Поэзия
- Подробности
- Категория: Эвелина Ракитская
- Дата публикации
- Автор: Kefeli
- Просмотров: 2125
* * *
Эпитетов и образов-клещей
я не люблю... Камней, зимы и лета...
Я создана из тени и из света –
а вовсе не из слов или вещей...
Всех этих глин, песков, морей и рек,
дождя, хамсина, снега, листопада, –
не надо мне, не надо мне, не надо! –
Мои стихи писал не человек.
Мои стихи писались без меня.
И потому в них нет обычной кожи.
Они на скалы голые похожи.
Да, я люблю поэтов, ну и что же? –
Поэты – да. Стихи – не для меня.
В словах вообще большого смысла нет.
Слова – они всего лишь компромиссы.
А я хочу пробраться за кулисы,
пройти насквозь, увидеть ваш скелет...
Там, за бумагой, есть иная суть
у слов любых... вот-вот, еще полшага –
и я уйду в пространство за бумагой
и не смогу найти обратный путь.
ПОЭЗИЯ
Игорю Меламеду – ответ через двадцать лет
Ты суетен и слаб, а в ней такая мука...
Ты лжешь себе еще об участи иной.
Но ты отдашь ей всё: любимую и друга,
ребенка и сестру, отчизну и покой...
(И. Меламед, Музыка, 1986,
из цикла “В черном раю”)
Метет по всей земле немыслимая вьюга.
И музыка летит на лампы душный свет.
И ты отдашь ей всё – любимую и друга,
И многое еще, чего не свете нет.
… Мы были ей верны послушною рукою.
И в белом ли аду, и в черном ли раю,
Не ведая, кто мы и что она такое,
Мы ей отдали всё – и жизнь, и смерть свою.
У сердца на краю, без дома и отчизны,
Без денег и вещей, без Бога и страны, –
Сумела я понять лишь то об этой жизни,
Что музыкой одной мы все опалены…
Нет неба и земли, нет горечи и злобы,
Нет следствий и причин, нет женщин и мужчин –
Мы только для того с небес спустились, чтобы
ОНА текла сквозь нас, не ведая причин.
Нет более ни слов, ни слабости, ни муки,
Нет времени, судьбы, – а есть одна зола.
Я к мертвым и к живым протягиваю руки –
Ко всем, кто ею был, как я, спален дотла.
За близкою чертой, где мы не будем лживы.
Всех нас соединит она в конце пути.
Прости меня, мой друг, пока еще мы живы.
Сейчас, а не потом, – прости меня, прости…
ПАМЯТИ ВЫСОЦКОГО
Я хочу быть такой,
чтобы каждый на мелкие части
мог меня разбивать,
как в лесу разбивается крик,
чтоб над каждой строкой
мог любой, леденея от счастья,
морщить лоб и вздыхать:
до чего ж примитивный язык...
Я хочу быть такой,
чтоб меня принимали за эхо,
чтобы кто-то локтями
меня отовсюду пихал,
чтоб над каждой строкой
критик мой, столбенея от смеха,
морщил лоб и вздыхал:
я уже это где-то слыхал...
Я хочу умереть,
всем понятной от корки до корки,
чтоб со всех сигарет
падал прах мною сказанных слов,
чтоб на кухнях гореть
дополнительной пятой конфоркой
и осесть на руках,
став четвертою стрелкой часов.
Растерять все свое,
стать приправой, замешанной в блюде,
разлететься в пыли,
чтобы, напрочь меня позабыв,
даже имя мое
отрицали ученые люди,
чтобы споры вели
и решили, что я – это миф...
Лектору
Как будто не бессмертна тишина,
Вы все о Малларме да Модильяни...
Но серый снег! Железная луна! –
как олимпийский рубль в пустом кармане...
Я под луною этой рождена
и от Парижа – на другой планете,
где с трех сторон – далекая страна,
и колокол раскачивает ветер.
Пойдешь налево – пусто с трех сторон,
пойдешь направо – воздух смертью дышит.
Пойдешь ли прямо – черный крик ворон
(про этот крик поэты вечно пишут...)
Какой Аполлинер? Какой Дега?
О чем Вы это? –
в черно-белом цвете
до горизонта – ровные века,
и колокол раскачивает ветер...
Русалочка
А. Б.
Видно, я в этой жизни чужая...
(Наплевать на затасканный слог).
Никого этим не унижая,
Говорю вам: любой одинок.
Говорю вам, не чувствуя слова,
Обрывая все в мире слова:
Ничего в этой жизни не ново.
Признаю – я была не права.
Признаю, что вы правы, поэты.
(Слишком правы, а может – правы?) –
В этой жизни все песни пропеты,
Но без нас, почему-то, увы...
Лишь в одном я от вас отличаюсь –
Вечной темой – мол, «юность прошла»,
Потому что о ней не печалюсь.
Я тогда еще хуже жила.
Всё мечтала быть вроде как люди.
Да не вышло! Кругом – ни души.
Жизни не было, нет и не будет.
Лишь стихов, сколько хочешь, пиши!
(Милый друг, только жалобы эти
Нам даны... лишь пустые стихи...
Оживешь – так увидят, заметят,
Вырвут с корнем, как рвут сорняки.)
Как морковь продирают на грядке:
Вырвут – лишняя, зря родилась.
Эх, поэты, чего ж вы так падки
На живое и прочую мразь?
На живое. На всё ножевое.
Но – живое… (какая строка!)
Я была только веткой сухою.
Никакая я вам не река.
А ребенок мой – мой ли ребенок?
Разве что-то на свете – моё?
Слишком, Господи, мостик Твой тонок,
Слишком узко пространство твоё.
Я никто. Я нечистая сила.
Неизвестно откуда пришла.
Просто я тебя слишком любила –
Потому человеком была.
И ничьих не хотела страданий.
А живое – оно на ножах.
Я устала… Довольно стараний.
Как у вас там, “земных испытаний”? –
Каждый день, каждый миг, каждый шаг…
По местам ничего не расставить.
Не устроить как в царстве земном.
Не прибавить теперь, ни убавить.
Смерти ждать? А куда ее вставить,
Коль на свете и так не живем?
Жизнь прошла. Понимаешь ли, милый?
Словно очередь в кассу, – прошла.
Слишком честно тебя я любила,
Слишком долго я жизни ждала.
Вот и всё. Понимаешь, устала.
Хоть и не было жизни – так что ж…
Все ж прошла. Стороной пробежала.
Промелькнула, с обрыва упала,
Превратилась в дурацкую ложь.
...Жизнь прошла, пронеслась, просочилась,
Словно кошка, пролезла в ночи.
Я зашла не туда, заблудилась.
Пусто, милый, – кричи ни кричи.
Ни ответа теперь, ни привета.
Солнца нет – не достанешь рукой.
Нет ни слова, ни пламя, ни света,
Воли нет – ни такой, ни сякой...
«Отпусти, я тебя умоляю...»
Оживешь без меня, оживешь...
Я никто, я лишь ветка сухая,
Я пустыня, я всё это знаю...
Пусто, милый, чего же ты ждешь?
Будешь жить – как там, лучше ли, хуже –
Нет такого понятья, прости.
Я вас спутала: Бога и мужа,
Потому я сижу теперь в луже,
Потому-то и сбилась с пути.
... Отпустите, я больше не ваша.
Я про вас не писала стихов.
Так легко – переполнена чаша
До веселия, до эпатажа,
До ушей, до костей, до краев...
Россия (Москва) - Израиль.
Аленький цветочек
И лес подступает стеною,
и меркнет полуночный свет.
Очнулося Чудо лесное
и видит – Аленушки нет.
Проснулся он – зверь безобразный
в своей непролазной тайге,
и взор помутившийся красный
Аленушку ищет в тоске.
Наверное, ей не вернуться
из дому обратно сюда.
Там люди как люди смеются,
и в спину не дышит беда.
Там нету надежды на чудо,
но каждый как хочет живет...
Нет, ей не вернуться оттуда.
И вот безнадежно и люто
чудовище в голос ревет.
...А умные сестры тем часом
Алене внушают совет:
“На свете есть воля и разум,
а долга, родимая, нет.
Его заколдованный терем
тебя уже сводит с ума.
Он был и останется зверем,
а ты, в эти бредни поверив,
чудовищем станешь сама”.
...Бушует опять непогода,
за окнами блещет гроза.
Алена глядит на урода,
в его золотые глаза.
Под этою страшною рожей,
под этою накипью лжи,
есть кто-то другой, непохожий.
Она умоляет: “О Боже,
хоть каплю его покажи!”
Но сколько бы ей ни молиться,
а страшную маску не снять.
И ей ничего не добиться.
И ей ничего не понять.
И ей никогда не пробиться
сквозь липкий безудержный страх...
И кажется – что-то случится,
и гадкая черная птица
ехидно смеется в кустах...
Так дни или годы проходят.
Алена живет как жила.
К реке и к ручью не подходит,
не смотрит в свои зеркала.
Вот космы ее, заплетаясь,
уже закрывают лицо,
и, в грязную руку впиваясь,
ржавеет на пальце кольцо.
Сидит она с Чудищем рядом,
глаза ее – как пятаки.
Но там, под бессмысленным взглядом,
под кожей, пропитанной ядом,
ни горечи нет, ни тоски.
Аленушка больше не плачет,
и сердце ее не болит...
Они одинаковы, значит –
неважно, какие на вид.
...............
...Тоска подступает стеною.
Смеркается... Сил уже нет
лить слезы, бороться с запоем
и слушать бессмысленный бред.
Ты требуешь водки и водки,
и страшно рычишь без конца.
Одна лишь бездонная глотка
и страшная маска лица.
Чем дальше к безумным пределам
душа уплывает сама,
тем все безобразнее тело,
тем все непрогляднее тьма.
Я вижу ужасную рожу,
звериный бессмысленный рык...
Но там, под оставленной кожей,
есть кто-то другой,
непохожий,
кто слышит небесный язык...
Но сколько бы мне ни молиться,
а страшную маску не снять.
И мне ничего не добиться,
с тобою туда не попасть.
И мне никогда не пробиться
сквозь липкий безудержный страх.
И кажется – что-то случится,
и кажется – кто-то стучится,
за окнами шарит в кустах.
... Вот я выхожу к магазину,
к ночному, в четвертом часу.
Хозяину лавки, грузину,
я прибыль в кармане несу.
Меня он улыбкой встречает, –
наверно, уже узнает.
Но лишь головою качает
и молча бутылку дает.
А рядом – опухшие рожи.
Я мимо скорее пройду,
как будто боюсь стать похожей
и к ним перейти за черту,
как будто боюсь я подслушать,
как что-то звенит и поет,
когда их забытые души
уходят в бесцельный полет.
Уходят, от боли синея,
добру неподвластны и злу...
Но кажется – нет мне роднее
любого бомжа на углу
и этой заплаканной тетки,
заклеившей пластырем бровь...
У всех у нас общая водка,
а стало быть – общая кровь.
...Так долго ли, коротко ль время,
но всё непрогляднее дни.
Едины горят перед всеми
киосков ночные огни.
Я больше тебя не ругаю,
напрасные слезы не лью.
Я водки себе наливаю,
и, морщась, глоточками пью.
И кажется – мир предо мною,
взрываясь, сгорает дотла.
Ах, как я довольна судьбою –
я правильно жизнь прожила.
И кажется, я улетаю
туда, где иные пути –
и знаю, и знаю, и знаю –
теперь уже все позади...
И птица небесная плачет,
и льется златое вино...
И мы одинаковы, значит –
какие –
не всё ли равно...