальность. Размышлять об этом мире и заботиться о его сохранении — одна из обязанностей человека.
В Коране неоднократно указывается на существующий в природе мудрый порядок, установленный Всевышним. Сохранение и поддержание этого порядка возложено на человека. Злоупотребление властью над природой, которая приличествует человеку как наместнику на земле, и пренебрежение законами мироздания чреваты суровыми последствиями: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них».
Иными словами, жизнедеятельность человека тесно связана с вопросами экологической безопасности. Однако это не означает, что ислам призывает к ограничению экономического роста или технологического развития. Согласно Корану, развитие возможно и при постоянном технологическом прогрессе, если только человек не нарушает экологического равновесия: «Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не кормите. Нет таких вещей, хранилищ, которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере». Но если экспансия человека нарушает существующий в природе баланс, то природа отвечает ему взаимностью: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что вы совершили сами». Современные масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду привели к тому, что потребление ресурсов Земли превышает темпы их естественного воспроизводства. Отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу, нарушая существующий в ней круговорот веществ, и создают угрозу для здоровья людей.
В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер и вызывают беспокойство не только потому, что масштабы надвигающейся катастрофы могут превзойти все опасения, но и потому, что истощение природных ресурсов стало оказывать ощутимое влияние на развитие мировой экономики. Тем не менее, современные правовые механизмы экологической безопасности несовершенны, а предлагаемые способы разрешения глобальных проблем не подразумевают системного преобразования действующих принципов техногенно-потребительского развития.
Загрязнение окружающей среды и истощение ресурсов нашей планеты имеют антропогенный характер, и поэтому видится решение этих проблем в целенаправленном регулировании человеческой деятельности, формировании ценностно-ориентированной экологической культуры. В свете этого особую значимость приобретает экологическое просвещение. Человечество должно компенсировать своё воздействие на природу, и Коран возлагает на человека ответственность за всё, что происходит с ним и вокруг него, в том числе — за восстановление среды его обитания: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».
В заключение хочу особо отметить, что если и дальше будет продолжаться государствами нынешняя политика неразумного отношения по использованию даров и недр Природы (Земля, Озера, Моря, Недра), то крупных экологических бедствий нам не избежать. Призываю людей, чтобы серьезно отнеслись к настоящей проблеме и изменили сегодняшний свой порочный подход. Мы уже находимся в критической зоне: время не терпит отлагательств.