Явление в культуре: Транссибирский Арт-Фестиваль

Явление в культуре: Транссибирский Арт-Фестиваль

  Наш новосибирский коллега, ученый и работник культуры Анастасия Сапрыкина любезно предоставила материал о Транссибрском Арт-Фестивале.

 

31 марта концертом Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением всемирно известного дирижера Кента Нагано в Новосибирске открылся Транссибирский Арт-Фестиваль. На концерте-открытии солировал всемирно известный скрипач, художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. Прозвучали «Испанская симфония» Лало и «Фантастическая симфония» Берлиоза.

Фестиваль проходил с 31 марта по 12 апреля. Беспрецедентный по масштабу проект собрал в Новосибирске звёзд мирового искусства. Большая часть концертов прошла на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца.

В течение 13 фестивальных дней состоялось 11 концертов с участием звёзд мировой сцены. На сцену Государственного Концертного зала имени Арнольда Каца вышли американский дирижер японского происхождения Кент Нагано, звезда мировой оперы Ольга Бородина, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, всемирно известный пианист Николай Луганский, итальянский виолончелист Марио Брунелло, французский джазовый скрипач Дидье Локвуд, австрийский скрипач Алексей Игудесман, датская звезда балета Йохан Кобборг и многие другие. В рамках фестиваля в Новосибирске дважды выступил Английский камерный оркестр. В пяти концертах фестиваля на сцену выходил Новосибирский академический симфонический оркестр, без которого, по словам Вадима Репина, фестиваль подобного высокого уровня не был бы возможен.

«Программа фестиваля была сформирована в максимально короткие сроки, и в таких условиях участие в проекте звёзд такого уровня – невероятная удача, ведь график каждого из них расписан на четыре года вперед», – подчеркивает Вадим Репин. Сам музыкант принял участие в девяти из одиннадцати концертов фестиваля.

Фестиваль посвящен памяти дирижёра Арнольда Каца, создавшего в 1956 году Новосибирский академический симфонический оркестр и руководившего им до ухода из жизни в 2007 году. Важным импульсом к возникновению фестиваля стало открытие в Новосибирске в сентябре 2013 года Государственного концертного зала имени Арнольда Каца – современной концертной площадки, предназначенной специально для концертов классической музыки, которая сделала возможной приглашение в город музыкантов самого высокого уровня. Государственный концертный зал имени Арнольда Каца – главной площадкой фестиваля, а Новосибирский академический симфонический оркестр – одним из важнейших его участников.

Фестиваль по своему значению является не только культурным событием высочайшего уровня, но и проектом, мощно позиционирующим Новосибирскую область как регион высокого уровня культуры как в России, так и во всем мире. В силу высокой значимости проекта особенное внимание направлено на его освещение средствами массовой информации. В дни фестиваля организаторы обеспечили присутствие в Новосибирске свыше 30 представителей зарубежных изданий, в числе которых Euronews, Die Welt, La Repubblica и другие.

В рамках фестиваля состоялись две мировые и одна российская премьеры. 3 апреля был представлен Концерт для скрипки с оркестром, написанный специально для Вадима Репина и посвященный ему израильским композитором Беньямином Юсуповым. 9 апреля впервые прозвучали аранжировки, специально написанные Алексеем Игудесманом для проекта с участием нескольких скрипачей. 10 апреля впервые в России была исполнена программа «Па-де-де на пальцах и для пальцев», представляющая синтез балетного и скрипичного искусства в исполнении Светланы Захаровой, Йохана Кобборга, Владимира Варнавы, Дмитрия Загребина, Андрея Меркурьева и Вадима Репина. Концерты фестиваля прошли не только в Новосибирске, но и на сценах Искитима, Бердска, Академгородка. В настоящее время идет работа над формированием программы Транссибирского Арт-Фестиваля на 2015 и 2016 годы.

Организаторами фестиваля выступают Новосибирская филармония и Фонд Вадима Репина. Фестиваль пройдёт при поддержке Губернатора и Правительства Новосибирской области.

31 марта на открытии Транссибирского Арт-Фестиваля в Государственном концертном зале им. Арнольда Каца выступили Вадим Репин, Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением американского дирижера японского происхождения Кента Нагано. С 2006 года Кент Нагано – художественный руководитель и главный дирижёр Баварской государственной Оперы и Симфонического оркестра Монреаля. Кент Нагано – обладатель трех премий Grammy, почётных титулов «Дирижёр года» в Англии и «Персона года» во Франции, в 2001 году авторитетнейшим изданием Musical America признан «Дирижёром года». В Новосибирске музыканты исполнили «Испанскую рапсодию» Лало и «Фантастическую симфонию» Берлиоза.

2 апреля в Бердске состоялся камерный концерт. В исполнении пианиста Андрея Коробейникова, Вадима Репина и участников струнного квартета Новосибирской филармонии Filarmonica прозвучат сочинения Бетховена, Прокофьева и Бартока. Молодой и талантливый Андрей Коробейников уже покорил многие музыкальные площадки мира. Он повторил достижение Сергея Рахманинова, окончив Московскую консерваторию с золотой медалью в возрасте 19 лет, а к 20-ти годам успел покорить 20 международных фортепианных конкурсов. При этом параллельно получал образование юриста и уже в 17 лет преподавал в Европейском Университете Права в Москве.

3 апреля на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца состоялась мировая премьера Концерта для скрипки с оркестром №2 израильского композитора Беньямина Юсупова. Сочинение, названное «Голоса скрипки», в каждой части представляет новую стилевую ипостась инструмента: индийская рага, джаз, цыганские напевы – и другие стили. Концерт посвящен Вадиму Репину, который и исполнит его впервые вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, за пультом – автор сочинения. Во втором отделении оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса исполнил Симфонию №9 Дворжака.

4 апреля состоялся концерт симфонической и камерной музыки в городе Искитим. Учащиеся и выпускники Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) и Новосибирской консерватории Анна Танака (скрипка), Илья Тарасенко (альт), Антонина Попрас (альт), Софья Шаюк (виолончель) выступили в составе секстета вместе с Вадимом Репиным и итальянским виолончелистом Марио Брунелло. Брунелло в 1986 году стал первым итальянским музыкантом, завоевавшим первую премию на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. Сейчас он выступает на самых известных площадках Европы, Америки и Японии. Во втором отделении Юношеский симфонический оркестр Новосибирской области под управлением Владислава Янковского исполнил произведения Бетховена и Баха, сольные партии исполнили Андрей Коробейников и Вадим Репин. 5 апреля артисты выступили в Государственном концертном зале им. Арнольда Каца на благотворительной акции, проводимой совместно с фондом Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». Прозвучали сочинения Баха и Бетховена.

6 апреля в программе «В свете лондонских огней» новосибирскую публику ждала встреча с Английским камерным оркестром, одним из лучших пианистов современности Николаем Луганским и виолончелистом Марио Брунелло. Английский камерный оркестр является самым записываемым оркестром в мире. Его дискография включает 857 записей свыше 1500 произведений. Оркестр тесно сотрудничал с композитором Бенджамином Бриттеном: осуществил первые исполнения многих его произведений, Бриттен неоднократно дирижировал оркестром. Пианист Николай Луганский выступает с лучшими оркестрами мира в крупнейших концертных залах, он постоянный участник престижных международных фестивалей. На главной площадке фестиваля, в Государственном концертном зале им. Арнольда Каца прозвучали инструментальные концерты Шумана и Шопена, а также Симфония №2 Бетховена. За пультом оркестра – Гинтарас Ринкявичус. 7 апреля Английский камерный оркестр также выступил под руководством Гинтараса Ринкявичуса в Доме ученых СО РАН. Солисты – Вадим Репин и Марио Брунелло, в программе – концерты Шумана и Прокофьева, Симфония №2 Бетховена.

7 апреля с Новосибирским академическим симфоническим оркестром выступила народная артистка России, лауреат Государственной премии России, оперная певица Ольга Бородина. Певица занимает место в ряду наиболее выдающихся певиц современности и выступает на сценах всех крупных театров мира: Ковент-Гарден (Лондон), Ла Скала (Милан), Метрополитен-опера (Нью-Йорк) и других. Запись «Реквиема» Верди с участием Ольги Бородиной в 2011 году получила две премии Grammy. В Новосибирске в исполнении примы прозвучал вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти». Также в программе концерта Симфония №4 Чайковского и Симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе» Мусоргского. За пультом оркестра – маэстро Александр Сладковский.

9 апреля в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля прошло музыкальное шоу «Скрипкомания», где прозвучали уникальные и неповторимые импровизации на известные и малоизвестные темы для скрипок, ударных, баяна, домры и оркестра. На сцене с Новосибирским академическим симфоническим оркестром – плеяда блестящих европейских скрипачей: Дидье Локвуд (Франция), Алексей Игудесман и Русанда Панфили (Австрия), Михаэль Гуттман (Бельгия). А также – новосибирские музыканты Андрей Романов, Андрей Кугаевский и исполнитель на ударных инструментазх, лауреат премии Grammy Андрей Пушкарев.

10 апреля впервые в России была представлена программа «Па-де-де на пальцах и для пальцев», представляющая синтез балетного и скрипичного искусства, а также совместный проект супружеской пары Вадим Репин-Светлана Захарова. На сцене – звезды мирового балета: Светланы Захарова, Йохан Кобборг, Владимира Варнавы, Андрей Меркурьев, а также Вадим Репин и Камерный оркестр Новосибирской филармонии.

Заявленный в концерте и горячо ожидаемый новосибирцами и гостями фестиваля маэстро Валерий Гергиев не смог прилететь в Новосибирск, чтобы встать за пульт оркестра на заключительном концерте, и окончательно об этом стало известно буквально за сутки до события.
Естественно, найти полноценную замену столь громкому имени за это время абсолютно нереально, и художественный руководитель фестиваля Вадим Репин принял решение впервые в истории исполнить Скрипичный Концерт Шостаковича №1, входящий в программу, без дирижера.
К слову, если бы уровень оркестра , с которым на это смелое действие решился Вадим Репин , не был настолько высоким и подготовка каждого музыканта Новосибирского симфонического оркестра его не удовлетворяла, навряд ли наш прославленный скрипач на это пошел. Но он не ошибся в предположении – завершающий концерт стал даже не точкой, а восклицательным знаком фестиваля.
Скрипичный Концерт Шостаковича №1 – одно из величайших творений музыкальной культуры – произведение с горькой судьбой. Головоломное, как технически, так и эмоционально. Сложная ткань партитуры требует отточенного мастерства и глубокого понимания. Можно сказать, исполнение его без руководства дирижера – музыкальный подвиг. Вадим Репин после концерта заметил, что музыканты исполняли его именно как симфонию. Правда, скрипки в этом концерте оказалось даже больше, чем у Шостаковича, но в этой редакции и исполнении Вадима концерт прозвучал мощно и на одном дыхании. Даже аплодисменты между частями не раздражали, как обычно, и руки сами тянулись хлопать – именно потому, что очень уж хотелось сразу выразить восхищение музыкантами за то, что они творили на сцене Зала им.А.Каца. Думаю, если бы Арнольд Михайлович Кац мог это видеть, он остался бы доволен...
Героем вечера стал, конечно же, оркестр. И деревянные духовые, и медь, и скрипки во главе с народным артистом России Валерием Карчагиным – каждая группа была на месте, ведя свою партию точно и уверенно. Время от времени Вадим Репин, как он сам потом это назвал – «неумелыми смешными для них движениями» - дирижировал оркестром, но музыканты его понимали прекрасно, и эта нить взаимодействия незримо присутствовала с начала и до конца. Уже после второй части музыканты так разошлись, забыв про необычность ситуации, что мелодия полетела, воспарила, достигая самых глубин сознания, выворачивая душу наизнанку, чему Шостакович был мастером. Временами замирало сердце, что вдруг собьются, захлебнутся без дирижера… Ничего подобного! Музыканты играли на таком градусе, в эйфории, что, казалось, адреналин бьет ключом. Справились блестяще.
Пожалуй, этот концерт войдет в историю не только фестиваля и Новосибирского симфонического оркестра, а вообще музыкальной мировой жизни: Репин – музыкант с мировым именем. И на Транссибирском арт-фестивале присутствовала целая бригада иностранных журналистов. Плюс канал Меццо готовит о нем фильм.
После первых эмоций, на приеме в честь окончания фестиваля, Вадим Репин искренне поблагодарил коллектив оркестра, сказав, что именно Новосибирский симфонический оркестр стал основой всего фестиваля. «Если бы не этот коллектив, я бы не рискнул на такой подвиг, - объяснил Вадим свое решение играть без дирижера. – Я не знаю больше ни одного оркестра, который бы смог на таком уровне, в таком стрессе и ситуации, совершить музыкальный подвиг – исполнение этого произведения без дирижера. Думаю, что каждый музыкант в процессе сегодняшнего концерта понимал, что он является абсолютно равноправной частью исполнения. Я не могу даже поверить, что такую сложнейшую партию флейты, фагота, кларнета, тубы, всей меди, валторны можно исполнить без дирижера….Чтобы это сделать так, как они, надо быть действительно в состоянии аффекта. Это был исторический вечер!»
Первый Транссибирский арт-фестиваль завершился. Но уже началась подготовка к следующему, который пройдет в Новосибирской области с 26 марта по 8 апреля 2015 года.

Сайт Транссибирского Арт-Фестиваля:  www.transsiberianfestival.com