Джулия Найман: "В старое время многоженство было экономически обосновано"...

  

Гульбану Укетайкызы, которую на ее Родине, в Казахстане, больше знают под псевдонимом Джулия Найман – автор телепередач о проблемах сегодняшней казахской семьи, профессор  Казахского Национального Университета Искусств в Астане, где она преподает режиссуру и психологию творчества. Кинорежиссер, сценарист, писатель, начавшая свой творческий путь в Голливуде, где училась режиссуре, изучая академический университетский курс Master Degree, Гульбану удостоена звания "Экран шеберi"  ("Мастер экрана") Союза Кинематографистов Казахстана за  нашумевший фильм "Книга памяти", а благотворительный фонд имени Артема Боровика наградил ее за этот фильм специальной премией. Ее творчество  получило высокую оценку и у нас в Украине – в 2012 году она стала лауреатом фестиваля «Славянские Традиции» в номинации «Драматургия» за сценарий мюзикла «Дом моей мечты». Здесь же, в Крыму, ей вручили российский общественный орден "За вклад в культуру"…

 -Гульбану, это первый Ваш приезд в Украину? 

- В вашей стране я побывала впервые 13 - летней пионеркой, когда отдыхала в Артеке. 40 лет хранила в памяти чувство восхищения, и в этот раз была счастлива увидеть скульптуры девочки и мальчика, которые так потрясли меня в детстве.

Потом побывала в Киеве в 1985 году с "Поездом Дружбы". Это был молодежный тур, посвященный 40-летию Победы, в Украину и Чехословакию.

 В этом году у меня была "духовная экспедиция"в Киев с посещением духовных мест -  Киево – Печерской Лавры и Владимирского собора. У нас было всего несколько дней - 2 дня в Киеве, 2 дня в Ялте, 2 дня  на мысе Казантип. Мы успели заехать в Феодосию, посетили музей Айвазовского и Александра Грина. Заехали в Коктебель -  в музей Максимилиана Волошина, в Ливадийский дворец в Ялте. Эта поездка помогла найти подтверждение всем  новым знаниям о Боге, жизни и Вселенной… 

- Сейчас снова становится модным говорить  про «Шелковый путь», Восток, самобытные традиции живущих там людей. Как сегодня живется женщинам в Казахстане? 

- Сегодня на улицах наших городов можно часто встретить молодых женщин в мусульманской одежде, что очень красиво, если выдержано со вкусом. Такая  девушка плывет,  как лебедь, тонкая, изящная, целомудренная. Но иногда встречаются женщины и в темном мрачном балахоне, прячущем фигуру, с некрасиво повязанным платком, скрывающим лицо.

Из истории: казахская женщина никогда не закрывала лицо, в отличие от других женщин Востока. В Коране нигде не написано, чтобы женщина была закрыта с головы до ног. Напротив, там есть строки, что надо одеваться ярко и красиво, только не нужно оголяться и вызывать у противоположного пола похотливость. В священной книге написано, что женщина равна мужчине, но у мужчины больше ответственности перед Богом за свою семью.  Все зависит от того, кто как трактует Слово Божье. Поэтому, очень важно, чтобы люди были образованны и читали Коран самостоятельно. А пока  на наших улицах можно встретить и курящих женщин с декольте и наглухо закрытых… 

- Какие темы семьи Вы затрагиваете в своих передачах? 

- Традиционно казахская женщина – это типично восточная женщина, нацеленная, прежде всего,  на семью. Но реалии сегодняшнего дня изменили и женщин. Многие ушли в бизнес, создали свои компании, много работают.

Сегодня у нас очень трудно найти хорошую девушку для создания семьи,  женщины стали легкодоступны. На первое место среди  приоритетов выходят  деньги и секс. Женщины легко вступают в интимные отношения, не испытывая при этом сильных чувств, на мужчин смотрят потребительски. Выходя замуж с такими установками, быстро разводятся, жалуясь при этом,  что мужчины сегодня не те...

Испокон веку на Востоке именно женщина воспитывала мужчину, берегла семью. От природы мужчина охотник, ему надо завоевывать женщину, преодолевать трудности, облагораживаться, чтобы добиться благосклонности любимой женщины. Она должна быть недоступной. Только тогда он будет ее ценить!

Вместо этого  женщины сами вешаются на шею, в первый же день ложатся в постель, вот  и получаем  мужчин -  разочарованных, избалованных, циничных.

 - Слышала, что мужчины в Казахстане не против иметь несколько жен. Как к этому относятся казашки, и почему в последние годы возникла такая тенденция? 

- Финансово обеспеченные мужчины в Казахстане часто заводят себе вторую семью, а иногда и третью. Никто эти вещи у нас не комментирует, не осуждает. Несколько раз пытались протащить закон о многоженстве в парламент. Обосновывают это тем, что это улучшит  демографическую ситуацию, поднимет статус женщин, которые не имеют мужа.

 Ссылаются на законы, которые были у казахов в дореволюционное время, и самое главное, ссылаются на священную книгу, где сказано, что мужчина может иметь 4-х жен. Но в Коране сказано, что мужчина может завести себе вторую жену, если жена не может родить ему ребенка, больна, да и то – он может привести в дом другую женщину  только с разрешения первой жены.

А если привел, то должен относиться ко всем своим женам одинаково, никого не обижать.

Кто это может сделать? Всегда будут предпочтения. И кто сегодня заводит новую семью с разрешения первой жены? Кто ее вообще спрашивает?

В старое время казахи заводили себе несколько жен, потому что это было обосновано  экономически,  была высокая детская смертность, иначе не выжить.

В моей семье прадед украл любимую девушку, когда она должна была стать третьей женой бая. Они бежали и долго прятались в горах. Это сказалось на том, что она не могла родить детей, и тогда она спустилась в аул и сама привела  деду молодую жену, которая родила ему сыновей.

Так начался род моего отца, но все всегда считали матерью старшую жену и с нее вели начало нашего рода.

У деда моего мужа было 2 жены, которые жили дружно,  и после смерти мужа вместе воспитывали своих детей,  спасли их от голода в 20-е, 30-е и послевоенные годы.

Сегодня заводят себе жен не для того, чтобы выжить, а потакая своим страстям… 

- Количество детей в Вашей семье – это норма для Казахстана или нет? Сколько у Вас детей и чем они занимаются? 

- Сегодня в Казахстане отмечается повышение рождаемости, поскольку люди стали жить лучше. Многодетной  матерью  считается женщина с 4 детьми.

Государство выплачивает единовременное пособие на рождение ребенка. Оно не такое большое, как российский « материнский капитал», (сколько платят в Украине - я не знаю).

Мое мнение:  если ты собираешься рожать детей, то не надо рассчитывать на государство или на родителей, рассчитывай на самого себя.

 Я знаю казахские семьи,  где больше 6-ти детей, которым негде жить и нечего есть. Их поддерживают благотворительные фонды, просто добрые люди.

Семей с иждивенческой позицией сегодня очень много. Они переезжают в города в надежде найти работу, но без профессии и квалификации в городе делать нечего…

У меня 3 детей и 4 внука. Мой старший сын – философ, теолог, он пишет книги, сам отец троих сыновей. Дочь моя закончила Бостонский университет, магистратуру в Лозанне, творческая, деловая личность. Воспитывает полуторогодовалого сыночка и успевает работать для души. Младший сын заканчивает университет, занимается спортом.

Старшие дети росли в советское время, когда я много работала. Младший сын родился в тяжелом 1992-м, когда не было даже пеленок. Но с ним в семью пришел достаток и полнота жизни. Когда я его родила, почувствовала себя сильной:  теперь никто меня не сможет сломить, я мать троих детей! Тогда я считалась многодетной матерью. А сегодня это норма для нашей страны, и даже меньше нормы… 

- Много ли в Казахстане женщин с состоявшейся творческой карьерой? Вы – правило или скорее  исключение? 

- У нас  немало женщин, нашедших себя в творчестве: это певицы, поэтессы, актрисы, дизайнеры,  балерины, музыканты,  художники,  есть даже дирижер!

Среди таких женщин мои коллеги - режиссеры и продюсеры. Из женщин – режиссеров мне импонирует Жанна Исабаева, ее фильмы  близки по духу, она поднимает в них нравственные проблемы нашего общества.

По первой своей профессии я - учитель английского языка, окончила педагогический институт. Долгое время преподавала английский язык, методику воспитания, психологию общения, на областном радио вела свою авторскую программу "Для Вас, подруги" и в 2000 году была признана лучшим журналистом Актюбинской области. Потом ушла в режиссуру...

В 2012 году со мной в Украину  прилетели мои подруги из Астаны и Алма-Аты. Все они состоявшиеся, самодостаточные женщины – банкиры, журналисты, педагоги. На мою «группу поддержки» все обращали внимание. Казахские женщины всегда славились своей красотой и изяществом. Знаменитый путешественник и писатель Сергеев – Ценский писал, что среди казашек  каждая вторая – красавица. Наши женщины любят красиво одеваться и безукоризненно выглядеть… 

- Знаю, что Вы много путешествуете. Это стиль жизни? 

- Я  посетила много европейских стран, жила и училась в Америке, а в этом году моя душа потребовала посетить места духовные, наполненные позитивной энергией, пообщаться с людьми, для которых духовность стоит на первом месте. Это Киев, Крым, Иссык – Куль…

Я не посещаю места тусовок, потому что энергетика таких мест настолько черна, наполнена фальшью и пустотой, что я потом болею.

Собираюсь посетить Индию -  еду за новыми впечатлениями, откровениями, новым витком пробужденного сознания. К сожалению, не хватает времени на осмысление многих вещей, на чтение книг, которые уже куплены и дожидаются своего часа. Я предвкушаю встречу с ними и жду момента, когда смогу углубиться в чтение. Я давно уже осознала свою «миссию»: по природе своей я «миссионер, просветитель».

 - Зимой у нас много праздников и женщины в Украине всегда ломают голову: что бы приготовить вкусненького?  Что готовят на праздники у вас? 

-  У нас женщины в большинстве своем, очень хорошие хозяйки и предпочитают готовить домашнюю еду. Традиционно мы готовим наше национальное блюдо беспармак. Это необычайно вкусное, сытное блюдо из мяса. Мы печем баурсаки – это вкусные лепешки. Любим узбекский плов, манты. Они уже перешли в разряд наших,  национальных. Обожаем украинский борщ, татарский

чак-чак, русские пельмени. Наша национальная кухня  на самом деле многонациональная, пришедшая к нам от разных народов, и мы уже не делим - где чья кухня, как никогда не делили людей по национальному признаку. У нас под одной крышей больше 100 народностей! Казахстан давал приют многим народам во время войны, во время переселения народов, во время целины…

 - Мы с Вами встречались дважды - на Всемирном Форуме Духовной Культуры в Астане и на фестивале «Славянские Традиции» в Крыму, и всюду Вы выступаете то под своим родным именем, то под псевдонимом. Почему Ваше творческое имя «Джулия Найман»? 

- Когда я  жила в Америке, американцам трудно было выговорить мое имя, так что проще было назваться Джулией, а Найман - это название моего казахского  рода, у  казахов  имя рода имеет большое значение. В этом – суть современной казахской женщины, уже «европезированной», но имеющей крепкую привязку к своим историческим корням…

 

Беседовала с Джулией Найман Наталья Вареник.