Потомок князей Долгоруких

ПОТОМОК КНЯЗЕЙ ДОЛГОРУКИХ

 

Есть что-то фатальное, необъяснимое, что называют «загадкой славянской души», «ностальгией по родине» или «генетической памятью поколений».

Благодаря этому феномену (или по его вине!) к нам продолжают приезжать люди, чьи судьбы связаны с нашей землей чисто исторически – через далеких пра-пра-прадедов…

Их национальную принадлежность сегодня практически невозможно определить: столько крови смешалось за прошедшие века. Однако всех их притягивают сюда исторические корни, особенно если история их рода связана с историей большой любви…

 

Несколько лет назад на наших телеэкранах появился многосерийный фильм «Роман Императора» - историческая эпопея о трагической и счастливой любви, которая связала императора 

Александра II и юную княжну Екатерину Долгорукую. Снятая режиссером Диамарой Нижниковской кинолента изобиловала дворцовыми интригами, покушениями, заговорами – всем, что было присуще атмосфере той эпохи. Красочная натура (фильм снимался в Санкт-Петрбурге, Ливадии, Алупке – там, где происходили реальные события, связанные с удивительной историей любви), а также профессиональная игра актеров Николая Бурова, Веры Сотниковой, Валерия Баринова и Наталии Власовой сделали фильм интересным для всех любителей исторического жанра.

Сюжет, взятый за основу создателями фильма, был знаком лишь немногим - по книге «Роман Императора», впервые вышедшей в 1990 году в издательстве «Скиф», перепечатавшего его с Берлинского издания 1924 года. 

Автор книги, французский дипломат Морис Палеолог, описал историю любви Императора Александра II к десятилетней девочке, ставшей впоследствии возлюбленной и женой царя. Современник действующих лиц повествования, Палеолог был свидетелем захватывающих событий, которые сыграли большую роль в общественной и политической жизни Европы в начале ХХ века.

Символично, что первыми читателями книги стали участники исторического Конгресса соотечественников, который проходил в Москве в августе 1991 года: именно там распространялись первые экземпляры нового издания.

Удивительным совпадением было и то, что выход в свет неизвестного до этого у нас романа совпал с первым приездом на историческую родину морганатического правнука императора Александра II, князя Ганса-Георга Юрьевского.

Немного истории: возлюбленной, а позже - морганатической женой императора была дочь князя Михаила Михайловича Долгорукого, чей род идет по прямой линии от Рюрика, Владимира Святого и Великомученика Михаила, князя Черниговского. Родители княжны Долгорукой жили в поместье Тепловка близ Полтавы, там же произошло первое знакомство царя с десятилетней Катенькой Долгорукой. Имя «Юрьевские» появилось позже.

Одним из наиболее славных предков юной княжны был Юрий Долгорукий – восьмой сын Владимира Мономаха, основавший в 1147 году Москву. Вдохновленный этими историческими воспоминаниями, Александр II пожаловал своим незаконным детям имя «Юрьевские», присовокупив к нему титул светлейших князей. Вступив, после смерти императрицы, в законный брак с Екатериной Михайловной Долгорукой, царь присвоил ей также имя княгини Юрьевской и титул светлейшей, узаконив происхождение троих наследников.

Инициатором первого приезда князя Ганса-Георга Юрьевского на родину предков был хорошо известный у нас в Украине барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, отметивший в 2002 году свой 90 – летний юбилей. Неутомимый меценат буквально «заразил» молодого князя своей неистощимой любовью к далекой родине. 

Ганс-Георг и Эдуард Александрович – почти «соседи» по европейским масштабам. Князь живет в маленьком швейцарском городке неподалеку от княжества Лихтенштейн. Неудивительно, что барон частенько заглядывал в гости к Гансу-Георгу, в чьем доме собраны удивительные реликвии, связанные с императором Александром II. Встречались представители знаменитых фамилий и на традиционных собраниях эмиграции в Женеве.

Можно сказать, что страсть князя Юрьевского к истории своих предков зарождалась на моих глазах: в тревожном августе 1991-го Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн познакомил меня с молодым Гансом-Георгом, который бесстрашно взбирался на баррикады и фотографировался на фоне танков во время так называемого «путча». Мечтавший и раньше посетить родину предков, Ганс-Георг смог осуществить свою мечту только после смерти отца, который боялся отпускать его в Россию и Украину. А на деле князь Юрьевский оказался первым Романовым, который приехал в бывший СССР, да еще попал «с корабля на бал» в прямом и переносном смысле слова: поздней ночью, когда в Москве были в разгаре торжества, посвященные Конгрессу соотечественников, Ганс-Георг отправился «стрелой» в Санкт-Петербург. Там в это время проходил бал участников организованного в 1991 году Всемирного клуба петербуржцев, ставшего за последние годы известной во всем мире организацией. С клубом связаны имена таких известных деятелей культуры, как академик Дмитрий Лихачев, профессор Никита Толстой (потомок писателя Алексея Толстого), нынешний президент клуба, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. 

Князь Юрьевский также принимает активное участие в работе этой культурологической организации и финансово поддерживает многие проекты.

Узнав, что я – журналист из Украины, родины его прабабки Екатерины Долгорукой, Ганс-Георг охотно согласился рассказать о себе, а также встретиться с моим другом Андреем Черкашиным, который исследовал и составил родословную очень многих знаменитых фамилий.

Он вручил князю изображение родового древа семьи Романовых, проследив в нем происхождение Ганса-Георга, последнего из рода светлейших князей Юрьевских.

Необычная романтическая атмосфера нашей первой встречи заставила меня не терять из вида потомка Долгоруких. На протяжении долгого времени мы обмениваемся информацией, а письма Джорджа Юрьевского (так звучит имя князя в современном варианте) я бережно храню в своем архиве.

Князь популяризирует историю своих предков за рубежом – организует в европейских странах выставки антикварных произведений искусства из фамильной коллекции царской семьи,

принимает участие в различных благотворительных акциях. По инициативе князя в музее-заповеднике «Царское село» была организована выставка, посвященная Александру II и его царствованию, на которой было представлено около 600 экспонатов из коллекции музея и собрания семьи Юрьевских. Один из наиболее впечатляющих экспонатов – изуродованная бомбой народовольцев карета, в которой император ехал в день своей трагической гибели 1 марта 1881 года. 

Джордж Юрьевский является одним из спонсоров Благотворительного фонда имени Пушкина – российско-американского проекта, ставящего своей целью поддержку русской литературы и культуры, создание новых культурных связей между Россией, Европой и США. Спонсорами этой организации являются такие известные деятели, как Мстислав Ростропович, Михаил Горбачев, Евгений Евтушенко, Андрей Толстой, и многие другие.

Для реализации своих планов фонд собирает пожертвования и проводит тематические балы и вечера, посвященные Пушкину. Наиболее торжественные мероприятия фонда за последнее время состоялись в честь 300-летия Петербурга и в Таллинском дворце Кадриорг.

Кстати, в дни пышных праздничных торжеств, посвященных 300-летия города на Неве, Украина подарила Петербургу памятник Александру II. Это точная копия оригинала, созданного в 1913 году скульптором Марком Антокольским, который был выставлен в публичной библиотеке, а затем передан киевскому Музею русского искусства, где находится и поныне. 

Памятник Александру установлен в саду на площадке перед бывшей Академией генерального штаба (ныне факультет Военного университета связи), что находится на Суворовском проспекте.

В церемонии открытия и освящения памятника приняли участие Генеральный консул Украины в Санкт-Петербурге Виктор Семенов, руководители администрации города, иностранные гости, в том числе и князь Ганс-Георг Юрьевский, который приехал на открытие памятника со своей 

Отдавая дань памяти своему прадеду, князь хотел бы сделать тоже самое в отношении своей прабабки – княгини Екатерины Михайловны Долгорукой, чей род является не менее древним и знаменитым, чем род Александра II. 

Князь Юрьевский оказался в таком же положении, как Эдуард Александрович Фальц-Фейн, чьи предки жили в Украине и России, что побуждало известного мецената делать немало доброго для культуры обеих стран. Молодой князь мог бы достойно принять эстафету такого подвижничества.

К сожалению, у потомка Долгоруких нет друзей и единомышленников в Украине, которые смогли бы содействовать его деятельности в нашей стране. 

Именно это побудило меня задать ему несколько вопросов – вдруг у русского князя с украинскими корнями найдутся сподвижники и в нашей стране?

-Ганс-Георг, расскажите немного о Вашей семье.

-Имя моей матери Урсула Бира де Грюнок. Я очень поздний и единственный ребенок в семье, мой отец князь Александр Юрьевский родился 21 декабря 1900 года. До моего рождения родители трижды теряли детей, родился живым я один. Так что я – единственный продолжатель нашего рода. Политикой родители никогда не интересовались. Когда они жили в Париже, мать изучала историю русских царей, но это было просто ее увлечением.

-Скажите, как влияет на Вашу жизнь сознание того, что Вы – прямой потомок императора?

-Я чувствую себя обыкновенным человеком, таким же, как тысячи других. По натуре я очень спокойный человек и хочу иметь свое собственное лицо, личность, быть похожим только на себя. В Швейцарии, где я живу, все ведут размерянный образ жизни, у нас не принято подчеркивать свой титул или высокое происхождение предков.

-Говорят, что Вы любите отдыхать в своем доме на побережье Испании, а Ваши увлечения вполне в духе монархических семей Европы?

-Основное мое увлечение – спорт. Я был тренером по теннису, серьезно занимаюсь бейсболом, горными лыжами, парусным спортом, подводным плаваньем. Перед сном люблю послушать классическую музыку, а среди моих любимых писателей – Пушкин, Гоголь, Достоевский. Очень люблю верховую езду и животных.

-Расскажите о Вашем бизнесе, ведь Вы работаете, как большинство швейцарцев?

-У меня свое дело, я возглавляю одну из компаний по программному обеспечению компьютеров. Все свободное время отдаю работе, и даже подсчитал, что в среднем работаю по 50-60 часов в неделю. В Швейцарии принято много работать, это залог процветания. А возможно, моя трудоспособность объясняется тем, что по гороскопу я – козерог (родился 8 декабря 1961 года), а по восточному календарю – бык, это самые «трудолюбивые» знаки, склонные к одиночеству.

-Что Вы знаете об Украине – родине Вашей прабабушки? Хотели бы сюда приезжать?

-Говорят, что Украина и Швейцария очень похожи – своим многонациональным населением. Климатически наши страны тоже напоминают друг друга. Моя прабабушка Екатерина Михайловна была очень красивой женщиной, как и все украинки, которых мне доводилось встречать в эмиграции. История большой любви моих предков связана с Полтавской губернией, нашим родовым имением Тепловкой, и мне, конечно, хотелось бы приезжать в Украину…

... И все-таки, несмотря на рациональное европейское воспитание и образ жизни, князь Юрьевский по духу – славянин. Ему не удалось устоять перед всепоглощающей ностальгией, которую нам, задавленным бытом, сложно понять. Он все чаще бывает в Петербурге, хотя у него дома – свежие ягоды зимой, верховая езда, теннис, уютный дом, который напоминает музей, хорошо налаженная комфортабельная жизнь… 

Оказывается, всего этого мало для полного счастья. Его тянет к нам, где по-прежнему трудно, где кипят такие страсти – что мороз по коже! Где простор и размах такой – что дух захватывает!

Здесь жили его предки, и он не может этого забыть, как не забывается вкус материнского молока.