Библиотека "Писатель в интернет-пространстве". Книга Наталии Колесниковой "Времена"

 

ББК 84  УДК  82-31

К 60

 

Времена. Повесть /Н. Колесникова. Киев:    «Писатель в интернет-пространстве»,2017 – 76 с


                  ВРЕМЕНА

  

                          …шумит, не умолкая  память -   дождь

                          и память- снег  летит  и пасть не     может…

                                                                           Давид Самойлов

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                            НЕ ПРЕДАВАЯ БЫВШЕЕ

 

Течение времени   неуловимо. Во всяком случае,  так мне  на  старости  лет  стало казаться.  Срок в  десять-двенадцать лет  - это  много или нет, долог он или краток? … В  восприятии  не  узника в тюремной одиночке, не  исследователя  глубин  прошлого  нашей планеты, а обычного человека, которому  дано  прожить в этом мире  свой  срок…

Я родилась  через  двенадцать лет   после того, как 

Октябрьский переворот  ( очень  точная формулировка –«переворот»!)  вывернул  наизнанку  жизни многих миллионов людей.  И моих  близких   в том числе.

Дед  - бравый   усатый офицер, полковник  ( в  ящике  старого шкафа  сохранились его фото и медная   дверная  табличка – «Алексей  Евсеевич  Колесников», странно, что в свое время не выкинули эти буржуйские  реликвии!)  Слава Богу,  в тринадцатом году  бросив  бабушку с двумя  детьми  на руках уехал  в Среднюю Азию, где  вскоре умер. Будь он жив, в семнадцатом году семью ждали  бы   тяжкие испытания.

 Бабушка о муже   никогда  не вспоминала.   Строго говоря, она не состояла с  нами в  прямом родстве. Она приходилась   моей маме теткой.  Родная  мать мамы  умерла  очень рано, и по традиции тех  времен,  долг  перед осиротевшими детьми  обязывал сестру ее  стать женой вдовца.   И Надя Артобалевская,  вышла  за него  - не по любви, а потому что так было положено. Своих  детей у них не было, и племянникам  она стала  истинной матерью.

Характер у бабушки был независимый, деятельный. Может быть  отцовские гены  сказались?  Бабушкин отец -  мой прадед – происходил из яицких казаков. Яик – если кто не знает -  река переименованная  Екатериной Второй  в Урал после пугачевского восстания – чтобы  духу бунтарского в памяти не оставалось! Артобалевский, как говорила  бабушка, облагороженное от  татарского Артобал. В документах, где упоминается прадед, - 

разночтения: то  его фамилия пишется  через «а», то через «о», я буду придерживаться бабушкиной версии – «Артобал».

Оставивший в чертах  бабушкиного лица легкий татаро-монгольский след, прадед  участвовал в русско-турецкой войне 70-х годов Х1Х века, принимал участие в осаде Шипки, во взятии Плевны . В справке  Военного архива  царской армии, которую можно найти в интернете, значится, что Александр Михайлович Артобалевский  родился 3.01. 1841 года, закончил Константиновское военное училище в Санкт-Петербурге   и завершил службу в 1901 году в звании генерал-майора в должности  командира  пехотной дивизии. Выйдя в отставку он жил где-то на Пречистенке и время от времени  навещал дочку и  внуков. Мама рассказывала, что любимый «дедулька-толстухон» с радостью встретил Февральскую революцию, ходил по улицам с красным бантом и братался с солдатами.  Скончался он в 1918 году, к счастью, не успев вкусить горьких плодов революционного переворота.

Маленькая  я любила  слушать мамины  рассказы  о детстве, в которых  дед занимал значительное место. Очевидно, из всех его  детей Надя , особенно после смерти  старшей дочери, была ему ближе всех, а уж внуки  которых растила Надя, тем более.

«Дедулька-толстухон» нередко и, конечно, неслучайно возникал в  маминых рассказах о детстве. Эти воспоминания, сохранившиеся в детской памяти, мама  передавала мне как бы  в наследство. Об отце своем она никогда не вспоминала, дед, как видно, был ближе. Некоторые мамины воспоминания о нем

вносят в образ  боевого генерала на отдыхе забавные нюансы. Однажды, когда мы на даче  варили земляничное варенье, мама например вспоминала, как  проводил эту процедуру дед: перед варкой  каждую ягоду он накалывал на иголку и  окунал в рюмку с водкой  - чтобы она сохранила форму, не разварилась. Эту операцию он проделывал тщательно, неспеша… Сколько же на это надо терпения! Не на коне скакать!

А лично у меня с прадедушкой  связано  такое  детское воспоминание. От  воинского прошлого оставались у нас  по ящикам-сундукам кой-какие  вещи: красные  суконные полоски  - лампасы, брюки-галифе, из которых мама ухитрялась шить мне  роскошные  юбки, «золотые»  пуговицы  с орлами…

 И еще  нагайка – настоящая, казацкая, тяжелая, с плетеной ручкой, ее иногда  давали мне поиграть.  Но однажды вечером  бабушка взяла нагайку, завернула в толстый слой газет и вынесла  в темный двор – на помойку. Мне очень  жаль было  нагайку, но бабушка проворчала: «От греха подальше». И разговоры на эту тему пресекла. Пуговицы с орлами тоже  куда-то подевались. А генеральские лампасы мама употребила в разных своих швейных изделиях.

 Но остались прадедушкины фото, где он в полной форме, с орденами и медалью за  взятие Плевны. Куда делись эти прадедушкины награды – неясно. Запрятаны  в каком-то тайнике  в недрах старинной мебели? Такие тайники в прежние времена заказывали   сделать  столярам - умельцам… Но это – вряд ли, мне бы такой тайник в свое время показали. Уцелела только одна награда – за  Плевну. И еще в маленькой старинной коробочке  сохранился кусочек  золотистой мозаики – трофей! : прадед – в ту пору  молодой офицер – отколупнул  его от знаменитого константинопольского храма, когда русские войска победоносно вошли в  столицу Турции.

    Век спустя после побед в той русско-турецкой войне, в начале 70-х годов уже не позапрошлого, а всего-навсего прошлого века, во времена нашей поистине братской дружбы с Болгарией, у нас дома бывали в гостях  мои коллеги из этой  страны. И как-то я  похвасталась прадедом, и музейщики из военно-исторического музея Плевны стали выпрашивать у меня для экспозиции  прадедушкино  фото: у вас, мол,  не сохранится, праправнукам уже ни к чему, а мы память о подвиге русских освободителей сбережем навеки! Вот как  непредсказуема жизнь! Что там сейчас с этим музеем…

            Еще при жизни с мужем  бабушка  подрабатывала – преподавала  в гимназии русский  язык, чтобы   иметь собственные  средства на собственные нужды, заключавшиеся  в любви к путешествиям. На летних каникулах  она в одиночку  пускалась в туры   по Европе. Бабушка рассказывала, как это было просто

(чудеса по порядкам 30-х, да и более поздних  годов!) – «Даешь дворнику  рупь,  он  сходит, куда надо, и в тот же день принесет  паспорт с отметкой – выезжай».

В домашнем архиве нашелся пожелтевший листок –

«Аттестатъ». В  нем было  сказано, что «подательница сего

бывшая  классная надзирательница  частной женской  гимназии г-жи Арсеньевой ведомства Министерства  Народного Просвещения Надежда  Александровна Колесникова, урожденная Артобалевская, родившаяся 21 марта  1872 г., вероисповедания православного, жалованья получала 300 руб. в годъ….Имеет  свидетельство на звание домашней учительницы… Уволена, согласно прошению, от должности октября 1908 года. В отпусках не  была. Состоит в замужестве за капитаном  Колесниковымъ.»

  Об Алексее Евсеевиче  Колесникове ни бабушка, ни мама, рассказывая о своем детстве, почти никогда не упоминали. Почему? Впоследствии думая об этом, я предполагала,  что дело тут в  обиде: бросил семью – изменил  жене, сбежал с  молодой любовницей куда подальше, в Среднюю Азию, где вскоре и умер... Однако   недавно, занявшись исследованиями семейных корней, в списке, составленном  военными историками, я обнаружила имя Алексея Евсеевича Колесникова,  в чьем ведение в 1909  году был  вещевой склад  Московского военного округа, так и значится – «капитан смотритель магазина».  Военторга, по современным понятиям. Так может быть причина  исчезновения   из  Москвы бабушкиного мужа  не романтическая, а коммерчески-криминальная?  О темных делах  в порядочной семье вспоминать, ясное дело, не принято, позор... Это,  разумеется, мои  догадки  - подтверждения им нет.

               Дорогие друзья-литераторы! 


У одного из самых популярных в интернете литературных сайтов «Писатель в интернет-пространстве» http://www.pisateli.co.ua/ появилось приложение: отныне будут издаваться
Золотая Серия «Писатель в интернет-пространстве» и Библиотека «Писатель в интернет-пространстве». Первые книги авторов из разных стран – уже в печати. 
Не упустите возможность выпустить свою книгу в этих сериях, поскольку это - одно из самых лучших предложений на сегодняшнем книжном рынке!
Выпуск книги предусматривает целый ряд бонусов: каждая книга, изданная в сериях, «будет по желанию автора РАЗМЕЩЕНА НА САЙТЕ в разделе автора (для «Золотой Серии») и в разделе «Знакомство с автором» (Для «Библиотеки Писателей в интернет-пространстве»), что даст книге огромную дополнительную популярность!
Информация о книге будет опубликована в разделе «Издать Золотую Серию» и включена в рассылку новостей, которую получают более 300 известных писателей и издателей в разных странах мира, а также распространена в социальных сетях.
Кроме того, каждая изданная книга в этих сериях будет презентоваться на заседаниях литературной студии «Писатель в интернет-пространстве» и представлена в презентации деятельности сайта на наших дружественных фестивалях – Славянские Традиции, Славянская Лира и других.
По вопросу издания книги обращайтесь по адресу:       Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.