Вадим Анастасиади.Сигнал из Астаны должен быть услышан!

  • Печать

 

На международную конференцию «Культура мира, согласия и духовности» я летел в столицу Казахстана самолетом авиакомпании «Айр Астана». «Надежность, скорость, высокое качество обслуживания!» — эти слова с полным основанием можно отнести к характеристикам казахского авиаперевозчика. Кстати, любопытная деталь: пассажирам «Айр Астаны» на борту самолета вручают небольшую аккуратную сумочку с набором сувениров — на память о поездке. Как говорится, мелочь, а приятно.

И это еще одно подтверждение того, что бизнес-политику сегодняшнего Казахстана формируют люди умные и дальновидные, умеющие себя подать. Впрочем, это касается не только бизнеса, но и многих других сфер. Например, уже несколько лет Астана является признанным центром международного движения духовного согласия.

Именно здесь ежегодно собираются на совет влиятельные посланцы из разных стран — деятели науки и культуры, лидеры религиозных течений и политических движений, представители делового мира, эксперты по вопросам духовной жизни.

Именно отсюда, из Астаны, все громче и настойчивее звучит призыв к народам мира: жить в мире, дружбе и согласии — независимо от национальных, расовых, религиозных и политических различий.

Встречи в Астане — это деловые, но вместе с тем горячие, оживленные, эмоциональные дискуссии. Одобряя и поддерживая то, что представляет собой основу духовного согласия людей, их участники решительно отвергают все, что этому согласию препятствует: национальную, религиозную и политическую нетерпимость, насилие, терроризм, провинциальный фашизм...

Все эти темы решено вынести на обсуждение второго Всемирного форума движения, который состоится через год.

Вспоминаю, как один из участников конференции рассказывал, что готовясь к своему выступлению, долго искал в словарях и сравнивал толкования слов «духовность», «культура», «согласие» и др. А мне пришли на память слова грузинского писателя Нодара Думбадзе, который на вопрос: «Что такое интеллигентность?» как-то ответил: «Не берусь объяснить значение этого слова, но убежден, что интеллигентом был мой дед, который всегда поднимался со стула, если даже в комнату входил ребенок, и приветствовал его стоя, демонстрируя свое к нему уважение и почтение».

«Сегодняшний Казахстан — страна, в которой понятия «культура», «согласие» и «духовность» в особой расшифровке не нуждаются, т. к. пронесены многими поколениями казахстанцев не только через годы, но и века», — с гордостью говорили нам в Астане и мусульманский муфтий в местной мечети, и священник в православном храме, и раввин в синагоге. Поэтому высокая духовность и высоая культура в этой древней центральноазиатской стране - это по сути возвращение к истокам или к своей природной сущности, о чем где-то нередко, увы, забывают, зато где-то, к счастью, все еще помнят.

Лет 18—20 назад мы с известным политологом Леваном Матарадзе обсуждали личность популярного в то время государственного деятеля, с которым Леван некогда учился в одном классе. И Матарадзе доказывал, что его однокласснику, кстати, щедро наделенному, по его же словам, от природы и талантом, и умом, не хватает в жизни весьма важного компонента — духовной культуры.

Аргумент его звучал так: «Нравственный облик человека, узнавшего о существовании Пушкина в шесть или семь лет, отличается от облика его сверстника, прочитавшего Пушкина, скажем, в 15-летнем возрасте. Ибо по даже мимолетному взгляду на 10—12-летнего ребенка, на его речь, нрав и поведение легко догадаться, имеет он представление о Пушкине, Шевченко, Руставели или никогда о них не слышал. И каких бы высот в будущем человек ни достиг, этот образовательный дефект рано или поздно даст о себе знать».

Конечно, многие считают, что сегодня, в век электронных технологий, Пушкину и Шевченко с Руставели следует посторониться и уступить дорогу новым образовательным программам. Например, в Грузии несколько лет назад с первого класса введено преподавание английского языка. А малышей, пришедших в школу, незамедлительно начинают обучать манипуляциям с компьютером. Эксперимент? Что ж, желательно, чтобы он оказался успешным, как хочется пожелать и то, чтобы при всех, даже самых смелых экспериментах, новые образовательные технологии не лишали молодую поросль счастья общения с Руставели, Шевченко, Пушкиным, под известнейшей строкой которого: «И чувства добрые я лирой пробуждал...» наверняка могли бы подписаться многие великие гуманисты, в том числе грузин Важа Пшавела.

Имя этого почитаемого в нашей стране поэта, этакой литературной глыбы, неожиданно всплыло в Астане в разговоре с Мэри Пэт Фишер, руководителем департамента внешних отношений общины Гобинд Садан. Эта женщина, как оказалось, прекрасно знакома с творчеством самобытного грузина.

Уроженка США Мэри Пэт — человек удивительной судьбы. В возрасте 30 лет после перенесенной операции она оказалась на грани смерти, у нее развилась сильнейшая инфекция. Мэри лежала в больничной палате совсем одна, обессилевшая и беспомощная, и думала, как избежать неминуемого конца и не оставлять сиротами своих троих детей.

И вот, вознося в очередной раз молитву, она вдруг обнаружила, что кто-то ее слушает. Постепенно она поняла: в комнате находилась Сущность. Она не могла ее видеть, однако вибрации наполняли все помещение. В течение долгих часов эта Сущность находилась рядом с ней, и ее природой была абсолютная, безусловная любовь. Это ощущение было столь прекрасным и исключительным, что Мэри Пэт сказала невидимой Сущности: «Теперь мое тело принадлежит тебе. Делай с ним все, что пожелаешь — можешь убить его, можешь оставить в живых, — мне это безразлично, но позволь мне всегда быть рядом с тобой и служить тебе».

В течение 17 лет эта Сущность обучала и наставляла Мэри изнутри, давала ей духовные задания. В конце концов когда младший — последний ее ребенок вырос и покинул родительское гнездо, Мэри встретила эту Сущность в физическом теле, как и просила. Это был Баба Вирса Сингх, ее Учитель.

Мэри Пэт Фишер оставила дом и своих детей в Америке и уехала в Индию. Она поселилась в общине Гобинд Садан, основанной Бабой Вирса Сингхом в Нью-Дели в 1968 г. Гобинд Садан — это своеобразный дом Бога без стен, где обитают множество людей из различных социальных слоев, исповедующих разные религии. Там они работают и молятся вместе, считают себя членами одной человеческой семьи. Это и было миссией Баба Вирса Сингха, десятого из десяти великих сикхских духовных Учителей, которые были мистиками и о величии которых остальному миру почти ничего не было известно.

Мэри Пэт говорит, что ей очень хочется, чтобы люди узнали об этих исключительно могущественных, исключительно мудрых и исключительно открытых учителях. Потому и говорит об этом во всех своих выступлениях.

Возвращаюсь к Важа Пшавела. Мэри Пэт вспомнила, какое сильное впечатление произвела на нее его поэма «Гость и хозяин». Чеченец (у Важа Пшавела — кистин, т. е. чеченец, проживающий в Грузии. — В. А.) по имени Джокола случайно встречает в лесу заблудившегося грузина Звиадаури и, не признав в нем кровного врага кистинов, некогда убившего его собственного брата, приглашает на ночлег домой. Об этом узнают другие кистины — односельчане Джоколы. Возмущенные его поступком и жаждущие мести, они, воспользовавшись отсутствием Джоколы, врываются к нему в дом, захватывают грузина и собираются его убить. Но Джокола, верный долгу гостеприимства, встает на защиту своего кровного врага:

Вы что, с ума сошли, кистины?
Чей гость тут связан, чуть живой?
Зачем, презрев закон старинный,
Вы надругались надо мной?
Клянусь вам верой Магомета,
Гостеприимство — наша честь!
А если вы забыли это,
Так у меня оружье есть!
Сегодня гость он мой, кистины!
И если б море крови был
Он должен мне, здесь нет причины,
Чтоб горец гостю изменил.

Оба литературных персонажа стойко встречают смерть, но не поступаются своими принципами. Возможно, кто-то скажет: подумаешь, литература, в поэтическом произведении можно выразить всякое. И жестоко ошибется, ибо подобное, к счастью, случается и в жизни. Мэри Пэт сказала, что столь же сильной верой в ниспосланное свыше отличаются мудрые Учителя, повлиявшие на ее жизнь. Я же со своей стороны привел в пример одного из сопредседателей Всемирного форума духовного согласия Иосифа Кобзона.

Мы прекрасно знаем: Кобзон — выдающийся певец, создавший свою, кобзоновскую, эпоху на сцене. Но Иосиф Давидович — не только выдающийся исполнитель, но и смелый человек, олицетворение мужского достоинства. Это надежный товарищ, который всегда встанет горой за своего друга, кем бы тот ни был, даже если этого друга вдруг стали поносить на всех перекрестках.

Я напомнил Мэри Пэт о поступке Иосифа Кобзона, бесстрашно шагнувшего более 10 лет назад в захваченный боевиками концертный зал на Дубровке в Москве. Убежден: поведи себя в тот день так же мужественно, как Кобзон, некоторые другие высокопоставленные граждане России, многих жертв удалось бы избежать. Словом, не вызывает сомнений: Кобзон является сопредседателем форума духовного согласия отнюдь не случайно. И, конечно, я воспользовался в Астане возможностью лично выразить уважение, которое к нему питаю.

Как же не хватает нам сегодня — в наш жестокий и прагматичный век — мужества, отваги, благородства и силы духа таких литературных персонажей, как Джокола и Звиадаури, и таких наших современников, как Иосиф Кобзон!

Года три назад мне уже довелось побывать в Астане и в качестве члена жюри конкурса журналистов принять участие в 13-м международном творческом фестивале «Шабыт», духовным отцом которого являлся другой сопредседатель нашего форума — известный композитор Толеген Мухамеджанов. За три или четыре фестивальных дня впечатлений накопилось много. По долгу члена жюри основную часть своего времени я, конечно, посвятил конкурсу журналистов, но получил огромное наслаждение и как зритель, наблюдая за творчеством молодых казахстанских певцов, музыкантов, композиторов, фольклорных ансамблей...

Это был впечатляющий смотр талантов, иллюстрирующий главный приоритет сегодняшней казахстанской действительности — заботу о формировании духовного облика страны и ее молодого поколения. Обращали на себя внимание образованность, эрудиция этой незаурядной человеческой поросли, ее мысли о будущем страны и о своем месте в ее жизни.

Отрадно, что старшее поколение творческих работников Казахстана придирчиво пестует молодые таланты, и эти всходы прорастают то здесь, то там. Смотришь на эти всходы и убеждаешься — да, будущее у Казахстана может быть добрым и светлым, если никто и ничто этому не помешает. Оно может стать добрым и светлым благодаря Толегену Мухамеджанову и ему подобным людям в Казахстане, делающим движение духовного согласия в стране практически всенародным.

Ежегодно 18 октября в Астане и других городах Казахстана отмечается праздник, вошедший в местный календарь как День духовного согласия. Его распорядок ни для кого секрета не составляет — это многочисленные встречи, беседы, дискуссии за «круглым столом», благотворительные обеды во всех уголках страны, сотни волонтеров разносят в этот день подарки нуждающимся. Таким образом, движение, развившееся в Казахстане, не только носит международный характер, но и имеет сугубо прагматичное значение, ибо ориентировано на достижение мира и согласия в собственной стране. Что здесь важнее — судите сами.

«Укрепление духовных начал, присущих многонациональной казахстанской культуре, — это важная часть государственной политики», — написал в приветствии участникам первого Всемирного форума духовного согласия президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. И в том, что это именно так, сомневаться не приходится.

Личность Нурсултана Абишевича у многих еще с советских времен ассоциируется с представлением о прочности и надежности, хотя Советский Союз в то время, в конце 1980-х годов, уже дышал на ладан. И если когда-нибудь будет составлен поименный список главных разрушителей СССР, то имени Назарбаева в этом списке, в отличие от многих других высокопоставленных должностных лиц тогдашнего СССР, наверняка не будет, хотя как истинного сына своего народа его, конечно же, не могла не вдохновлять мечта о независимости казахстанского государства. Но Назарбаев смотрел далеко, за сомнительными лаврами разрушителя СССР не гнался, каждый его шаг был предельно продуман и даже у самых отпетых апологетов уходящего режима раздражения никогда не вызывал.

В отличие от действий некоторых других главных политических фигур тогдашних советских республик, за что и пришлось расплачиваться кровью и слезами тысячам ни в чем не повинных их соотечественников. Такова история.

Знакомство с сегодняшним Казахстаном укрепляет в мысли о том, что под руководством Нурсултана Абишевича это крупнейшее государство Центральной Азии обретает все большую устойчивость и прочность, которые умело цементируются духовным согласием казахстанского общества.